Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа
Социальное партнерство - категория рыночной экономики, для которой характерна институционализация партнеров.
Именно этому служит система социального партнерства как метод правового регулирования противоречивых интересов групп, общностей и разрешения конфликтов между ними.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1.Понятие социального партнерства
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства
2. Государство в механизме социального партнерства
2.1.Понятие уровней, форм и органов социального партнерства
2.2.Роль государства в системе социального партнерства и основные направления совершенствования системы
Заключение
Литература
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1.Понятие
социального партнерства……………………………………………..
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………..8
2. Государство в механизме социального партнерства
2.1.Понятие уровней, форм и органов социального партнерства…………….16
2.2.Роль государства в системе социального партнерства и основные направления совершенствования системы……………………………………….21
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………….…
Введение
Трудовые отношения являются одной из
основ построения демократического государства.
Происходящие в сфере трудового законодательства
изменения правоотношений определяют
стабильность общественных связей, как
политических, так и экономических. Смена
политических, а, соответственно, и социальных
отношений в Российской Федерации поставили
перед специалистами различных областей
знаний задачу по обоснованию социального
партнерства как общественного явления,
объяснить его противоречия, наметить
перспективы развития, проанализировать
формы регулирования. Социальное партнерство
- категория рыночной экономики, для которой
характерна институционализация партнеров.
Именно этому служит система социального
партнерства как метод правового
регулирования противоречивых интересов
групп, общностей и разрешения конфликтов
между ними. Важное место в отражении вопросов
регулирования социального партнерства
занимают субъекты указанных отношений,
их непосредственное взаимодействие,
опосредуемое существующими в государстве
правовыми нормами. Для закрепления в
нормативных правовых актах наиболее
действенных механизмов взаимодействия
и существования субъектов в системе социального
партнерства необходимо, в том числе, произвести
историко-правовой анализ развития указанной
системы социального партнерства. Социальное
партнерство в современной России стало
важным направлением реализации социальной
политики государства. Возрастают
роль и значение механизмов социального
партнерства в регулировании и защите
важнейших трудовых прав и социально-экономических
интересов работников, членов их семей
и даже населения конкретного региона,
государства. Цель социального партнерства
заключается в достижении приоритета
интересов различных социальных групп
и дальнейшего социально-экономического
развития государства в целом.
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (с изменениями от 19 июля 2011 г.)11, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.
Теория и практика показывает, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально - трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.
Законодательство является объектом постоянного контроля как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Важнейшим законодательным актом в области трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание, что именно в Трудовом Кодексе впервые было закреплено понятие "социальное партнерство". Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.
Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально - трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
дать понятие социальному партнерству;
определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни;
формы и органы социального партнерства;
определить роль государства в механизме социального партнерства.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации социального партнерства и правового регулирования трудовых отношений.
Предмет исследования - является социальное партнерство в сфере труда.
Теоретическую
основу работы составляют научные труды
М.А. Лушниковой, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского,
Г.Ю. Семигина, Л.А. Сыроватской, В.Н. Толкуновой
и других.
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
Тема социального партнерства относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны. Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда (МОТ), которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства2.
Наиболее точным и полным является следующее определение понятия «социальное партнерство». Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства - это реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществляемого в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом. К числу субъектов трудовых отношений относятся:
1. Со стороны работников:
* профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
* общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
* полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
* многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно-демократической ориентации (СТК, рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
2. Со стороны работодателей:
* директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
* собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
* общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
3. Со стороны государства:
* общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
* государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.
Сделаем вывод, ключевое значение в настоящее время имеют процессы, происходящие в сфере труда, в сфере социально-трудовых отношений. Именно здесь складываются новые формы общения, новая мораль и стереотипы трудового поведения, которые подготавливают переход к иной системе отношений, к новой социальности.
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся по двум причинам.
Во-первых, отсутствовал опыт использования этой категории в социалистической экономике и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания необходимости ее применения в управлении.
Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.
Прошло совсем немного времени, и сегодня вряд можно сомневаться в значимости системы социального партнерства как наиболее эффективного способа достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества в целом.
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству.