Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Гражданское право".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 60 вопросов 2011 год.doc

— 531.00 Кб (Скачать)

Общественные и религиозные организации (объединения) и статутные объединений юр. лиц (ассоциации в союзы) создаются на основе членства, а фондом признается некоммерческая организация, не имеющая членства. Общественные и религиозные организации создаются исключительно физическими лицами (по ГК), ассоциации и союзы - только юр. лицами (причем законодатель не предусматривает возможность одновременного участия в них и коммерческих, и некоммерческих юр. лиц), фонды учреждаются физическими и/или юр. лицами.

Общественные и религиозные организации, а также фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью в рамках тех ограничений, которые накладывает на них статус некоммерческих юр. лица, причем в законе специально оговорено, что фонды могут осуществлять ее непосредственно или через создаваемые для этих целей хозяйственные общества, а также путем участия в уже существующих.

Ассоциации и союзы могут осуществлять предпринимательскую деятельность только через создание для этого хозяйственного общества или путем участия в уже существующем. Учредители (участники) общественных и религиозных организаций и фондов не отвечают по обязательствам созданных ими юp. лиц, в то время как члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размер и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).

Особенности правового положения общественных и религиозных организаций (объединений), фондов определяются законом (п. 3 ст. 117, п. 2 ст. 119 ГК). Допускается нормотворчество и по вопросам ассоциаций и союзов.

 

36.Понятие и виды публичных субъектов в гражданском праве. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований Самостоятельными субъектами права собственности являются публичные образования. Однако их участие в гражданском обороте обусловлено рядом особенностей. Во-первых, они обладают особыми, властными полномочиями (в том числе по принятию нормативно-правовых актов), регламентирующими порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, реализуют право собственности в публичных интересах. Имеются две разновидности публичной собственности: государственная и муниципальная. Применительно к первой можно говорить о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и прочие (в отношении имущества, составляющего собственность субъектов РФ).

В связи с признанием суверенитета республик и национально-гос. образований, а также с разделением гос. собственности на гос. и муницип. отпало единство суб-та гос.собств-ти и исчезло абстрактное понятие "гос-ва" как единого суб-та ГП. На его месте возникло множество самостоят. участников гражд. Правоотнош. (собственников) - РФ, суб-т в ее составе и муницип. образования. Они вступают в отношениях, регулируемх гр. законод-вом, на равнх началах с инми участниками этих отношений – гр-нами и ЮЛ. К этим суб-там применяются норм, определяющ. участие ЮЛ в отношениях, регулируем. Гражд. закон-вом, если иное не втекает из з-на или особенностей даннх суб-тов. В соот. с ГК они м. своими действиями приобретать и осуществлять имущ. и личне неимущ. П и О, вступать в суде орган гос.вл. в рамках их компетенции, установленной актами, определяющ. статус этих органов. От имени муницип. образований своими действиями м. приобретать и осуществлять указанне П и О орган МСУ в рамках их компетенции. Они м. вступать гос. орган, орган МСУ, а также ЮЛ и гр-не. РФ, суб-т РФ, муниц. образования отвечают по своим обяз-вам принадлежащим им на пр. собств-ти им-вом, кроме им-ва, кот. закреплено за созданнми ими ЮЛ на праве хоз. ведения или оперативного управления, а также им-ва, кот. м. находиться только в гос. или муниц. собст-ти. РФ, суб-т РФ, муниц. образования не отвечают по обязат-вам созданнх ими ЮЛ, кроме случаев, предусмотр. з-ном.

.Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер *(215). Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника *(216)
Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.
При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК)..

 

37 Гражданская правосубъектность публично-правовых образований. Особенности участия публичных субъектов в отдельных гражданских правоотношениях.

.Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер *(215). Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника *(216)
Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.
При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК)..

Публично-правовые образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества. Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.  В науке выделяется опосредованное участие государства в отношениях гражданского права с использованием созданных им государственных юридических лиц, когда через этих юридических лиц опосредованно в гражданском обороте участвует и государство. Речь, в частности, идет о предпринимательской деятельности публично-правовых образований через созданные ими государственные и муниципальные унитарные предприятия. Что касается прямого участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, то можно отметить следующее.  1.Вещные правоотношения. Принадлежащие им права собственности публично-правовые образования реализуют в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью.  Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозяйное имущество и др.  Названные правомочия на уровне РФ осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего администрации и губернаторы. Муниципальной собственностью, как правило, распоряжаются администрации и главы муниципальных образований.  2.Публично-правовые образования как субъект гражданско-правовых сделок. Круг совершаемых публичными образованиями сделок обширен. Это, прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК (§ 4 гл. 30 и § 5 гл. 37) и более полно - в законах о выполнении таких закупок и работ.  От имени публично-правовых образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные месторождения нефти и газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона - ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).  3.Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором - действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.  4.Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований. Выступая субъектами имущественных гражданско-правовых отношений, публично-правовые образования должны нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК следующее.  Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев.  Во-вторых, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.  В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность публично-правовых образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115), а также по обязательствам бюджетного учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120).  Особое значение имеет ст. 16 ГК, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

Специальная норма установлена в ст. 1070 ГК в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

 

 

38.Понятие и виды объектов гражданских прав.

Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права' работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Ст 132 Предприятием, как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественнй комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом или его часть м.б. объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вешных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.»

 

39.Оборотоспособность объектов гражданских прав.

Под оборотоспособностью понимают возможность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Основанием передачи могут быть договор, наследование, административный акт и др. Переход прав и обязанностей одного лица к другому называется правопреемством. Различают универсальное и сингулярное (частичное) правопреемство. При универсальном правопреемстве к правопреемнику переходит имущество лица как совокупность всех прав и обязанностей в качестве единого целого. В этой совокупности единым актом переходят все отдельные права и обязанности, принадлежащие на момент правопреемства субъекту этих прав, независимо от того, выявлены ли они к этому моменту. Такое правопреемство применяется чаще всего при наследовании имущества граждан, реорганизации юридического лица и в некоторых случаях прекращения деятельности юридического лица. При сингулярном правопреемстве к другому лицу переходят отдельные права и обязанности или комплекс прав и обязанностей, выделенных из всей их совокупности.

Важным является деление вещей на: а) вещи, изъятые из оборота; б) вещи, не изъятые из оборота; в) вещи, ограниченные в обороте. Полностью изъятыми из оборота являются вещи, отчуждение которых не допускается. К ним относятся некоторые виды вооружения, ядерная энергия и др., предусмотренные в Указе Президента РФ от 22 февраля 1992 года "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (Ведомости РФ, 1992, номер 10, ст. 492). Вещи, изъятые из оборота, не только нельзя передавать в собственность других лиц, они вообще не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Более широкий круг объектов гражданских прав составляют вещи, ограниченные в обороте. Они могут принадлежать либо определенным участникам оборота, либо их приобретение и отчуждение допускается на основе специальных разрешений. Эти ограничения предопределены, как правило, необходимостью обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Списки объектов, которые подлежат лицензированию и сертификации, публикуются в печати.

Оборот земельных участков в настоящее время регулируется в основном указами Президента РФ. Так, согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (Ведомости РСФСР, 1992, номер 1, ст. 53) граждане, имеющие земельные участки на праве собственности, вправе продавать их другим гражданам в определенных указом случаях. При приватизации государственных и муниципальных предприятий покупатели – граждане и юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки (см. Ведомости РФ, 1992, номер 14, ст. 761). Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. номер 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (С А РФ, 1993, номер 44, ст. 419) предусматривает продажу земельных участков и осуществление других операций с землей. Во исполнение этого указа Правительство РФ 10 декабря 1993 г. утвердило Положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей (С А РФ, 1993, номер 50, ст. 4875). Органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают максимальные размеры земельных участков различного целевого назначения, которые могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица. Эти размеры не могут быть менее установленных норм предоставления земельных участков. Подробно эти вопросы должны быть урегулированы в новом Земельном кодексе.

 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Гражданское право"