Рынок интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы, существующие на рынке интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития. В разрезе поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть такие понятия, как изобретение, товарный знак, инжиниринговые услуги, лицензирование и франчайзинг;

- дать оценку торговле объектами интеллектуальной собственности России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…4
Понятие интеллектуальной собственности…….………………..4
Изобретения, промышленные образцы и полезные модели……5
Инжиниринг как объект интеллектуальной деятельности……..9
Товарный знак и знак обслуживания……………………………12
РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.15
Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции…………15
Основные условия и факторы развития …………………………17
Франчайзинг - новая форма торговли результатами интеллектуальной деятельности.………………………………….20
Состояние охраны прав интеллектуальной собственности в России…………………………………................................................21
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая по мб НОВАЯ.docx

— 119.30 Кб (Скачать)

   - обеспечивает появление товаров  и услуг, соответствующих мировому  уровню качества.

   Использование франшизы по импорту позволит в короткие сроки значительно повысить конкурентоспособность  российских производственных, сервисных  и торговых предприятий. 

   2.4. Состояние охраны  прав интеллектуальной  собственности в  России

   Новая экономика, неотъемлемой составной  частью которой являются современные  наукоемкие производства, в значительной степени зависит от эффективного использования накопленных знаний, воплощенных в нововведения —  технологии, продуктовые и управленческие инновации. Нововведения, являясь результатом  коллективной или индивидуальной интеллектуальной деятельности, обладают авторством и, следовательно, как и на всякий продукт  творчества при соблюдении определенных требований на них распространяются права интеллектуальной собственности (ИС).

   В рыночной экономике право собственности  является краеугольным принципом общественного  развития. Поэтому в странах с  развитой рыночной экономикой за длительный период ее эволюционного развития на принципах частной собственности создана всеобъемлющая нормативно-правовая база, регулирующая отношения и охраняющая права ИС.

   Этого нельзя сказать в полной мере о  защите прав ИС в России. Новой России досталось правовое наследство в  области охраны и использования  ИС, ориентированное на главенствующую роль государства в распоряжении собственностью, в том числе интеллектуальной. Известно, что в области оформления научно-технических достижений и закрепления прав на них, в частности, на поддержание патентов, необходимы значительные средства, а также большая скрупулезность, тщательность и кропотливость, на что у нас, как правило, не хватало сил и желания — в нерыночной среде в этом не было особой необходимости: все было государственным и государство без особых «церемоний» решало что, как, кому и где использовать. Достаточно было иметь качественное описание технологических процессов, конструкторской и иной технической документации. А это было. Техническая культура была (и пока есть) на высоком уровне. Не было инновационного рынка, мало было специалистов по продвижению нововведений на нем как разновидности специфического товара.

   Таким образом, в системе мер по оздоровлению российской экономики в целом  и промышленности в частности  остаются актуальными вопросы, связанные  с законодательной защитой прав ИС, а это, в свою очередь, влияет на эффективность вовлечения в активный хозяйственный оборот результатов  интеллектуальной деятельности.

   В связи с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями  в условиях хозяйствования в стране только создается и отлаживается законодательный механизм использования  и распространения нововведений, создается общедоступная система  их государственного учёта и распространения. В частности, пока еще не отрегулирован  порядок передачи российским и иностранным  партнерам прав на использование  отечественных изобретений и  внесения их в уставный фонд создаваемых  предприятий.

   Из-за недостаточного внимания и опыта  решения проблем, связанных с  использованием интеллектуальной собственности, российское государство несет значительные убытки. Во-первых, потому, что многие научно-технические достижения по разным причинам (в том числе и из-за спада производства, наиболее резкого  в высокотехнологичных отраслях) не используются в практической деятельности, не востребованы обществом. Во-вторых, значительная часть достижений бесконтрольно  уходит за рубеж, не принося должного дохода их разработчикам. И, наконец, происходящая крупномасштабная утечка самих высококвалифицированных  кадров, труд которых не оценивается  по достоинству, явно не способствует укреплению научно-технического потенциала страны, поскольку самое главное  наше достояние — классные специалисты, их талант, принадлежащая им ИС, —  меняют гражданство, уменьшая богатство  России.

   Без решения этих проблем, без осознания  роли ИС как фактора научно-технического, экономического и культурного развития нашей страны немыслимо будущее  России не только как великой державы, но и просто как независимого и  суверенного государства. Ведь именно интеллектуальным потенциалом мы отличаемся от развивающихся стран.  
 

 

 

   3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

   Сегодня в России проблема развития рынка  интеллектуальной собственности стоит  остро как с правовой, так и  с экономической точки зрения. Увеличиваются претензии со стороны  иностранных компаний, Россия числится среди первых производителей и экспортеров  контрафактной продукции, в том  числе 10% всемирного производства контрафактных  лекарств ($3.2 млрд.) принадлежит России. Компании не используют возможности  интеллектуальной собственности в  полной мере, не включают ее в баланс, теряя деньги и одновременно рискуя. Заниженная значимость интеллектуальной собственности  в России стимулирует  не только продажу ее за границу, но и «утечку мозгов». Следует отметить, что эффективная защита авторских  и смежных прав является одним  из главных условий вступления в  ВТО и интеллектуальная собственность  в России в настоящее время  является объектом обсуждения на международном  уровне (в США 3 марта 2005 г. прошел брифинг «Проблемы интеллектуальной собственности в России). Все вышеперечисленное снижает конкурентоспособность отечественных предприятий, как на внутреннем так и на внешнем рынках и ставит под угрозу экономическую безопасность страны.

   Проблема  повышения конкурентоспособности  и инновационного развития экономики  в настоящее время относится  к числу наиболее значимых, стратегических для нашей страны. От её решения зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике и политике и какую роль она будет в них играть. Если бы политика российского руководства в 90-е годы ХХ столетия в большей степени преследовала решение задач обеспечения позитивной динамики национальных конкурентных преимуществ, то ситуация с международной конкурентоспособностью страны и отечественного бизнеса к началу ХХI столетия была бы принципиально иной, чем в настоящее время. В указанный период поддержка международной конкурентоспособности отечественных производителей была минимальной. В качестве одного из немногочисленных инструментов поддержки экспортной деятельности выступал заниженный валютный курс рубля (особенно в первой половине 90-х годов и после августовского кризиса 1998 г.), что вряд ли можно оценить как последовательную и целенаправленную политику. Это было скорее действием стихийных рыночных сил (причем в отдельные периоды - негативного характера для экономики страны). Проводимая в стране таможенно-тарифная политика длительное время не столько защищала отечественных товаропроизводителей или хотя бы обеспечивала действительно здоровую рыночную конкуренцию, сколько создавала необоснованные конкурентные преимущества для импортеров. Отечественный бизнес, еще не сформировавшийся полностью или в значительной мере ослабленный в финансовом и техническом отношении, в первые годы рыночных преобразований был не способен в полной мере обеспечить удовлетворение быстро растущих общественных потребностей. Однако это не означало необходимости немедленного открытия внутреннего рынка для иностранных поставщиков и требовало особой осторожности в решении указанных проблем с учетом интересов отечественных производителей. В реальной практике все было иначе, и импортные товары заняли приоритетные позиции на российском рынке вплоть до августовского кризиса 1998 г.

   Ситуация  сложилась таким образом, что  фактически длительное время мировой  рынок диктовал нам, какие именно ресурсы и в каком объеме страна должна обеспечить для обслуживания текущих хозяйственных нужд развитых государств. При этом по существу Россию вынуждали специализироваться на более  низких технологических стадиях  производства, что позволяло развитым странам с рыночной экономикой удешевлять промежуточное потребление и  тем самым повышать собственную  конкурентоспособность готовой  продукции. Иными словами, за счет России повышалась международная конкурентоспособность  бизнеса развитых стран с рыночной экономикой. Позднее к этой «схеме»  взаимоотношений с Россией начали подключаться и некоторые новые  индустриальные страны. Нечто подобное в настоящее время пытается реализовать  уже и Китай.

   Только  в последние годы задачи повышения  международной конкурентоспособности  нашей страны приобрели характер задач общегосударственного значения. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (январь 2000 г.) национальные интересы страны в сфере экономики уже рассматривались как ключевые, были поставлены задачи расширения рынков сбыта российской продукции, оказания реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности, опережающего развития конкурентоспособных отраслей и производств, расширения рынка наукоемкой продукции. Задачи повышения международной конкурентоспособности России были определены как приоритетные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. Как отмечалось в нем, «конкурентоспособным должно быть у нас все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

   Решить  указанные проблемы в режиме «свободной конкуренции» в современной мировой  экономике, где действуют сильные  игроки в лице ведущих ТНК, уже  давно создавшие по сути олигопольную ситуацию в целом ряде секторов мирового хозяйства, без активной роли государства и без его всесторонней поддержки отечественному бизнесу практически невозможно. К сожалению, в России пока еще отсутствует ясная и последовательная позиция по данному вопросу. Это проявляется, в частности, в том, что в среднесрочной программе Правительства РФ фактически «отрезаются» те «ролевые ниши», в которых именно государство могло бы играть свою существенную роль (и которую рынок «не возьмет» на себя по определению). Но если государство «выводят» из экономической сферы, то возникают проблемы развития и самого государства, а тем самым и цивилизационного развития российского общества. Действительность состоит в том, что многоотраслевой характер экономики СССР и, как результат, существенно больший (чем в современной России) удельный вес в экспорте страны продукции с высокой степенью переработки, наукоемкой продукции диктовал спрос на высокообразованных людей по широкому кругу специальностей и поддерживал высокий статус науки, образования и культуры. Если же структура экономики «примитивизируется», то отпадает необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержании высокого статуса образования и культуры.

   Хотелось  бы в этом контексте обратить внимание на одно из важнейших – образовательных - условий конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей – повышение (в широком смысле) общеобразовательного и профессионального  уровня рабочей силы страны. Перед  нашей страной стоит опасность  утраты этого важного конкурентного  преимущества, накопленного за десятилетия  продуманной образовательной политики, в том числе и в области  подготовки высококвалифицированных  рабочих кадров. Отмеченные обстоятельства дополняются также тенденцией занижения  стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации, сопровождаемой деградацией, фрагментацией и дезориентацией отечественного научного потенциала.

   Достижение  действительного синергетического эффекта в международной конкурентоспособности  требует существенной мобилизации  использования научно-технических  и производственных факторов. Как  представляется, анализ проблем повышения  международной конкурентоспособности  России в своей исходной основе должен базироваться прежде всего на инновационных факторах данного процесса, формирующихся в научно-технической, интеллектуальной и производственной сфере страны (разумеется, с учетом её все более эффективного включения в соответствующие подсистемы мирового хозяйства).

   Правовая  сторона проблемы эффективно решается, о чем свидетельствует законопроект, изменяющий статью 151 УПК РФ и другая колоссальная работа по созданию пакета законов, учитывающих требования ТРИПС. Также, был создан экспертный совет  по правовому регулированию и  защите интеллектуальной собственности (ЭСИС), который начал работать 25 января 2005 года. Тем не менее, лицензирование предприятий все еще требует  доработок и, по мнению международных  аналитиков, для законодательства РФ присоединение к международным  нормативно-правовым актам, таким как договору ВОИС об авторском праве (ДАП) и договору ВОИС об исполнениях и фонограммах (ДИФ), имеет огромную важность.

   Серьезнейшей  проблемой остается формирование и  реализация стратегии наращивания  и защиты отечественной интеллектуальной собственности. В последнее время  в связи и переговорами о вступлении России в ВТО эта проблема все  больше сводится к вопросам производства и реализации контрафактной аудио- и видеопродукции. Однако более серьезной  является проблема интеллектуальной собственности  в реальном секторе экономики  страны. Общемировая тенденция в  данной области состоит в том, что в настоящее время ведущие  государства мира, обеспечивая патентную  защиту внутри страны, активно стремятся  выйти на другие рынки. Так, например, японские и южнокорейские компании укрепляют свое патентное присутствие  в США. Япония и США увеличивают  число заявок на получение патентов в Китае. В Западной Европе по числу  заявок на европейский патент лидируют компании США, Япония занимает третье место, Республика Корея – девятое. Россия же по числу заявок на европейский  патент в 2005 г. находилась лишь на 33-ем месте.

   Россия  утрачивает позиции и на своем  собственном внутреннем рынке. Так, в период с 2001 г. по 2005 г. количество заявок от российских компаний на получение патентов сократилось на 4 %, а на товарные знаки – на 50 %. При этом количество обращений от иностранных компаний на получение патентов в России увеличилось на 65 %, а по товарным знакам – на 55 %. Отчетливо просматривается следующая тенденция: иностранные компании осуществляют экспансию на российском рынке, что ущемляет торговые возможности отечественных компаний и ведет к огромным финансовым потерям российского бизнеса, с одной стороны, из-за блокирования аналогичных российских инноваций патентами иностранных компаний, а с другой стороны – из-за отсутствия надежной защиты наших разработок за рубежом. По оценкам представителей Роспатента, только на экспорте незапатентованного военного оборудования и техники Россия теряет ежегодно 5-6 млрд. долл. (что сравнимо с нашими ежегодными поставками военной техники).

Информация о работе Рынок интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития