Социальное обслуживание граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:00, реферат

Краткое описание

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Понятие социального обслуживания………………………………....4
3. Основные формы социального обслуживания населения…………..6
4. Порядок оплаты социальных услуг…………………………………..10
5. Учреждения социального обслуживания семьи и детей…………….12
6. Заключение………………………………………………………….….17
Список использованной литературы………………………………….....18

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 29.22 Кб (Скачать)

 

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

- одиноким гражданам пожилого  возраста (одиноким супружеским  парам) и инвалидам, получающим  пенсию в размере от 100% до 150% прожиточного  минимума, установленного для данного  региона;

- гражданам пожилого возраста  и инвалидам, имеющим родственников,  которые не могут по объективным  причинам обеспечить им помощь  и уход, при условии, что размер  получаемой этими гражданами  пенсии составляет от 100% до 150% прожиточного  минимума, установленного для данного  региона;

- гражданам пожилого возраста  и инвалидам, проживающим в  семьях, среднедушевой доход которых  составляет от 100% до 150% прожиточного  минимума, установленного для данного  региона[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Учреждения социального обслуживания семьи и детей.

 

Важным аспектом в регулировании  социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых  задач;

установление связи семьи  с другими коллективами, организациями  и социальными институтами, которые  обеспечивают ресурсы, возможности  поддержки;

содействие эффективному и гуманному действию семьи как  социально-экономической системы;

развитие самопомощи для  улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему  можно представить как систему  взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами .

 

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи  и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее  время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения  в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной  центр социальной помощи семье и  детям или областной центр  социального здоровья населения  должен исходя из местной ситуации выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где  отдельные учреждения и подразделения  службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие  функции:[1]

- аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

- планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

- управленческую: обеспечивает  контакт с государственными органами, от которых зависит решение  проблем клиента, добивается решения,  проводит оценку результата того  или иного мероприятия и т.д.;

- информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных  формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный  характер, когда при трудных жизненных  ситуациях клиенту оказывается  не только первичная, но и углубленная  длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента  и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся  обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях[7].

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и  интересов клиента, улучшение условий  его жизни, снятие нежелательных  психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через  различные государственные организации  и фонды.

Кроме того, помощь может  быть прямой и в другом смысле слова, а именно - в ответ на сложившуюся  ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение  о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором  дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для  комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в  своей структуре различные подразделения  социального обслуживания семьи  и детей, в том числе отделения  первичного приема, информации, анализа  и прогнозирования, социально-экономической  помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - способствовать реализации права  семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать  развитию и укреплению семьи как  социального института, улучшению  социально-экономических условий  жизни, показателей социального  здоровья и благополучия семьи и  детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

- выявление причин социального  неблагополучия конкретных семей  и детей, их потребности в  социальной помощи;

- определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических,  медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических  и иных социальных услуг семьям  и детям, нуждающимся в социальной  помощи;

- поддержка семей и  отдельных граждан в решении  проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж  семей и отдельных граждан,  нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- участие в работе по  профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального  обслуживания семей с детьми  в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование  их потребности в социальной  помощи и подготовка предложений  по развитию сферы социальных  услуг;

- привлечение различных  государственных и неправительственных  организаций к решению вопросов  социального обслуживания семьи  и детей.

Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются:

- семьи: неполные, многодетные,  малообеспеченные и т.д.;

- дети и подростки,  находящиеся в неблагоприятных  семейных условиях, угрожающих их  здоровью и развитию; осиротевшие  или оставшиеся без попечения  родителей; имеющие отклонения  в физическом и психическом  развитии, в том числе инвалиды  и т.д.;

- взрослые граждане (беременные  женщины и кормящие матери; имеющие  на иждивении несовершеннолетних  детей и т.д.);

-бывшие воспитанники  детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов  социальной защиты населения действует  около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 - центры социальной помощи семье и  детям[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

 

Таким образом, важнейшей  задачей государства на современном  этапе является создание эффективной  системы социального обслуживания как комплекса услуг различным  категориям населения, находящимся  в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении  возникших у них социальных проблем  по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и  поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном  уровне и с учетом новых социальных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». - Москва. 1994 г.

2. Ерусланова Р.И. "Технологии  социального обслуживания лиц  пожилого возраста и инвалидов  на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К, 2007.

3. «Законодательство зарубежных  стран по социальному обслуживанию  населения» - Москва. 1994.

4. Николаева Я.Г. Воспитание  ребенка в неполной семье: Организация  педагогической и социальной  помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006

5. Топчий Л.В. «Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия». Рос. журнал СР - 1997 г., № 1.

6. Фирсов М., Студенова  Е. Теория социальной работы: Учебное  пособие для студентов вузов.  Издательство: Владос, 2000

7. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002

8. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006

 


Информация о работе Социальное обслуживание граждан