Самовольная постройка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, литературы и судебной практики комплексно исследовать вопросы правового регулирования отношений по поводу самовольной постройки. Для достижения цели поставлены задачи:
- уточнить понятие и признаки самовольной постройки;
- исследовать правовые последствия самовольного строительства;
- изучить признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке;
- проанализировать актуальные проблемы и перспективы правового регулирования института самовольной постройки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки самовольной постройки
Глава 2. Правовые последствия самовольного строительства
Глава 3. Признание права собственности на самовольную постройку
Глава 3.1. Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке
Глава 3.2. Внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку
Глава 4. Актуальные проблемы и перспективы правового регулирования института самовольной постройки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

к13 самовольная постройка.docx

— 115.31 Кб (Скачать)

Именно  орган местного самоуправления, согласно ст. 52 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, выдает разрешение на строительство на территории местного самоуправления, а согласно ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ основанием для строительства является решение о предоставлении земельного участка под строительство, которое принимается органом государственной власти либо органом местного самоуправления. Значит, орган местного самоуправления (государственной власти) может разрешить сохранение самовольно возведенного строения на месте при подтверждении права на земельный участок, а также если признает, что признаки самовольности возможно устранить во внесудебном порядке, строение построено в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, с соблюдением строительных норм и правил, не нарушает интересы третьих лиц и отсутствуют иные причины, препятствующие признанию права собственности на самовольную постройку.

Таким образом, порядок признания права собственности на самовольную постройку через органы местного самоуправления представляется более оправданным и обоснованным.

Подводя итог по вопросу о внесудебном  порядке признания права собственности на самовольную постройку, считаю, что признание и возникновение права собственности на самовольную постройку посредством регистрации самовольного объекта не отвечает природе и смыслу государственной регистрации права, противоречит нормам гражданского законодательства, предъявляемым к легализации такого рода строений, и не может являться тем самым «иным» порядком признания права собственности, в то время как признание права собственности на самовольную постройку через органы местного самоуправления (государственной власти) в большей степени соответствует их полномочиям, действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к признанию права собственности на самовольную постройку Гражданским кодексом РФ.

Необходимо  также устранять пробелы в  существующем законодательстве: установить четкую процедуру такого порядка признания права собственности на самовольной постройки, закрепить перечень документов, которых будет достаточно для принятия законного и обоснованного решения органом местного самоуправления об оставлении постройки на месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Актуальные проблемы и перспективы правового регулирования института самовольной постройки

 

Самовольное строительство стало распространенным явлением в современной России. Факт того, что самовольная постройка возведена незаконно, порождает негативные последствия – она подлежит сносу. Вместе с тем современное гражданское законодательство предусматривает возможность легализации права собственности на самовольную постройку. Данные вопросы приобрели особую актуальность, поскольку затрагивают интересы как частных лиц, так и государства. При этом изменения действующего гражданского законодательства по названным проблемам, разъяснения высших судебных инстанций  внесли некоторую ясность в легализацию «самостроя», но не разрешили ситуацию окончательно.

К сожалению, одним из самых нестабильных институтов гражданского права с точки зрения законодательного регулирования является именно институт самовольной постройки. Данное обстоятельство объясняется тем, что с изменением экономических, социальных и политических факторов законодательное регулирование самовольного строительства меняется то в сторону ужесточения легитимации самовольных построек, то в сторону ее либерализации. Речь идет о проблеме правового режима самовольной постройки и определения правовой природы данного объекта. В настоящее время данная тема приобрела особую актуальность в свете множества проблем теоретического и практического характера, связанных с приобретением права собственности на самовольную постройку.

Закон предусматривает  возможность приобретения права  собственности на самовольную постройку  за лицом, в собственности, пожизненном  наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (абз. 1 п. 3). Эта норма – исключение из общего правила о том, что права собственности на самовольную постройку не возникает (п. 2 ст. 222 ГК РФ). По мнению судов, из смысла положений п. п. 1 и 3 ст. 222 ГК РФ следует, что указанная статья, не устанавливая запрета на признание права собственности на самовольную постройку, определяет условия возникновения указанного права, а именно: наличие прав на земельный участок, на котором находится самовольная постройка; отсутствие нарушения прав и законных интересов других лиц; отсутствие угрозы жизни или здоровью граждан; возмещение лицу, осуществившему самовольную постройку расходов на ее возведение32.

Однако  в настоящее время возможность легализации самовольных построек крайне ограничена. Так, с учетом совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ33 право собственности на самовольную постройку может быть признано лишь за лицом, которое обращалось в уполномоченные органы за выдачей разрешения на строительство, но по независящим от него причинам разрешение выдано не было34.

Однако  в Концепции развития гражданского законодательства35 указывается на то, что снос самовольной постройки целесообразен только тогда, когда ее сохранение нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, или когда постройка возведена на земельном участке, строительство на котором запрещено законом. Кроме того, в Концепции указано на необходимость расширения возможности для признания права собственности застройщика на самовольную постройку, возведенную на не принадлежащем ему земельном участке.

Новый подход законодателя связан с тем, что ужесточение  легитимации самовольных построек не приводит к положительным результатам на практике. Фактически самовольные постройки, если они не затрагивают частных интересов, не сносятся. Негативным последствием такого положения вещей является легальное уклонение от уплаты налога на имущество фактических владельцев самовольных построек. Кроме того, владельцы самовольных построек могут распоряжаться ими путем отчуждения земельного участка, на котором эта постройка возведена, по цене, включающей стоимость объекта самовольного строительства.

Законодатель пытается установить баланс интересов общества и владельцев самовольных построек с учетом того, что самовольная постройка как объект недвижимого имущества аккумулирует значительные материальные вложения. Поэтому экономически снос данных построек нецелесообразен.

При таких  обстоятельствах анализ правовой природы, специфики и правового режима самовольной постройки будет способствовать выбору наиболее оптимального правового регулирования отношений по приобретению права собственности на самовольную постройку.

Особенность правового режима самовольной постройки  в первую очередь связана с двойственностью ее природы. С одной стороны, самовольная постройка является правонарушением, которое состоит в нарушении норм земельного и градостроительного законодательства. С другой стороны, самовольная постройка является одним из условий или оснований приобретения права собственности в порядке п. 3 ст. 222 ГК РФ. Соответственно категория «самовольная постройка» выступает в качестве условного понятия, являющегося элементом фактического состава, необходимого для приобретения права собственности.

С практической и теоретической точек зрения необходимо выяснить, относится ли самовольная постройка к недвижимому имуществу и к объектам гражданских прав в целом. Так, суды в своей практике исходят из того, что самовольная постройка не является объектом гражданских прав36. На наш взгляд, самовольную постройку в перспективе необходимо относить к недвижимому имуществу, в силу того, что в ст. 130 ГК РФ среди квалифицирующих признаков объекта недвижимого имущества государственная регистрация не упоминается. Кроме того, акт государственной регистрации не является фактом, изменяющим правовую природу явлений37. Отнесение самовольной постройки к недвижимому имуществу, т.е. к разновидности вещей, приводит к выводу, что она является объектом гражданских прав.

Таким образом, правовое регулирование самовольной  постройки должно изменяться с учетом того, что самовольная постройка  относится к объектам гражданских  прав с особым правовым режимом. Под  правовым режимом самовольной постройки следует понимать совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих содержание прав и обязанностей лица, осуществившего самовольную постройку, до момента возникновения права собственности на нее, условия и порядок приобретения права собственности на самовольную постройку, а также осуществление расчетов между собственником и лицом, создавшим самовольную постройку.

 

Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать  следующие выводы:

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

Три признака самовольной постройки:

1) Земельный  участок, на котором была создана  постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке.

2) На  ее создание не была получена  необходимая разрешительная документация.

3) Самовольное  строение было создано с существенным  нарушением градостроительных и  строительных норм и правил.

Последствия признания построенного самовольной  постройкой:

1) лицо, осуществившее такую постройку,  не приобретает на нее право  собственности; 

2) распорядительные  сделки с этой постройкой ничтожны;

3) самовольная  постройка подлежит сносу лицом,  ее осуществившим, либо за его  счет;

4) признание  построенного объекта самовольной  постройкой может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию».

Правовое  регулирование самовольной постройки  должно изменяться с учетом того, что  самовольная постройка относится  к объектам гражданских прав с  особым правовым режимом.  

По итогам работы сформулированы следующие предложения:

–  в  ч. 1 ст. 222 ГК РФ словосочетания «иное недвижимое имущество», следует заменить на: «иной объект капитального строительства»;

–  предлагаю  дополнить ч. 1 ст. 222 ГК РФ положением: «К самовольной постройке также относится реконструкция недвижимого имущества, в результате которой создан новый объект, при условии, что он не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения реконструкции»;

–  предлагаю дополнить ГК РФ нормой: «Подведомственность дел о самовольной постройке»: Судам подведомственны дела:

1) о признании права собственности на самовольную постройку в случаях, предусмотренных абз. 2 ч. 3 ст. 222 ГК РФ с учетом положений Земельного кодекса РФ (ст. 21, ч. 2 ст. 20 ЗК РФ);

2) о сносе самовольной постройки, если эта постройка существенно нарушает права собственника другого домовладения;

3) о вселении в самовольно возведенный дом лиц, ранее проживавших в этом доме, о разделе стройматериалов, о компенсации иных затрат по самовольной постройке и другим спорам, связанным с самовольной постройкой.

– с учетом огромной социальной значимости дел, связанных с обеспечением граждан жильем и спорами, связанными с самовольными постройками, полагаю необходимым обязательное участие прокурора для 
дачи заключения по делу. Реализация этого положения не только усилит принцип состязательности, но и обеспечит дополнительные гарантии законности постановляемых решений.

 

 

 

Список литературы

Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
  2. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012)  // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 51-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004           № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
  5. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.
  6. Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 (ред. от 04.09.2000) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008) // Строительная газета. 1999. № 28.
  7. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобр. решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11.

Информация о работе Самовольная постройка