Рынок интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы, существующие на рынке интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития. В разрезе поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть такие понятия, как изобретение, товарный знак, инжиниринговые услуги, лицензирование и франчайзинг;

- дать оценку торговле объектами интеллектуальной собственности России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…4
Понятие интеллектуальной собственности…….………………..4
Изобретения, промышленные образцы и полезные модели……5
Инжиниринг как объект интеллектуальной деятельности……..9
Товарный знак и знак обслуживания……………………………12
РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.15
Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции…………15
Основные условия и факторы развития …………………………17
Франчайзинг - новая форма торговли результатами интеллектуальной деятельности.………………………………….20
Состояние охраны прав интеллектуальной собственности в России…………………………………................................................21
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая по мб НОВАЯ.docx

— 119.30 Кб (Скачать)

        В большинстве развитых стран  финансирование сферы научных исследований происходит главным образом за счет бюджетной и внебюджетной формы финансирования. Государство (а оно и является источником бюджетного финансирования) всегда играло и играет центральную роль в финансировании фундаментальных исследований в сфере интеллектуальной деятельности. Что касается внебюджетного финансирования, то оно во многих странах превышает бюджетное. В среднем по странам ОЭСР внебюджетное финансирование к концу XX в. выросло с 55% до 65%. Главный источник внебюджетного финансирования - частный предпринимательский капитал, где лидируют транснациональные корпорации.

        Основные причины, в силу которых  ТНК так охотно вкладывает  свои деньги в развитие рынка объектов интеллектуальной собственности, следующие:

    • использование в своем бизнесе в больших масштабах сложного наукоемкого оборудования;    
    • сохранение стабильного финансирования научных подразделений корпорации. Руководители крупнейших ТНК утверждают, что ученому или инженеру требуется не менее пяти лет работы в научном центре корпорации    для    полноценного, продуктивного участия в разработке передовых технологий;
    • технологическая конвергенция, т.е. процесс, в результате которого технологии, считавшиеся периферийными с точки зрения их коммерческой или исследовательской перспективы, становятся центральными;
    • быстрый моральный износ наукоемкой продукции. Ушли в прошлое времена, когда удачное техническое решение или продвинутый технологический процесс мог обеспечить фирме серьезные конкурентные позиции на долгое время.

     По  общему ежегодному размеру финансирования в сферу НИОКР мировыми лидерами считаются частные американские корпорации «Дженерал Моторс» (9 млрд. долл.), «Форд» (7 млрд. долл.), ИБМ (4 млрд. долл.).

        Сегодня идет процесс взаимного  «переплетения» научных капиталов  ТНК, возникает масса их заграничных  филиалов. Заметным явлением стала  активность корпораций разных  стран по созданию собственных  научных филиалов на территории  США. К концу 90-х гг. в США  было создано 676 научно-исследовательских центров, принадлежавших ТНК из 24 стран, включая японские (244), английские (103), немецкие (93), южнокорейские (32), и др. Со своей стороны американские ТНК также настойчиво проникают на территорию стран Западной Европы, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов мира.

        Однако бремя собственных расходов  на создание объектов интеллектуальной собственности становится для корпораций все более тяжелой ношей. Даже такой гигант, как американская корпорация ИБМ (общепризнанный лидер в компьютерном бизнесе), выделяющая на эти цели более 5 млрд. долл. в год, сегодня уже не в состоянии вести эту деятельность по всему спектру научных направлений.

        Транснациональные корпорации находят  выход в международной кооперации  труда, в формировании новой  формы сотрудничества, а именно  международных стратегических технологических  альянсов (МСТА). Суть их в максимально'  полном разделении затрат на  получение новых научных знаний  и передовых технологий. Мировая  практика показала, что чаще эти  альянсы возникают в таких  отраслях знаний, как микроэлектроника, технология телекоммуникаций, вычислительная  техника и т.д.

        Корпорации, участвующие в образовании  такой формы сотрудничества, вносят  свой вклад в развитие новых разработок, осуществляют взаимный обмен технологиями, разделяют между собой все выгоды от такого сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением, сохраняя при этом полную самостоятельность и независимость.

        К концу XX в. в мире было  организовано более 10 000 МСТА. По  оценкам, их число растет на 25% в год. Но МСТА - весьма непрочные  объединения. Большая часть их  распадается (примерно 60% ), так как преследуют краткосрочные цели.

        Абсолютным лидером в технологическом,  финансовом и кадровом обеспечении  сферы НИОКР являются США. По  оценкам это преимущество американцев  сохранится еще очень долго.  Японии, несмотря на большие успехи  в организации экономически эффективного  производства и экспорта электроники,  пока не удалось стать абсолютным  лидером какого-либо принципиально  важного нового направления.

        США длительное время по нарастающей  осуществляли крупные финансовые  вложения - и государства, и частного  капитала - в рынок объектов интеллектуальной Поэтому сегодня американцы имеют возможность при необходимости быстро сбалансировать все звенья своей инновационной системы, которая весьма восприимчива к новым импульсам спроса и предложения. Американская экономика сравнительно безболезненно переносит важные структурные сдвиги. Преимущества США в создании и рыночном освоении целого комплекса новых технологий признают и европейские, и японские специалисты.

   Но  в ближайшей перспективе по отдельным показателям вперед могут выйти и другие страны. Так, по наукоемкости экономики (затраты на научно-исследовательские работы в % к ВВП страны) очень скоро лидером может стать Япония, которая уже сейчас впереди по отношению гражданских затрат на НИОКР к ВНП (2,7% против 2%. в США).

        Япония близка к американскому  уровню и по таким показателям,  как внешняя торговля технологиями, кадровое обеспечение сферы НИОКР.  В области патентования достаточно  высокий удельный вес имеют  страны Западной Европы (около  40%), по некоторым показателям  их догоняют Южная Корея, Тайвань,  Сингапур и т.д.

        Подводя краткий итог рассмотренным  тенденциям, отметим, что в целом  они многополярны, взаимодополняемы и имеют непротиворечивые цели. Это первая особенность глобальных тенденций научно-технического прогресса. Вторая особенность состоит в том, что в прогнозном периоде основное внимание транснациональных корпораций, международного бизнеса и государств будет приковано не к практике трансферта технологий, как это происходило до сих пор, а к обмену компетенциями (т.е. «сгустками» знаний и квалификаций, которые в конечном счете и определяют конкурентную способность стран и фирм)

        Принципиальным отличием всей  сферы интеллектуальной деятельности и образования является то, что накопление знаний - процесс кумулятивный, т.е. нарастающий. Финансирование этих сфер дает отдачу только в том случае, если оно стабильно и долгосрочно. Всякое, пусть временное (даже на короткий срок) прекращение финансирования (или просто его сокращение) неизбежно приводит к большим потерям, даже при условии, что в будущем оно скачкообразно вырастет. Невозможно возродить объем знаний через одно поколение. Поэтому непрерывность в развитии образования и науки - важнейшее условие жизнеспособности и успехов любой страны в сфере НИОКР и научно-технического прогресса в целом.

        В России потенциал науки и  образования сегодня практически  исчерпал свой запас прочности.  Кризисное экономическое и финансовое  состояние большей части академических  и вузовских структур, связанное  с длительным экономическим спадом  в экономике в целом, уже  принесло свои негативные результаты. Эти структуры испытывают серьезные трудности с набором талантливой молодежи, с привлечением специалистов мирового уровня, с активным участием в международных симпозиумах и конференциях и т.д.

        «Критическая масса» сильных  ученых и преподавателей, способных  получить интересные результаты  в науке, воспитать молодое  поколение ученых, невелика и  постоянно тает. По многим параметрам  этого направления мы сегодня  уступаем странам Юго-Восточной  Азии, хотя еще в 1990 г. опережали и Англию, и Японию. Поэтому сохранение кадрового потенциала науки и образования должны стать приоритетом государственной политики на перспективу. 

   2.4. Франчайзинг

   В мировой практике всё более широкое  распространение получает франшиза (франчайзинг) товарных знаков, а также технических, управленческих и маркетинговых ноу-хау. Суть франшизы заключается в том, что компания разрешает своему контрагенту использовать своё известное фирменное наименование при условии, что он будет сбывать под этим наименованием продукцию этой компании, получая от фирмы всю необходимую помощь.

   Франчайзинг - система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак.

   Смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

   Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ).

   Основной  принцип франчайзинга: сочетание  ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания...

   Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги, автоуслуги, бытовое обслуживание и т.д.).

   Франчайзинг является средством мобилизации  капитала.

   Типы  франчайзинга:

   1. товарный, который связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату с платежами и с определенными условиями;

   2. бизнес-формат франчайзинг - предоставление  целого пакета услуг франчайзиату со стороны франчайзера: передача производства, ноу-хау, обучение, накопленный опыт, анализ мест размещения, товарные знаки, фирменное название и другое.

   На  растущих рынках, таких как Россия, Франчайзинг является самым быстрым  способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы  вести прибыльный бизнес.

   Франчайзинг начал широко распространяться в 50-е  годы, и к 1999 г.только в США эту форму льготного предпринимательства применяли свыше 600 тысяч предприятий. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42 % от общего объема розничных продаж. Крупные франчайзеры имеют более 1000 предприятий - франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг. На российском рынке уже действуют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний: Pizza Hat, McDonalds, Baskin-Robbins, Xerox и другие. Развиваются и российские компании, работающие на основе франчайзинга - 1С, "Русское бистро", сеть супермаркетов "Перекресток", салоны обуви "ЭКОНИКА-Стиль".

   Отмечая положительные стороны сотрудничества на условиях "франшизы", эксперты считают, что оно:

   - способствует ускоренному росту  производства, товарооборота и услуг  даже в случаях, когда партнеры  по сотрудничеству не осуществляют  значительных инвестиций;

   - способствует экономии средств,  затрачиваемых на развитие инфраструктуры, содержание персонала фирм, с  использованием торговой марки  и товарного знака которых  осуществляется предпринимательская  деятельность;

   - облегчает проникновение на внешний  рынок путем заключения договоров  либо контрактов с зарубежными  фирмами о сотрудничестве на  указанных условиях;

   - повышает репутацию фирм, сотрудничающих  на условиях "франшизы", среди  деловых кругов в своей стране  и за рубежом;

    - позволяет фирмам, предоставляющим  своим партнерам право использования  торговой марки и товарного  знака, уделять больше внимания  маркетингу, проектно-исследовательским  работам, совершенствованию и  модернизации производства, а также  планированию;

   - улучшает финансовые показатели  деятельности фирм, сотрудничающих  на упомянутых условиях;

Информация о работе Рынок интеллектуальной собственности и определить возможные перспективы его развития