Социальное партнерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Социальное партнерство - категория рыночной экономики, для которой характерна институционализация партнеров.
Именно этому служит система социального партнерства как метод правового регулирования противоречивых интересов групп, общностей и разрешения конфликтов между ними.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.

Оглавление

Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1.Понятие социального партнерства
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства
2. Государство в механизме социального партнерства
2.1.Понятие уровней, форм и органов социального партнерства
2.2.Роль государства в системе социального партнерства и основные направления совершенствования системы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Социальное партнерствоАндрей кур.р.23.rtf

— 424.13 Кб (Скачать)

     Понятие участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 Трудового Кодекса).

     Вариант: урегулирование коллективных трудовых споров (законы Ивановской (ст. 4.1) и Ленинградской (ст. 4) областей). Такая формулировка, по нашему мнению, неприемлема, поскольку не учитывает индивидуальные трудовые споры.

     Анализ регионального законодательства о социальном партнерстве позволяет выделить формы, которые дополняют перечень ст. 27 Трудового Кодекса:

     - обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований, направленной на стабилизацию и подъем отечественного производства (закон Калужской области, ст. 3);

     - разработка, принятие и выполнение совместных решений (закон Московской области, ст. 5);

     - выработка эффективных методов регулирования социально-трудовых отношений (закон Новосибирской области, ст. 2);

     - совместная работа сторон в комиссиях и других органах (Закон Ивановской области, ст. 4.1; в законе Ленинградской области (ст. 4) эти органы называются: комитеты, фонды, создаваемые исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления);

     - совместная подготовка и внесение в законодательное собрание субъекта Российской Федерации проектов законов по социально - трудовым и экономическим вопросам (закон Краснодарского края, ст. 5);

     - установление порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвующих в заключение данного соглашения, и на организации, не имеющие коллективных договоров, установление порядка присоединения к соглашениям (закон Новосибирской области, ст. 2);

     - содействие в реализации принятых социальных программ (закон Нижегородской области, ст. 3).

     Основными недостатками рассмотренных вариантов являются декларативность ряда положений, привязка к органам, их реализующим. Сформулированный в ст. 27 Трудового Кодекса как исчерпывающий перечень форм социального партнерства расширяется как самим (ст. 53) Трудовым Кодексом, так и законами субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве, так и практикой. В связи с этим целесообразно предусмотреть в Трудовом Кодексе возможность расширения перечня форм, указанного в ст. 27 Трудового Кодекса10.

     Формы социального партнерства - это конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, предупреждения и разрешения трудовых споров

     Социальное партнерство реализуется в следующих формах:

     1) коллективных переговоров субъектов социального партнерства по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений;

     2) взаимных консультаций субъектов социального партнерства по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

     3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

     4) участия представителей работников и работодателей в досудебном или внесудебном (выделено автором) разрешении трудовых споров;

     5) иных формах, определенных настоящим кодексом, законом субъекта РФ, коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом организации.

     Органы социального партнерства названы в ст. 35 Трудового Кодекса - единственной в главе 5 Трудового Кодекса. Такая структура главы представляется неудачной. Во-первых, органы социального партнерства тесно связаны с формами социального партнерства и от них неотделимы. Например, органом для ведения коллективных переговоров является паритетная комиссия сторон, органом досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров в организациях является паритетная комиссия по трудовым спорам (КТС) и т.п. Во-вторых, в ст. 35 упоминаются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Другие органы (а их немало) в ней не названы, например примирительная комиссия, трудовой арбитраж, координационные комитеты содействия занятости населения, комитеты (комиссии) по охране труда11. Комментарии к Трудовому Кодексу12, С.Ю. Чуча13 также называют указанные выше органы.

        Поэтому предлагаем понятие "органы" определять в соответствующих главах Трудового Кодекса применительно к каждой из форм социального партнерства, как это сделано, например, в главе 60 Трудового Кодекса (ст. 382 "Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров"). При таком подходе ст. 35 делится на 2 части, одна из которых включается в ст. 37 Трудового Кодекса, а другая - в ст. 47 Трудового Кодекса, поэтому необходимо объединить главы Трудового Кодекса 3 - 5 в одну главу 3 "Общие понятия". 

     2.2.Роль государства в системе социального партнерства и основные направления совершенствования системы 

     Общая стратегия развития социального партнерства в социально-трудовой сфере в регионах состоит в том, чтобы важнейшие вопросы социальной политики находили свое решение на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках действующего законодательства и чтобы накопленный в процессе взаимодействия опыт был использован для дальнейшего развития системы социального партнерства, в том числе совершенствования ее организационно-правового, научно-методического, информационного, кадрового и финансового обеспечения.

     1.Совершенствование организационно - правового обеспечения социального партнерства.

     Эффективная реализация целей и задач социального партнерства возможна лишь при условии создания на уровне городов, районов и организаций области жизнестойкого саморазвивающегося механизма взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при участии органов местного самоуправления.

     На первом этапе органы местного самоуправления с помощью областных объединений работодателей и профсоюзов, используя имеющийся опыт партнерских отношений, способствуют формированию на своих территориях полномочных представительных органов работодателей и наемных работников.

     Следующим этапом является создание трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на основе паритетности и равноправия сторон и переход к разработке, принятию и осуществлению территориальных трехсторонних соглашений.

     Проводимая работа должна способствовать повышению авторитета этих комиссий и соглашений, расширению зоны их влияния на организации всех форм собственности и социальные группы населения.

     Успех в развитии партнерских отношений во многом зависит от обеспечения установленного законом порядка разрешения конфликтных ситуаций и возникающих трудовых споров. Это предполагает необходимость повышения роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских, районных групп экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.

     2. Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения.

     Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений требует реализации решений и рекомендаций Международной организации труда, опыта работы профсоюзов зарубежных стран, общественных организаций, проведения научного анализа эффективности системы социального партнерства на всех ее уровнях, прогнозирования социально-экономической ситуации в регионе.

     Предстоит разработка методик, положений, рекомендаций и пособий по формированию сторон социального партнерства, ведению переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, заключению и выполнению соглашений и коллективных договоров, регистрации и распространению их действия, способам разрешения коллективных трудовых споров.

     Особенно важной представляется разработка научно - методических подходов к формированию правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих работодателей вступать в партнерские отношения с работниками, их представителями и органами местного самоуправления, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для осуществления мероприятий, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.

     Для организации информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также при их реализации широко используются возможности средств массовой информации - областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.

     3. Подготовка кадров для системы социального партнерства.

     Кадровое обеспечение работы по социальному партнерству предполагает разработку и осуществление согласованной со сторонами программы различных форм обучения, повышения квалификации работников органов исполнительной власти (местного самоуправления), объединений работодателей, профсоюзов, занимающихся вопросами социального партнерства.

     4. Финансовое обеспечение.

     Становление и функционирование системы социального партнерства связано с определенными финансовыми затратами. Источники финансирования определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений на основе договоренностей с учетом экономических возможностей сторон. Ими могут быть средства сторон социального партнерства, которые расходуются на основе согласованных и утвержденных планов, смет, предусматривающих проведение организационно-технических мер по научным исследованиям, подготовке и переподготовке кадров, семинаров - совещаний, проведение досудебных процедур урегулирования коллективных трудовых споров, информационно-методическому обеспечению и др.

     Финансовые затраты для обеспечения деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений определяются в соответствии со сметами расходов, которые рассматриваются и утверждаются соответствующими трехсторонними комиссиями.

     Финансирование осуществляется на основании соглашения сторон социального партнерства по этому вопросу.

     Государство как политическая организация публичной власти выполняет по отношению к гражданскому обществу две функции: а) осуществляет управление гражданским обществом, в том числе правовое регулирование общественных отношений; б) сотрудничает с институтами гражданского общества в рамках социального партнерства.

     В процессе реализации первой функции государство:

     - определяет правовое положение постоянно действующих трехсторонних органов;

     - устанавливает принципы и правила ведения коллективных переговоров;

     - определяет легитимных представителей сторон и их правовой статус;

     - закрепляет принципы и (в определенной степени) пределы коллективно - договорного регулирования;

     - регламентирует порядок разрешения коллективных трудовых споров.

     Правовое обеспечение коллективно - договорного регулирования создается на основе требований Конвенции МОТ № 154 от 19 июня 1981 г. «О коллективных переговорах», предусматривающей необходимость принятия мер для содействия коллективным переговорам, в частности, создание регулирующих коллективные переговоры правил, органов и процедур разрешения разногласий, возникших в процессе переговоров14.

     Государственное регулирование коллективно - договорного процесса (включая разрешение коллективных трудовых споров) имеет целью:

     а) упорядочить отношения социальных партнеров;

     б) стимулировать развитие коллективно - договорного регулирования;

     в) способствовать достижению фактического равенства партнеров путем установления специальных гарантий для представителей работников.

     К государственным мерам, направленным на поддержку коллективных переговоров, относятся также законодательное закрепление минимума трудовых прав работников и участие государственных органов в разрешении коллективных трудовых споров. Государственный уровень гарантий выступает базовым для проведения переговоров, служит своего рода точкой отсчета. Существование установленных государством гарантий для работников рассматривается как стимул для их повышения в коллективно - договорных актах.

Информация о работе Социальное партнерство