Рынок интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы, существующие на рынке интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития. В разрезе поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть такие понятия, как изобретение, товарный знак, инжиниринговые услуги, лицензирование и франчайзинг;

- дать оценку торговле объектами интеллектуальной собственности России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…4
Понятие интеллектуальной собственности…….………………..4
Изобретения, промышленные образцы и полезные модели……5
Инжиниринг как объект интеллектуальной деятельности……..9
Товарный знак и знак обслуживания……………………………12
РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.15
Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции…………15
Основные условия и факторы развития …………………………17
Франчайзинг - новая форма торговли результатами интеллектуальной деятельности.………………………………….20
Состояние охраны прав интеллектуальной собственности в России…………………………………................................................21
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая по мб НОВАЯ.docx

— 119.30 Кб (Скачать)

   Взаимоотношения между инженерно-консультационной фирмой и заказчиком регулируются подписанным  между ними соглашением. Взаимоотношения  между ИКФ и подрядчиком регулируются основным контрактом, заключенным между  подрядчиком и заказчиком (в упомянутом контракте ИКФ выступает как  представитель заказчика со всеми  правовыми последствиями).

   Наибольший  объем обмена услугами по инжинирингу  имеет место между развитыми  капиталистическими странами.

   Торговля  инжиниринговыми услугами получила развитие под воздействием научно-технической  революции.

   Ведущими  экспортерами инжиниринговых услуг  являются компании таких стран с  рыночной экономикой, Как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония.

   Международный инжиниринг обладает рядом особенностей:

   Функционирование  в качестве одной из услуг производственного  назначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте. Например, проектирование, консультирование, обучение и т. д.

   Связь с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и  конечное потребление реальных благ и услуг.

   Наличие коммерческих свойств, проявляющихся  в процессе купли-продажи.

   Отличие от лицензий и «ноу-хау». Объектом купли-продажи  на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, систематизации, приспособлению к использованию в конкретных условиях и передаче доступных любым  квалифицированным специалистам научно-технических, производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми, то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, «ноу-хау» и новых технологий осуществляется их реальным владельцем и автором.

   Вполне  возможно подкрепление инжиниринговых услуг лицензиями и «ноу-хау». Основными  факторами успеха на мировом рынке  являются профессионализм, специализация, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с  другими фирмами. На передовые позиции  в мире в настоящее время выходят  крупные международные инжиниринговые фирмы, способные самостоятельно осуществлять «междисциплинарный инжиниринг».

   Существенной  проблемой является определение  оптимальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изучается конкурентный материал из различных регионов мирового рынка. Используются также и установившиеся подходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компании, выполняющей  функции генерального поставщика и  генерального подрядчика, в зависимости  от масштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20 % общих затрат на его сооружение.

   1.4. Товарный знак  и знак обслуживания 

   Товарный  знак и знак обслуживания - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, представляемые на товаре или его упаковке, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. На зарегистрированный товарный знак выдаётся свидетельство и его владелец имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им.

   Товарный  знак представляет собой определенное условное обозначение. Таким условным обозначением может быть логотип, название, форма бутылки и иной емкости, мелодия и звуки, запах и т.д.  Главное, чтобы это условное обозначение  позволяло потребителю отличать данный товар одного производителя  от однородных товаров других лиц.

   Способность условного обозначения различать  однородные товары и услуги разных лиц называют различительной способностью. Различительная способность — основное свойство товарного знака.

   В экономической и юридической  литературе указывается на две функции  товарного знака: рекламную и  защитную. Рекламная функция означает, что товарный знак выделяет товар  из аналогичных, привлекает внимание потребителей и способствует в последующем  неоднократному и осознанному выбору со стороны покупателей именно этого  товара. Он помогает ориентироваться  среди однородных товаров и услуг  различных фирм, узнавать и приобретать  те товары и услуги, которые соответствуют  их вкусам, предпочтениям, желаниям, представлениям, потребностям. Во всем мире стоимость  «анонимных» товаров на порядок  ниже, чем маркированных. Защитная функция  означает, что права на товарный знак позволяют препятствовать дискредитации  товара в глазах потребителя из-за введения в хозяйственный оборот другими лицами похожих по внешнему виду товаров, но худших по качеству.

   В настоящее время основным источником правовых норм, которые обеспечивают охрану товарных знаков в России, является Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

   В отличие от некоторых стран (например, США) факт начала использования товарного  знака не является по российскому  законодательству основанием для возникновения  правовой охраны. Она возникает вследствие:

   - государственной регистрации товарного  знака в Государственном Реестре  товарных знаков Российской Федерации; 

   - международной регистрации товарного  знака в Международном реестре  (с указанием России в качестве  страны, где испрашивается охрана);

   - признания товарного знака общеизвестным.

   В Законе РФ о товарных знаках указаны  причины, по которым товарный знак не может быть зарегистрирован (ст. 6 и 7). Все их можно разбить на три  группы:

   1. Обозначение не способно выполнять  функцию товарного знака (индивидуализировать  товары, различать однородные товары  разных лиц) в силу своей  внешней невыразительности, описательности  характеристик самих товаров,  активного использования многими  производителями; 

   2. Обозначение (его регистрация)  является ложным или способным  ввести в заблуждение, нарушает  общественные интересы, принципы  гуманности и морали;

   3. Регистрация товарного знака  приведет к нарушению прав  третьих лиц.

   В настоящее время регистрацию  товарных знаков осуществляет Федеральная  служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Перед  тем, как зарегистрировать товарный знак, Федеральная служба в лице подведомственного ей Федерального института промышленной собственности проводит экспертизу заявленного обозначения.

   Признание обозначения общеизвестным товарным знаком осуществляет Палата по патентным  спорам при этой Федеральной службе.

 

   2. РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

   2.1. Понятие рынка  новшеств, его сегментация  и функции

   Рынок новшеств можно определить как систему  экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием  инновационных коммуникаций, условиями  торговли научным товаром. Рыночный механизм, как известно, включает коммуникации между продавцом и покупателем  новшеств, цены, кредит (с присущим ему  процентом) и другие стоимостные  категории. Сюда же относят предложение  и спрос на новшества, систему  оценки предложения и достижения договорной цены, покрытие денежной массы (инвестиций) совокупной ценой новшеств и др. Инновационные коммуникации обслуживают товарообращение и  являются центральным механизмом, позволяющим  управлять инновационным процессом  и целенаправленно воздействовать на участников рынка новшеств.

   В последней трети XX в. произошло формирование рынка интеллектуальной собственности. Этому способствовали следующие факторы: превращение знаний в основной фактор экономического развития с главным ресурсом — информационной технологией; выход на рынок новых объектов интеллектуальной собственности; глобализация товарных, финансовых и научно-технических рынков; переход к рыночной экономике постсоциалистических стран, а также одновременные процессы регионализации и гармонизации патентных систем и попытки выработки глобальной системы охраны интеллектуальной собственности.

   На  рынок часто смотрят как на технико-экономическую категорию, функции  которой сводятся только к продвижению  товара от производителя к потребителю. Такая упрощенная характеристика инновационных  коммуникаций не свойственна рынку  новшеств, поскольку они по своей  природе имеют существенно важные функции:

  1. служить проводником научно-технической политики;
  2. оказывать инновационное воздействие на инвестиционный процесс;
  3. подсказывать государственным органам необходимость развития инновационных коммуникаций в целях ускорения реализации научно-технического потенциала;
  4. формировать научно-технические требования (показатели) к новшествам;
  5. прямо влиять на производство новшеств через активизацию спроса на инновационные товары.

   Чтобы выполнять указанные функции, рынок  новшеств должен иметь возможность  экономически воздействовать на процесс  создания новшеств и на производителей научной продукции. Сущность воздействия  состоит в повышении или понижении  интереса исследователей и разработчиков новых продуктов и технологий к созданию того или иного новшества. Интерес связан с доходами, получаемыми от реализации результата, и их распределением. Если ранее в инновационной сфере доход был полностью регламентирован, не зависел от реализации новшества в производстве, то и рынок новшеств отсутствовал. Воздействие рынка зависит от возможности изменить товарные потоки и их экономические (стоимостные) параметры в соответствии с инвестиционной конъюнктурой и тем самым повысить или понизить интерес участников рынка новшеств.

   Рыночный  механизм проявляет свои специфические  особенности через формирование инвестиционного спроса и предложения, а также характер самого рынка.

   Сама  природа рынка новшеств, где  интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается в том, что производитель выходит на него не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя.

   Рынок новшеств развивается как рынок  заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между  продавцами и покупателями, приводя  ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора).

   Рынок интеллектуальной собственности и  связанных с ним услуг можно  условно разделить по следующим  направлениям:

   • создание объектов интеллектуальной собственности (разработка, патентование и регистрация  объектов промышленной собственности, выявление «ноу-хау», авторские права);

   • правовое сопровождение использования  объектов интеллектуальной собственности  на рынке (заключение договоров, защита прав патентообладателей, в том числе  в Апелляционной палате, Высшей патентной  палате, арбитражных судах и т.п.);

   • оценка интеллектуальной собственности (при введении в хозяйственный  оборот, при передаче всех прав или  части прав на объекты интеллектуальной собственности, при определении  авторских вознаграждений, расчете  ущерба и др.);

   • страхование интеллектуальной собственности (от риска потерь от юридического преследования, риска появления на рынке контрафактной (пиратской) продукции и др.).

   Выделяя эти направления, следует отметить, что приведенная сегментация  рынка интеллектуальной собственности  является условной. Тем не менее, в  случае недостаточной развитости хотя бы одного из укрупненных сегментов  рынок в целом теряет свою привлекательность  как для владельцев прав на объекты  интеллектуальной собственности, так  и для потенциальных инвесторов.

2.2. Основные условия и факторы развития

        К началу XXI в. современный мир получил технологические возможности для быстрого перемещения потоков капитала, передачи экономической и научно-технической информации в режиме реального времени. Таким образом, открылась серьезная перспектива для инвестиций в самые перспективные с экономической точки зрения научно-технические и инновационные направления.

Информация о работе Рынок интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития