Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование и изучение видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
исследовать понятие и содержание права собственности по действующему гражданскому законодательству;
раскрыть виды и формы собственности;
проанализировать судебно-арбитражную практику по делам, связанным с реализацией права собственности;
рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
проанализировать содержание собственности граждан и юридических лиц;
исследовать особенности частной, государственной, муниципальной;
в заключение работы, подвести итоги по проделанной работе.
Изучая ст. 214 ГК РФ, необходимо
обратить внимание на множественность
субъектов государственной
Законодательство
По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи специфика, заключающаяся в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.
Право собственности Российской Федерации.
Права собственности Российской Федерации является разновидностью
Государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.
Правительство РФ вправе делегировать
свои полномочия по управлению и распоряжению
объектами федеральной
В систему государственных
органов входит Федеральное казначейство
РФ. Его деятельность по осуществлению
правомочий собственника регулируются
Постановлением Правительства РФ от
01.12.2004г. «О Федеральном казначействе».
По поручению Правительства и
министра финансов осуществляет операции
со средствами федерального бюджета, участвует
в обеспечении управления и обслуживания
государственного внутреннего и
внешнего долга страны, организует
и осуществляет размещение на возвратной
и платной основе финансовых ресурсов,
находящихся в ведении
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.
Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества – Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.
Средства соответствующего
бюджета и иное государственное
имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну
В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый
режим земли и природных
Известно, что на практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Органы федерального казначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда иски предъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить департамент (управление) финансов.
При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности – за счет иного имущества, составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Право собственности субъектов Российской Федерации.
Управление государственной
собственностью субъектов Российской
Федерации осуществляется посредством
реализации ими правомочий собственников
по распоряжению своим имуществом.
Основными органами, располагающими
полномочиями по управлению и распоряжению
объектами государственной
Акты, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти – в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, указами
Президента РФ и постановлениями правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).
Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить федеральным
Общественные отношения
в связи управлением
Согласно ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.
В систему органов федерального казначейства входят подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства в субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить комитеты по управлению имуществом, фонды имущества субъектов РФ.
При удовлетворении иска о взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности – за счет иного имущества, составляющего казну субъекта (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
2.3 Муниципальная собственность
Статья 8 Конституции РФ признает
муниципальную собственность
Преимущество муниципальной
формы собственности перед
Субъектами муниципальной
собственности являются городские
и сельские поселения и другие
муниципальные образования в
целом, которые регистрируются в
едином Федеральном реестре
Можно разделить муниципальную собственности на виды: собственность городских и сельский поселений и собственность других муниципальных образований.
В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ и п.2 ст.51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Муниципальное имущество подобно государственному, делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ9): имущество, закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Закон определяет виды имущества, находящегося в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности состоит в том, что все её объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-бытовых и иных потребностей населения соответствующей территории.
Основания возникновения
муниципальной собственности, источники
её формирования можно разделить
на две группы: общегражданские способы
и специальные способы