Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:00, реферат
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Понятие социального обслуживания………………………………....4
3. Основные формы социального обслуживания населения…………..6
4. Порядок оплаты социальных услуг…………………………………..10
5. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………….12
6. Заключение………………………………………………………….….17
Список использованной литературы………………………………….....18
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:
- одиноким гражданам пожилого
возраста (одиноким супружеским
парам) и инвалидам,
- гражданам пожилого возраста
и инвалидам, имеющим
- гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100% до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона[5].
5.Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
расширение возможностей
семьи для решения жизненно-
установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
содействие эффективному
и гуманному действию семьи как
социально-экономической
развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами .
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.
Областные учреждения призваны
выполнять также и научно-
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи
семье и детям выполняет
- аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
- планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
- управленческую: обеспечивает
контакт с государственными
- информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.
Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.
Помощь может носить продолжительный
характер, когда при трудных жизненных
ситуациях клиенту оказывается
не только первичная, но и углубленная
длительная поддержка, направленная на
оздоровление отношения к ситуации,
выявление внутренних резервов клиента
и увеличение его веры в свои силы,
и возможность преодоления
Помощь может быть прямой
и опосредованной. Прямая помощь направлена
непосредственно на защиту прав и
интересов клиента, улучшение условий
его жизни, снятие нежелательных
психических состояний и т.д. Опосредованная
помощь предоставляется через работу
с социальным окружением клиента (семья,
члены рабочего коллектива, друзья,
уличная компания и другие), через
различные государственные
Кроме того, помощь может
быть прямой и в другом смысле слова,
а именно - в ответ на сложившуюся
ситуацию или обращение клиента,
а также превентивного
В соответствии с приказом
Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994
года было утверждено Примерное положение
о территориальном Центре социальной
помощи семье и детям, в котором
дано его определение как учреждения
государственной системы
Центр может иметь в
своей структуре различные
Цель деятельности Центра
- способствовать реализации права
семьи и детей на защиту и помощь
со стороны государства, содействовать
развитию и укреплению семьи как
социального института, улучшению
социально-экономических
Основными задачами Центра являются:
- выявление причин социального
неблагополучия конкретных
- определение и предоставление
конкретных видов и форм
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный патронаж
семей и отдельных граждан,
нуждающихся в социальной
- участие в работе по
профилактике безнадзорности
- анализ уровня социального
обслуживания семей с детьми
в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование
их потребности в социальной
помощи и подготовка
- привлечение различных
государственных и
Категориями и группами населения,
которым Центр оказывает
- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
- дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;
- взрослые граждане (беременные
женщины и кормящие матери; имеющие
на иждивении
-бывшие воспитанники
детских домов и школ-
Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 - центры социальной помощи семье и детям[7].
6. Заключение.
Таким образом, важнейшей
задачей государства на современном
этапе является создание эффективной
системы социального
Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.
Список использованной литературы.
1. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». - Москва. 1994 г.
2. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К, 2007.
3. «Законодательство зарубежных
стран по социальному
4. Николаева Я.Г. Воспитание
ребенка в неполной семье:
5. Топчий Л.В. «Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия». Рос. журнал СР - 1997 г., № 1.
6. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000
7. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002
8. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006