Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:06, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, литературы и судебной практики комплексно исследовать вопросы правового регулирования отношений по поводу самовольной постройки. Для достижения цели поставлены задачи:
- уточнить понятие и признаки самовольной постройки;
- исследовать правовые последствия самовольного строительства;
- изучить признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке;
- проанализировать актуальные проблемы и перспективы правового регулирования института самовольной постройки.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки самовольной постройки
Глава 2. Правовые последствия самовольного строительства
Глава 3. Признание права собственности на самовольную постройку
Глава 3.1. Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке
Глава 3.2. Внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку
Глава 4. Актуальные проблемы и перспективы правового регулирования института самовольной постройки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Именно
орган местного самоуправления, согласно
ст. 52 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской
Федерации», п. 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации и ст. 8 Градостроительного
кодекса РФ, выдает разрешение на строительство
на территории местного самоуправления,
а согласно ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса
РФ основанием для строительства является
решение о предоставлении земельного
участка под строительство, которое принимается
органом государственной власти либо органом
местного самоуправления. Значит, орган
местного самоуправления (
Таким образом, порядок признания права собственности на самовольную постройку через органы местного самоуправления представляется более оправданным и обоснованным.
Подводя
итог по вопросу о внесудебном
порядке признания права
Необходимо также устранять пробелы в существующем законодательстве: установить четкую процедуру такого порядка признания права собственности на самовольной постройки, закрепить перечень документов, которых будет достаточно для принятия законного и обоснованного решения органом местного самоуправления об оставлении постройки на месте.
Самовольное
строительство стало
К сожалению, одним из самых нестабильных институтов гражданского права с точки зрения законодательного регулирования является именно институт самовольной постройки. Данное обстоятельство объясняется тем, что с изменением экономических, социальных и политических факторов законодательное регулирование самовольного строительства меняется то в сторону ужесточения легитимации самовольных построек, то в сторону ее либерализации. Речь идет о проблеме правового режима самовольной постройки и определения правовой природы данного объекта. В настоящее время данная тема приобрела особую актуальность в свете множества проблем теоретического и практического характера, связанных с приобретением права собственности на самовольную постройку.
Закон предусматривает возможность приобретения права собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (абз. 1 п. 3). Эта норма – исключение из общего правила о том, что права собственности на самовольную постройку не возникает (п. 2 ст. 222 ГК РФ). По мнению судов, из смысла положений п. п. 1 и 3 ст. 222 ГК РФ следует, что указанная статья, не устанавливая запрета на признание права собственности на самовольную постройку, определяет условия возникновения указанного права, а именно: наличие прав на земельный участок, на котором находится самовольная постройка; отсутствие нарушения прав и законных интересов других лиц; отсутствие угрозы жизни или здоровью граждан; возмещение лицу, осуществившему самовольную постройку расходов на ее возведение32.
Однако в настоящее время возможность легализации самовольных построек крайне ограничена. Так, с учетом совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ33 право собственности на самовольную постройку может быть признано лишь за лицом, которое обращалось в уполномоченные органы за выдачей разрешения на строительство, но по независящим от него причинам разрешение выдано не было34.
Однако в Концепции развития гражданского законодательства35 указывается на то, что снос самовольной постройки целесообразен только тогда, когда ее сохранение нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, или когда постройка возведена на земельном участке, строительство на котором запрещено законом. Кроме того, в Концепции указано на необходимость расширения возможности для признания права собственности застройщика на самовольную постройку, возведенную на не принадлежащем ему земельном участке.
Новый подход
законодателя связан с тем, что ужесточение
легитимации самовольных
Законодатель пытается установить баланс интересов общества и владельцев самовольных построек с учетом того, что самовольная постройка как объект недвижимого имущества аккумулирует значительные материальные вложения. Поэтому экономически снос данных построек нецелесообразен.
При таких обстоятельствах анализ правовой природы, специфики и правового режима самовольной постройки будет способствовать выбору наиболее оптимального правового регулирования отношений по приобретению права собственности на самовольную постройку.
Особенность правового режима самовольной постройки в первую очередь связана с двойственностью ее природы. С одной стороны, самовольная постройка является правонарушением, которое состоит в нарушении норм земельного и градостроительного законодательства. С другой стороны, самовольная постройка является одним из условий или оснований приобретения права собственности в порядке п. 3 ст. 222 ГК РФ. Соответственно категория «самовольная постройка» выступает в качестве условного понятия, являющегося элементом фактического состава, необходимого для приобретения права собственности.
С практической и теоретической точек зрения необходимо выяснить, относится ли самовольная постройка к недвижимому имуществу и к объектам гражданских прав в целом. Так, суды в своей практике исходят из того, что самовольная постройка не является объектом гражданских прав36. На наш взгляд, самовольную постройку в перспективе необходимо относить к недвижимому имуществу, в силу того, что в ст. 130 ГК РФ среди квалифицирующих признаков объекта недвижимого имущества государственная регистрация не упоминается. Кроме того, акт государственной регистрации не является фактом, изменяющим правовую природу явлений37. Отнесение самовольной постройки к недвижимому имуществу, т.е. к разновидности вещей, приводит к выводу, что она является объектом гражданских прав.
Таким образом, правовое регулирование самовольной постройки должно изменяться с учетом того, что самовольная постройка относится к объектам гражданских прав с особым правовым режимом. Под правовым режимом самовольной постройки следует понимать совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих содержание прав и обязанностей лица, осуществившего самовольную постройку, до момента возникновения права собственности на нее, условия и порядок приобретения права собственности на самовольную постройку, а также осуществление расчетов между собственником и лицом, создавшим самовольную постройку.
Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Три признака самовольной постройки:
1) Земельный
участок, на котором была
2) На
ее создание не была получена
необходимая разрешительная
3) Самовольное
строение было создано с
Последствия признания построенного самовольной постройкой:
1) лицо,
осуществившее такую постройку,
2) распорядительные
сделки с этой постройкой
3) самовольная
постройка подлежит сносу
4) признание
построенного объекта
Правовое
регулирование самовольной
По итогам работы сформулированы следующие предложения:
– в ч. 1 ст. 222 ГК РФ словосочетания «иное недвижимое имущество», следует заменить на: «иной объект капитального строительства»;
– предлагаю дополнить ч. 1 ст. 222 ГК РФ положением: «К самовольной постройке также относится реконструкция недвижимого имущества, в результате которой создан новый объект, при условии, что он не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения реконструкции»;
– предлагаю дополнить ГК РФ нормой: «Подведомственность дел о самовольной постройке»: Судам подведомственны дела:
1) о признании права собственности на самовольную постройку в случаях, предусмотренных абз. 2 ч. 3 ст. 222 ГК РФ с учетом положений Земельного кодекса РФ (ст. 21, ч. 2 ст. 20 ЗК РФ);
2) о сносе самовольной постройки, если эта постройка существенно нарушает права собственника другого домовладения;
3) о вселении в самовольно возведенный дом лиц, ранее проживавших в этом доме, о разделе стройматериалов, о компенсации иных затрат по самовольной постройке и другим спорам, связанным с самовольной постройкой.
– с учетом
огромной социальной значимости дел, связанных
с обеспечением граждан жильем и спорами,
связанными с самовольными постройками,
полагаю необходимым обязательное участие
прокурора для
дачи заключения по делу. Реализация этого
положения не только усилит принцип состязательности,
но и обеспечит дополнительные гарантии
законности постановляемых решений.
Нормативные правовые акты: