Собственность и право собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование и изучение видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
исследовать понятие и содержание права собственности по действующему гражданскому законодательству;
раскрыть виды и формы собственности;
проанализировать судебно-арбитражную практику по делам, связанным с реализацией права собственности;
рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
проанализировать содержание собственности граждан и юридических лиц;
исследовать особенности частной, государственной, муниципальной;
в заключение работы, подвести итоги по проделанной работе.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 50.27 Кб (Скачать)

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной  собственности, в государственную  собственность субъектов РФ или  федеральную собственность может  осуществляться только с согласия органов  местного самоуправления либо по решению  суда.

Важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную  собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к  муниципальной собственности. В  соответствии с Приложением №3 к  постановлению Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-110 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Осуществление от имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией, не делает органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица) собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 ГК РФ).

Частью, закрепленного за юридическими лицами имущества –  денежными средствами, они будут  отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования  – органы местного самоуправления получают возможность в той или  иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и  именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной  имущественной ответственности  такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

ГК РФ и ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени  муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной  собственности является только муниципальное  образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с  законом, и не юридические лица или  граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями  муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества.

Анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, можно сказать, что владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ – это прежде всего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления.

Актуален вопрос о разграничении  полномочий Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований  по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной  собственности. В соответствии с  ГК РФ, ни субъекты Федерации, ни муниципальные  образования не могут устанавливать  особенности приобретения и прекращения  права муниципальной собственности. Однако Закон об общих принципах  организации местного самоуправления устанавливает в п. 3 ст. 51 право  органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия  приватизации муниципальной собственности.

Вопросы регулирования приобретения и прекращения права муниципальной  собственности относятся к гражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции РФ – к предметам  ведения Российской Федерации. Таким  образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности приобретения и прекращения права муниципальной  собственности. При этом муниципальные  образования регулируют порядок  и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделения  их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества, в той  мере, в которой это не ограничено федеральными законами. 

 

2.4 Виды и подвиды  права собственности

Классификация форм права  собственности не является единственно  возможной. Эти формы, в свою очередь, могут подразделяться на виды. Классификация  собственности на виды может проводиться  по самым различным основаниям. Она может не выходить за пределы одной формы собственности, но может и не зависеть от форм собственности. Например, общая собственность, которая характеризуется тем, что принадлежит двум и более лицам, подразделяется на два вида: долевую и совместную. При этом общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет. Что касается общей совместной собственности, то поскольку отношения между ее участниками носят куда более лично-доверительный характер, нежели в общей долевой собственности, она возможна только между гражданами.

Деление собственности на виды может проводиться в зависимости  от того, о каком имуществе идет речь. С этой точки зрения, можно  различать, например, право собственности  на недвижимое и движимое имущество.

Наконец, виды права собственности  могут подлежать дальнейшей, более  дробной классификации на подвиды. Так в составе собственности  юридических лиц как вида частной  собственности, в свою очередь, можно  различать собственность хозяйственных  обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций  и т.д.

Совместная собственность  как вид общей собственности  подразделяется на совместную собственность  супругов и совместную собственность  членов крестьянского (фермерского) хозяйства  и т.д.

Словом, классификация форм, видов и подвидов права собственности  может осуществляться по самым различным  основаниям. Но к какой бы классификации  мы ни прибегли, она не должна быть самоцелью, и призвана обеспечить познание сущности подлежащих изучению явлений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных задач, которые  стояли перед настоящей работой, являлась задача показать всю важность данной темы, ведь с правом собственности  мы сталкиваемся каждый день.

В данной работе были раскрыты понятие собственности и права  собственности, а также их соотношении (наиболее важным являлось выделение  особенностей правомочий собственника, включаемых в содержание права собственности), раскрыты характерные черты особых форм (частной собственности, государственной  и муниципальной) и видов права  собственности, таких как право  собственности физических и юридических  лиц, право собственности Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальной собственности.

Пользуясь юридической литературой, нормативной базой была сделана  попытка раскрыть данную тему права  собственности, показав при этом всю сложность, но исключительную важность данной темы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Часть первая Гражданского  кодекса Российской Федерации  от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301.

3. Земельный кодекс Российской  Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской  Федерации. - 29 октября 2001 г. - №44. - Ст. 4147.

4. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ "О введении  в действие части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской  Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3302.

5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 17.04.2006) «О приватизации  государственного и муниципального  имущества» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.06.2006) «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

7. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ №6, Пленума  Верховного Арбитражного Суда  РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых  вопросах, связанных с применением  части 1 Гражданского Кодекса  РФ»

8. Постановление Верховного  Суда РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

9. Постановление Правительства  РФ от 10 февраля 1994г. № 96 «О  делегировании полномочий Правительства  РФ по управлению и распоряжению  объектами федеральной собственности»\\ Собрание актов Президента и  Правительства РФ.-21 февраля 1994г. -№8.-ст.593.

10. Постановление Правительства  РФ от 16 октября 2000г. №784 «О  передачи отдельных видов объектов  недвижимости, находящихся в федеральной  собственности, в собственность  субъектов РФ»\\ Собрание законодательства  РФ.-23 октября 2000г..-№43.-ст.4243

Специальная литература

11. В.П. Мазолин, А.И.  Масляев. Гражданское право. Учебник  – М.: Юристъ, 2005 г. – 719 с.

12. У.Маттеи, Е.А.Суханов. Основные  положения права собственности.  – М.: Юрист. – 1999 г.

13. Под ред. Сергеева  Л.П., Толстого Ю.К.Гражданское право.  Учебник. Часть первая – М.: ПРОСПЕКТ. – 1998 - 632с.

14. Комментарий к Гражданскому  кодексу Российской Федерации.  Части первая – третья/ под.  ред. Е.Л. Забарчука. – М.: Издательство  «Экзамен», 2006. – 960 с.

15. Собственность в гражданском  праве: учебно-практическое пособие  – 2е издание – М.:Дело, 2000-512с.

16. Таболина Г.В.: Гражданское  право – Благовещенск – 2003 – 173с.

 

 

 

 Шкредов В.П. Метод исследования собственности  в «Капитале» К.Маркса. М., 1973. с.256 

Братусь С.Н. О соотношении  социалистической собственности и  права оперативного управления// СГиП 1986 №3 с.21

1 возможности собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не запрещенные законом.

2 при осуществлении права с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах

3 Содержание права собственности определяется путем перечисления принадлежащих собственнику правомочий владения, пользования, распоряжения

4 сказано, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

5 частная собственность, в свою очередь, подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам

6 в собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах

7 Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению

8 Гражданин может иметь имущество на праве собственности

9 имущество, закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями

10 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

 


Информация о работе Собственность и право собственности