Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 60 вопросов 2011 год.doc

— 531.00 Кб (Скачать)

     З-н не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. Признание гр-на безвестно отсутствующим- суд может признать таковым лицо, если в течение 1 года в месте его постоянного жительства нет сведений о его месте нахождения (ст.42 ГК) . Признание лица таковым влечет ряд правовых последствий. Его имущество при необходимости постоянного управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выдел. Содержание гр-нам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам (ст.43 ГК). Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсий по случаю потери кормильца в соотв. с пенсионным законодательством. Прекращ. Договор поручения (п.1 ст.977 ГК), участником кот. был безвестно отсутствующий, а также, действие доверенности, выданной им или ему (п.1 ст.188 ГК). Супруг такого лица вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке (п.2 ст.19 Семейного кодекса).

     В случае явки или обнаружения места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о таком признании. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гр-на (ст.44 ГК).

     Объявление гр-на умершим – возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет (ст.45 ГК). Этот срок сокращается в следующих случаях: 1. До 6 месяцев, если гр-н пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (напр. При исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая. 2. До 2 лет, если лицо пропало без вести в вязи с военными действиями. Срок исчисляется с момента окончания военных действий.

     Днем смерти гр-на, объявленного умершим считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Объявление гр-на умершим влечет след. Правовые последствия: а) иждивенцы получают право на получение пенсий и пособий б)открывается наследство в) прекращается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения специального решения) г) прекращ. Обязательства, кот. носят личный характер.

      Предположение о смерти лица, объявленного умершим опровергается в случае его обнаружения или в случае его явки. Суд отменяет решение об объявлении данного гр-на умершим (ст. 46 ГК). Лица, к кот. имущество гр-на, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что гр-н, объявленный умершим, жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре, возмещается его стоимость (п.2 ст.46 ГК).        

 

18.Опека и попечительство. Оп. и поп. Устанавливаются для защиты прав и интересов несовершеннолетних и иных недееспособных или частично дееспособных лиц. Опекуны и попечители обязаны также заботиться о их воспитании. Естественными опекунами и попечителями несовершеннолетних в силу закона явл. их родители или усыновители. В случаях отсутствия родителей или усыновителей или лишения их прав по суду, а также если несовершеннолетний остался без родительского попечения по иным причинам, в частности, когда родители уклоняются от воспитания несоверш., органом опеки и попечительства назначается соответственно опекун или попечитель. Органом опеки и попечительства явл. орган местного самоуправления. Этот орган по месту жительства подопечного осуществляет надзор за деятельностью опекуна и попечителя (ст.31 и 34 ГК). Назначение оп. И поп. Осущ. постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жит-ва подопечного. Подготовительная работа по оформлению опекунства и поп. И надзор за деятельностью данных лиц осущ. отделами и управлениями народного образования, социальной защиты населения, здравоохранения соответствующей территориальной администрации.  Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекун выступает представителем недееспособного в силу закона (законное представительство) и совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки (ст. 32ГК). Попечительство устанав. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Попечитель дает согласие на совершение частично дееспособным лицом тех сделок, которые оно не вправе совершать самостоятельно. Он также содействует своим подопечным в осущ. Последними их прав и обязанностей и охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст. 33 ГК). Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные гр-не, но не лица, лишенные родительских прав. Опекун и попечитель м.б. назначен только с его согласия и освобожден по его просьбе только при наличии уважительных причин. В случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей он может быть отстранен органами опеки и попечит.

    Опекуны и попеч. Несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание возможно с разрешения органа опеки и попеч. И только с несовершеннолетними, достигшими 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на его воспитании и защите прав и интересов.   

      В отношении недееспособных и частично дееспособных, помещенных в воспитательные, лечебные и т.п. учреждения, функции опекунов или попечит. Выполняют эти учреждения. Опекуны и попеч. Действуют под контролем органа опеки и попеч. Средства подопечного опекун вправе расходовать самостоятельно лишь в пределах, необходимых для его содержания. Вне этих пределов расходование средств подопечного и совершение сделок в отношении его имущества допускается только с разрешения органа опеки и попеч. исключительно в интересах подопечного. В силу ст.37 ГК опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездной передачи последним имущества, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечными и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

      Если у недееспособного или частично дееспособного лица есть недвижимое или ценное движимое имущество, требующее спец. постоянного управления, орган опеки и попеч. может избрать специального управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении имуществом (п.4 ст.209 ГК).

          Ст. 41 ГК предусматривает возможность установления попечительства в форме патронажа над совершеннолетним дееспособным гр-ном, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осущ. И защищать свои права и исполнять свои обязанности. В этом случае попечитель (помощник) назначается органом опеки и попеч. по просьбе подопечного и только с его согласия. Прекращ. Патронаж по требованию патронируемого лица. Имуществом подопечного распоряжается попечитель на основании договора поручения или договора о доверительном управлении, заключаемого им с подопечным. Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание, попечитель совершает с согласия подопечного.

 

19.Понятие и признаки юридического лица. Классификации юридических лиц.

Юр лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК). Выделяются следующие признаки юр. лица: 1. Организованное единство – ю.р. должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности, должно иметь органы, осуществляющие его дееспособность. Организационное единство ю.л. получает выражение и закрепляется уставом ю.л. или в случаях, предусмотренных з-ном, - общим положением о ю. Лицах данного вида. Устав явл. статутным документом, т.е. определяющим правовое положение лица.  2. Наличие обособленного имущества – чтобы быть участником гражданских правоотношений, субъектом гражд. права, организация должна обладать имуществом, обособленным от имущества др. лиц. Ст. 48 ГК в качестве юрид. форм такого обособления назыв. право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления – вещные права. Между тем, имущество ю.л. не исчерпывается вещными объектами. Нек. Ю.л. (брокерская или посредническая контора) могут не иметь имущества на одном из указанных вещных прав. Все их имущество может состоять на средствах и счетах в банках, а необходимое помещение и инвентарь они арендуют. Такая имущ. База в еще большей степени присуща некоммерческим общественным организациям, культурным и обществам (Таким образом, вещные права не должны рассматриваться как безусловно необходимые и исключительные юр. формы имущественного обособления ю.л. Это обособление может быть обеспечено посредством других правовых форм. Поэтому отсутствие у организации имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не может, вопреки буквальному толкованию п.1 ст.48 ГК, служить основанием для отказа в признании организации юр. лицом). Ю.л. должно иметь баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности ю.л. 3. Самостоятельная имущественная ответственность – Кредиторы ю.л. могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств и иных обязанностей ю.л., только к этому ю.л.; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь на обособленное имущество данного ю.л. Согласно ст. 56 ГК ю.л. отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. 4.  Способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуально- правовой признак).

 

 

20.Сущность юридического лица. Теории юридического лица. Первую по времени появления группу таких теорий составляют взгляды, согласно которым юридическое лицо есть порождение правопорядка, т.е. некоторая юридическая фикция, искусственная конструкция, придуманная законодателем. Они получили название теории фикции (или фикционных теорий). Родоначальником этого подхода принято считать одного из римских пап, Иннокентия IV. В 1245 г. на вопрос о возможности отлучения корпорации от церкви он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи "persona ficta", или "corpus mysticum", т.е. фиктивным, не существующим в реальности лицом. Теория фикции получила наибольшее развитие в германской цивилистической литературе прошлого века. Наиболее видными ее представителями являются крупнейшие немецкие цивилисты того времени Ф.-К.ф. Савиньи и Б.Виндшейд (один из главных создателей Германского гражданского уложения). Они считали юридическое лицо искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной "привязки" к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности либо принадлежат его участникам - конкретным физическим лицам, либо остаются "бессубъектными". В качестве фиктивного образования рассматривал юридическое лицо и Г.Ф.Шершеневич, который, однако, считал юридические фикции не мнимыми понятиями, а научными приемами познания, а юридическое лицо - "искусственным субъектом" оборота, созданным для достижения определенной цели. Аналогичных по существу взглядов придерживались Д.И.Мейер и А.М.Гуляев.  Теория фикции (legal fiction) получила широкое распространение и в англо-американском праве. Здесь юридическое лицо (корпорация) также рассматривалось как "искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона", как было указано одним из председателей Верховного суда США Д.Маршаллом в решении по конкретному спору еще в начале XIX в.  В развитие этих взглядов была выдвинута теория "целевого имущества", автором которой был А.Ф.Бринц. Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определенной цели (объекту). В этом втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели).  По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица. Во французской литературе весьма близкие по сути взгляды высказывались М.Планиолем. Последний считал, что юридическое лицо - это коллективное имущество, которое в качестве субъекта права является юридической фикцией, созданной для упрощения его использования. Такой подход объяснял необходимость признания юридического лица государством в качестве субъекта права, а также целевой (специальный) характер его правоспособности. Но вместе с тем он допускал существование "бессубъектных правоотношений" (прав и обязанностей) и исключал наличие у такого субъекта собственной воли и интересов, а это, в свою очередь, затрудняло объяснение самостоятельного характера его действий и ответственности за них. Другим вариантом развития теории фикций стала "теория интереса", выдвинутая крупнейшим германским ученым-юристом Р.Ф.Иерингом. Он считал, что права и обязанности юридического лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды ("дестинаторам"). Их общий интерес и олицетворяет юридическое лицо.  С его точки зрения, оно представляет собой некий единый центр для прав "дестинаторов", искусственно созданный с помощью юридической техники для упрощения ситуации - в качестве особой формы обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей. В российской дореволюционной литературе эту теорию по сути поддерживали и развивали Ю.С.Гамбаров и Н.М.Коркунов. Теория фикции оказала значительное влияние на законодательное развитие. Не случайно, например, в Германском гражданском уложении и в Гражданском кодексе Италии термин "юридическое лицо" используется только в заголовках отдельных разделов, без раскрытия его содержания; в Гражданском кодексе Франции (Code civil) до 1978 г. данное понятие вообще отсутствовало, а в гражданских кодексах ряда латиноамериканских стран юридическое лицо прямо названо фиктивным образованием (например, в ст. 545 ГК Чили и в ст. 583 ГК Эквадора). С развитием различных видов юридических лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юридического липа как субъекта права ("реалистические теории юридического липа"). В германской цивилистике практически одновременно с господствовавшими тогда взглядами Савиньи, Виндшейда и Бринца появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, "духовную реальность" или "человеческий союз" со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Г.ф.Беселер, О.ф.Гирке).  Органическая теория Гирке, рассматривавшего юридическое лицо как особый "телесно-духовный организм" ("союзную личность"), нашла сторонников во французской цивилистике (Р.Саллейль, П.Мишу и др.). Отмечалось, что реальность существования таких общественных организмов, как юридические лица, предполагает их признание законом, но вовсе не "искусственное" создание. В российской дореволюционной цивилистике реальность юридического лица отстаивали Н.Л.Дювернуа и И.А.Покровский, назвавший его "живой клеточкой социального организма". Достоинством этого подхода стала возможность объяснения наличия собственной воли и интересов юридического лица, а тем самым самостоятельности его выступления в качестве субъекта гражданского оборота, хотя приравнивание юридического лица к физическому тоже признавалось искусственным. Теория "естественного лица" (natural entity) в начале нынешнего века распространилась и в американском праве. В цивилистической науке советского периода также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность категории юридического лица, прежде всего применительно к господствовавшим в тогдашнем обороте государственным организациям (предприятиям и учреждениям). Здесь отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества (ибо государственное имущество даже при создании на его базе юридического лица оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя).  Юридическое лицо рассматривалось в качестве "социальной реальности" (а не фикции), наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач государства и общества (теория социальной реальности Д.М.Генкина). Иногда прямо утверждалось, что за государственным юридическим лицом всегда стоит само государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества (теория государства С.И.Аскназия). Опасность такой трактовки, не позволявшей ясно разграничивать имущество и ответственность государства и созданных им юридических лиц, в наибольшей мере проявилась во внешнеэкономическом обороте (создавая, например, возможность обращения взыскания по долгам государственных внешнеторговых организаций на имущество государства). Во внутреннем же обороте она служила обоснованием тезиса об "отсутствии" у государственного юридического лица каких-либо интересов, отличных от интересов государства. Господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А.В.Венедиктова и С.Н.Братуся. Согласно этой теории юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим "людской субстрат" (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство. Другие ученые подчеркивали также роль администрации (директора, руководителя) государственного юридического лица (теория директора Ю.К.Толстого, в определенной мере развивавшаяся В.П.Грибановым).  Согласно этим взглядам, поскольку воля руководителя признается волей самого юридического лица и именно через него юридическое лицо приобретает права и обязанности, руководитель и представляет собой сущность ("людской субстрат") юридического лица. "Теория коллектива" получила и определенное законодательное признание - на ее основе были сформулированы нормы о понятии юридического лица и правах государственных организаций в советском гражданском законодательстве 1961-1964 гг. При переходе к рыночной организации хозяйства "теория коллектива", отвечавшая потребностям огосударствленной экономики, выявила ряд присущих ей серьезных недостатков. Трактовка сути юридического лица лишь как определенным образом организованного коллектива привела к забвению имущественной стороны дела. В силу этого, например, разрешение гражданам заниматься предпринимательской деятельностью путем создания производственных кооперативов, последовавшее в конце 80-х гг., в соответствии с законом предполагало обязательное наличие "людского субстрата" (не менее трех членов), но не требовало обособления какого-либо имущества при начале его деятельности.  В такой ситуации учредители кооператива могли не вкладывать в него ни копейки собственных средств (например, арендуя государственное имущество, беря ссуду в банке и т.п.), исключая для себя какие-либо имущественные затраты, а созданное ими юридическое лицо нередко представляло собой "пустышку", не имеющую никакого собственного имущества (и потому опасную для контрагентов). Эта теория не дает также удовлетворительного объяснения существования "компаний одного лица" - хозяйственных обществ, имеющих единственного учредителя или участника (с отсутствующим в силу данного обстоятельства "людским субстратом" - коллективом). Между тем такие компании получили значительное развитие в современной рыночной экономике, где их создают не только мелкие предприниматели (стремящиеся уменьшить риск имущественной ответственности), но и государственные (публично-правовые) образования (с целью сохранения полного контроля за использованием переданного им имущества). В противовес господствовавшей "теории коллектива" выдвигались и другие концепции, по-иному раскрывавшие сущность юридического лица. Так, В.А.Рахмилович убедительно доказывал отсутствие самой необходимости обоснования или поиска людского либо иного особого "субстрата" (сущности) юридического лица, ибо носителем его прав является само юридическое лицо. О.А.Красавчиков рассматривал юридическое лицо как определенную систему социальных связей, а Б.И.Пугинский - как некое правовое средство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию в гражданском обороте. Действительно, будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определенным имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам (или к учредителям, в том числе к единственному), ни тем более к работникам ("трудовому коллективу"), которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и ни при каких условиях не отвечают по его долгам. В современной зарубежной правовой литературе теориям юридического лица обычно не уделяется большого внимания. Характерным даже для немецких комментариев является указание на то, что юридическое лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико-технического понятия, служащего для признания "лиц или вещей" (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые "не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью". Такой подход в значительной мере присущ как континентальному, так и современному англо-американскому праву.

 

21. Гражданская правосубъектность юридического лица. Органы юридического лица.  Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к  его государственной регистрации (п.3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается  в момент исключения его из государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК) . Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которыми в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения  от государства специальных  разрешений (лицензий).  Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Орган ю.л. - правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляюхих интересы ю.л. в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). в соотвествии со ст. 53 ГК именно через свои органы ю.л. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, действия органа рассматриваются как действия самого ю.л.

Ю.л. можт иметь как один орган (директор, правление и т.п.) так и несколько одновременно (директо и дирекция, правление и председатель правелния), они могут быть  единоличными и коллеиальными. Органы назначаются, если у организации один учредитель или избираются, если учредителей несколько.

Гражданские права и обазанности для ю.л. могут приобретать его представители, действующие на  основе доверенности, выдаваемой органами ю.л.

 

22. Создание юридического лица. Государственная регистрация юридических лиц.  Сложились три основных порядка (способа) образования юридического лица: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются. Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом. Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав. Учредительный договор-это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения. Федеральным законом о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен перечень необходимых документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц. Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом. Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается. Отказ, а также уклонение от регистрации обжалуется в арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности. Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"