Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:41, шпаргалка
1.Объекты жилищных правоотношений: понятие, признаки, виды.
Понятие «жилищные правоотношения» является собирательным, в него входит вся совокупность разнородных общественных отношений, возникающих по поводу жилых помещений.
П. 2 ст. 4 ЖК РФ перечисляет участников жилищных правоотношений , среди которых: граждане,(физические лица);юридические лица;Российская Федерация;субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
А именно, п. 1 ст. 131 ГК РФ указывает, что «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи,…их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции».
Таким образом, российское законодательство однозначно утверждает, чтоправособственности на недвижимое имущество возникает только с момента регистрации соответствующих прав на него.
Итак: общее имущество в многоквартирном доме является недвижимым имуществом, поэтому право собственности на общее имущество МКД возникает с момента государственной регистрации.
Главный вывод, который вытекает из проведенного нами анализа фактов, имеющих юридическое значение, собственники квартир в многоквартирных домах не являются собственниками так называемого «общего имущества в многоквартирном доме», поэтому они не должны нести бремя содержания «общего имущества в многоквартирном доме».
Одновременно мы выяснили и то, что никакого общего имущества в многоквартирных домах на сегодняшний день не существует. Лукавые статьи некоторых российских законов являются недействительными даже с точки зрения российского законодательства, так как они противоречат Конституции Российской Федерации, основному закону в российском законодательстве, и противоречат институту права собственности, на котором базируется Гражданский кодекс Российской Федерации.
7.Правовой статус граждан, проживающих
с собственником жилья. Последствия
прекращения семейных
1. К
членам семьи собственника
8.Последствия изъятия
Одним из оснований прекращения
прав на земельные участки действующее
законодательство признает изъятие земельных участков
для государственных или муниципальных
нужд. Тем самым фактически установлен
приоритет публичных (государственных
или муниципальных) нужд в использовании
земельных участков перед частными интересами.
Государственные или муниципальные нужды
в использовании земельных участков, обремененных
правом собственности, другими вещными
и иными правами, могут возникать достаточно
часто. Вместе с тем, исходя из положений
земельного законодательства, далеко
не каждая такая нужда влечет за собой
возможность принудительного изъятия
соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие,
в том числе путем выкупа, земельных участков
для государственных или муниципальных
нужд осуществляется в исключительных
случаях. В целях недопущения неоднозначного
толкования Кодекс раскрывает, какие именно
случаи могут рассматриваться в качестве
исключительных, и при этом прямо называет
лишь два из них:
1) необходимость выполнения международных
обязательств Российской Федерации. Здесь
необходимо подчеркнуть, что речь идет
об обязательствах, вытекающих из международных
договоров Российской Федерации, в связи
с чем изъятие может осуществляться лишь
для федеральных нужд (к примеру, это может
быть связано со строительством международных
магистральных трубопроводов), а не нужд
субъектов Российской Федерации или муниципальных
образований;
2) необходимость размещения объектов
государственного или муниципального
значения при отсутствии других вариантов
возможного размещения этих объектов.
Это объекты:
федеральных энергетических систем и
энергетических систем регионального
значения;
использования атомной энергии;
обороны и безопасности;
федерального транспорта, путей сообщения,
информатики и связи, а также транспорта,
путей сообщения, информатики и связи
регионального значения;
обеспечивающие космическую деятельность;
обеспечивающие статус и защиту Государственной
границы Российской Федерации;
линейные - федерального и регионального
значения, обеспечивающие деятельность
субъектов естественных монополий;
электро-, газо-, тепло- и водоснабжения
муниципального значения;
автомобильные дороги общего пользования
в границах населенных пунктов и между
населенными пунктами, мосты и иные транспортные
инженерные сооружения местного значения
в границах населенных пунктов и вне границ
населенных пунктов.
Следует иметь в виду, что предполагаемое
назначение объекта должно соответствовать
полномочиям органа, принимающего решение
об изъятии земельного участка. Например,
решение об изъятии земельного участка
для целей, связанных с защитой Государственной
границы России, может быть принято только
органами государственной власти Российской
Федерации (согласно п. н) ст. 71 Конституции
России вопросы защиты государственной
границы находятся в ведении Российской
Федерации).
Предусмотренная действующим законодательством
процедура изъятия земельных участков
для государственных или муниципальных
нужд состоит из следующих элементов.
1. Подготовка и принятие решения об изъятии
земельного участка.
Процедура подготовки и принятия решения
об изъятии земельного участка почти не
регламентирована действующим законодательством.
данные.
2. Информирование собственника земельного
участка, землевладельца, землепользователя,
арендатора земельного участка о предстоящем
изъятии земельного участка.
Действующее законодательство предусматривает
трехкратное предоставление собственнику,
землевладельцу, землепользователю, арендатору
земельного участка информации, связанной
с изъятием земельного участка:
до принятия решения о предварительном
согласовании места размещения объекта,
утверждающего акт о выборе земельного
участка для строительства, указанным
лицам должна предоставляться информация
о возможном изъятии земельного участка
(п. 4 ст. 31 ЗК РФ); однако по причинам, которые
уже указывались выше, обязанность такого
информирования возникает не во всех случаях;
после принятия решения об изъятии земельного
участка лицо, у которого земельный участок
изымается, должно быть уведомлено органом,
принявшим такое решение, о предстоящем
изъятии не позднее чем за один год до
этого (ст. 63 ЗК РФ, п. 3 ст. 279 ГК РФ); данное
правило подлежит применению во всех случаях
- без предоставления данной информации
изъятие невозможно;
собственник земельного участка, подлежащего
изъятию, а также лицо, использующее земельный
участок на праве пожизненного наследуемого
владения или постоянного (бессрочного)
пользования, должны быть извещены о произведенной
государственной регистрации решения
об изъятии земельного участка, с указанием
даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 ГК РФ);
данный вид информирования также обязателен,
однако он имеет отношение уже к следующему
этапу процедуры изъятия земельного участка.
3. Государственная регистрация решения
об изъятии земельного участка.
Обязательность государственной регистрации
решения об изъятии земельного участка
предусмотрена лишь Гражданским кодексом
РФ (п. 4 ст. 279). В Земельный кодекс РФ подобные
требования не включены, что, однако, не
умаляет их значение.
Правовые последствия
государственной регистрации решений
об изъятии земельных участков заключаются
в том, что с момента регистрации лицо,
у которого изымается земельный участок,
несет риск отнесения на него расходов,
связанных с новым строительством, расширением
и реконструкцией зданий и сооружений
на данном участке, проведением на нем
иных мероприятий, существенно повышающих
стоимость земли. В связи с этим представляется,
что посредством государственной регистрации
решения об изъятии фактически производится
регистрация ограничения (обременения)
участка, поскольку согласно ст. 1 Федерального
закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" под ограничениями (обременениями)
понимается "наличие установленных
законом или уполномоченными органами
в предусмотренном законом порядке условий,
запрещений, стесняющих правообладателя
при осуществлении права собственности
либо иных вещных прав на конкретный объект
недвижимого имущества (сервитута, ипотеки,
доверительного управления, аренды, ареста
имущества и других)".
Государственная регистрация решений
об изъятии земельных участков осуществляется
учреждениями юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Учитывая отсутствие в
действующем законодательстве специального
порядка регистрации решений об изъятии
участков, представляется возможным применение
правил о порядке регистрации ограничений
(обременений) земельных участков.
4. Заключение соглашения с собственником
или обладателем иного права на земельный
участок, подлежащий изъятию.
Данный этап наступает при согласии правообладателя
с предстоящим изъятием у него земельного
участка и при отсутствии спора об условиях
изъятия.
Основная цель соглашения - определить
выкупную цену изымаемого земельного
участка (или размер убытков - при изъятии
участков у землевладельцев, землепользователей,
арендаторов, т.е. лиц, не являющихся собственниками
участка), сроки выплаты выкупной цены
или возмещения убытков, другие условия
изъятия. К примеру, в соглашение может
быть включено обязательство стороны,
производящей изъятие, предоставить другой
земельный участок взамен изымаемого
с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Соглашение заключается в свободной форме,
с соблюдением положений гражданского
законодательства о правилах совершения
сделок. При изъятии земельного участка
у собственника в качестве обязательного
условия соглашение должно включать обязательство
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или муниципального образования
(в зависимости от того, кем производится
изъятие) уплатить выкупную цену земельного
участка (п. 1 ст. 281 ГК РФ).
Соглашение может быть заключено в любое
время, в том числе до истечения одного
года с момента уведомления правообладателя
о принятии решения об изъятии земельного
участка.
5. Предъявление иска в суд об изъятии земельного
участка.
Данный этап имеет место при необходимости
принудительного изъятия земельного участка,
т.е. в случаях, когда обладатель прав на
участок не согласен с его изъятием либо
с условиями изъятия (с размером выкупной
цены и т.д.).
Действующее законодательство ограничивает
право органа, принявшего решение об изъятии,
на предъявление соответствующего иска
в суд двухлетним сроком с момента направления
уведомления о предстоящем изъятии земельного
участка (ст. 282 ГК РФ). А учитывая то, что
данное уведомление должно быть направлено
не позднее чем за год до предстоящего
изъятия, в распоряжении изымающего органа
фактически остается не более одного года
для предъявления иска. И несмотря на то,
что законодательство не содержит прямого
запрета соответствующим органам обратиться
в судебные органы и до истечения годичного
срока с момента направления уведомления
(при условии явно выраженного несогласия
обладателя прав на земельный участок
с изъятием участка или условиями изъятия),
однако все же в этом случае в удовлетворении
искового заявления соответствующего
органа должно быть отказано. На это недвусмысленно
указал Пленум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в постановлении
от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах,
связанных с применением земельного законодательства":
"Если иск о выкупе земельного участка
предъявлен до истечения одного года с
момента получения собственником земельного
участка уведомления о принятии решения
об изъятии либо позднее двух лет с момента
его направления собственнику, исковое
требование указанных органов не подлежит
удовлетворению" (п. 27).
При рассмотрении судом иска о выкупе
земельного участка у собственника или
о принудительном прекращении иного права
на земельный участок бремя доказывания
обстоятельств, послуживших основанием
для решения об изъятии земельного участка
(обоснование государственной или муниципальной
нужды, необходимости ее удовлетворения
с использованием именно данного земельного
участка и т.д.) возлагается на орган, принявший
решение об изъятии. Это вытекает, в частности,
из установленного гражданско-процессуальным
и арбитражно-процессуальным законодательством
правила о том, что каждая сторона должна
доказать те обстоятельства, на которые
она ссылается как на основания своих
требований и возражений (п. 1 ст. 56 ГПК
РФ, п. 1 ст. 65 АПК РФ). Кроме того, в случае,
если наряду с изъятием земельного участка
требуется также принудительное прекращение
права собственности на расположенные
на нем объекты недвижимости, то в силу
п. 1 ст. 239 ГК РФ соответствующий орган
обязан доказать, что использование земельного
участка в целях, для которых он изымается,
невозможно без прекращения права собственности
на данное недвижимое имущество. В противном
случае суд отказывает в удовлетворении
иска.
6. Государственная регистрация перехода
права собственности, прекращения права
постоянного (бессрочного) пользования,
пожизненного наследуемого владения,
аренды.
Соглашение с собственником или иным обладателем
прав на земельный участок об условиях
его выкупа (изъятия), а также вступившее
в законную силу решение суда, которым
удовлетворен иск о принудительном выкупе
земельного участка или прекращении прав
на него, является основанием для государственной
регистрации перехода права собственности
на земельный участок (при изъятии у собственника)
либо прекращения права постоянного (бессрочного)
пользования, пожизненного наследуемого
владения земельным участком, аренды земельного
участка в соответствии с законодательством
о государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Значение государственной регистрации
перехода или прекращения права на земельный
участок обусловлено тем, что государственная
регистрация прав представляет собой
юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество, и с ее осуществлением
связан ряд правовых последствий. К примеру,
при изъятии уполномоченным органом субъекта
Российской Федерации земельного участка,
находящегося в частной собственности,
для государственных нужд, право соответствующего
государственного органа распорядиться
данным земельным участком возникнет
лишь при условии государственной регистрации
перехода права собственности от частного
собственника к субъекту Федерации, поскольку
согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество,
подлежащие государственной регистрации,
возникают с момента такой регистрации.
9.Условие и основания
Жилое помещение государственного или муниципального жилищных фондов предоставляется по договору социального найма (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ): одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом (ст. 60 ЖК РФ). Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке.
Малоимущие граждане — это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащегоналогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или ее субъекта по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом, или федеральным законом, или законом субъекта Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Федерации. Категориям граждан, указанным в норме части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления, если последние наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. До вступления в силу Жилищного кодекса России (до 1 марта 2005 г.) жилые помещения по договору социального найма могли предоставляться не только малоимущим, но и другим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Согласно статье 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, если утрачивают основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Новые основания и ограничения, которые предусмотрены Жилищным кодексом, не влияют на право гражданина получить жилое помещение по договору социального найма. Иными словами, если гражданин не является малоимущим и до 1 марта 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он не утратит право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором России не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:
1) не являющиеся
нанимателями жилых помещений
по договорам социального
2) являющиеся
нанимателями жилых помещений
по договорам социального
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся
нанимателями жилых помещений
по договорам социального
Следует отметить, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.