Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:22, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы, существующие на рынке интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития. В разрезе поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть такие понятия, как изобретение, товарный знак, инжиниринговые услуги, лицензирование и франчайзинг;
- дать оценку торговле объектами интеллектуальной собственности России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…4
Понятие интеллектуальной собственности…….………………..4
Изобретения, промышленные образцы и полезные модели……5
Инжиниринг как объект интеллектуальной деятельности……..9
Товарный знак и знак обслуживания……………………………12
РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.15
Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции…………15
Основные условия и факторы развития …………………………17
Франчайзинг - новая форма торговли результатами интеллектуальной деятельности.………………………………….20
Состояние охраны прав интеллектуальной собственности в России…………………………………................................................21
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…33
ПРИЛОЖЕНИЕ
В большинстве развитых стран финансирование сферы научных исследований происходит главным образом за счет бюджетной и внебюджетной формы финансирования. Государство (а оно и является источником бюджетного финансирования) всегда играло и играет центральную роль в финансировании фундаментальных исследований в сфере интеллектуальной деятельности. Что касается внебюджетного финансирования, то оно во многих странах превышает бюджетное. В среднем по странам ОЭСР внебюджетное финансирование к концу XX в. выросло с 55% до 65%. Главный источник внебюджетного финансирования - частный предпринимательский капитал, где лидируют транснациональные корпорации.
Основные причины, в силу
По общему ежегодному размеру финансирования в сферу НИОКР мировыми лидерами считаются частные американские корпорации «Дженерал Моторс» (9 млрд. долл.), «Форд» (7 млрд. долл.), ИБМ (4 млрд. долл.).
Сегодня идет процесс
Однако бремя собственных
Транснациональные корпорации
Корпорации, участвующие в образовании такой формы сотрудничества, вносят свой вклад в развитие новых разработок, осуществляют взаимный обмен технологиями, разделяют между собой все выгоды от такого сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением, сохраняя при этом полную самостоятельность и независимость.
К концу XX в. в мире было организовано более 10 000 МСТА. По оценкам, их число растет на 25% в год. Но МСТА - весьма непрочные объединения. Большая часть их распадается (примерно 60% ), так как преследуют краткосрочные цели.
Абсолютным лидером в
США длительное время по
Но в ближайшей перспективе по отдельным показателям вперед могут выйти и другие страны. Так, по наукоемкости экономики (затраты на научно-исследовательские работы в % к ВВП страны) очень скоро лидером может стать Япония, которая уже сейчас впереди по отношению гражданских затрат на НИОКР к ВНП (2,7% против 2%. в США).
Япония близка к американскому
уровню и по таким показателям,
Подводя краткий итог
Принципиальным отличием всей сферы интеллектуальной деятельности и образования является то, что накопление знаний - процесс кумулятивный, т.е. нарастающий. Финансирование этих сфер дает отдачу только в том случае, если оно стабильно и долгосрочно. Всякое, пусть временное (даже на короткий срок) прекращение финансирования (или просто его сокращение) неизбежно приводит к большим потерям, даже при условии, что в будущем оно скачкообразно вырастет. Невозможно возродить объем знаний через одно поколение. Поэтому непрерывность в развитии образования и науки - важнейшее условие жизнеспособности и успехов любой страны в сфере НИОКР и научно-технического прогресса в целом.
В России потенциал науки и
образования сегодня
«Критическая масса» сильных
ученых и преподавателей, способных
получить интересные
2.4. Франчайзинг
В мировой практике всё более широкое распространение получает франшиза (франчайзинг) товарных знаков, а также технических, управленческих и маркетинговых ноу-хау. Суть франшизы заключается в том, что компания разрешает своему контрагенту использовать своё известное фирменное наименование при условии, что он будет сбывать под этим наименованием продукцию этой компании, получая от фирмы всю необходимую помощь.
Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.
Смешанная
форма крупного и мелкого предпринимательства,
при которой крупные
Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ).
Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания...
Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги, автоуслуги, бытовое обслуживание и т.д.).
Франчайзинг является средством мобилизации капитала.
Типы франчайзинга:
1. товарный, который связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату с платежами и с определенными условиями;
2.
бизнес-формат франчайзинг - предоставление
целого пакета услуг
На растущих рынках, таких как Россия, Франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.
Франчайзинг начал широко распространяться в 50-е годы, и к 1999 г.только в США эту форму льготного предпринимательства применяли свыше 600 тысяч предприятий. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42 % от общего объема розничных продаж. Крупные франчайзеры имеют более 1000 предприятий - франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг. На российском рынке уже действуют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний: Pizza Hat, McDonalds, Baskin-Robbins, Xerox и другие. Развиваются и российские компании, работающие на основе франчайзинга - 1С, "Русское бистро", сеть супермаркетов "Перекресток", салоны обуви "ЭКОНИКА-Стиль".
Отмечая
положительные стороны
-
способствует ускоренному
-
способствует экономии средств,
-
облегчает проникновение на
- повышает репутацию фирм, сотрудничающих на условиях "франшизы", среди деловых кругов в своей стране и за рубежом;
- позволяет фирмам, предоставляющим
своим партнерам право
-
улучшает финансовые