Роль и значение персонифицированного учета в системе государственного страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Суть персонифицированного учета (ПУ): на каждое лицо в Пенсионном фонде (ПФР) открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (номер своего счета Вы можете увидеть на своем страховом свидетельстве). Каждый работодатель регулярно представляет в Пенсионный фонд сведения о стаже, заработке и ачисленных страховых взносах каждого застрахованного лица. Эти сведения накапливаются на лицевом счете и в дальнейшем по этим данным назначается пенсия (когда будет введена накопительная система, на лицевом счете будут находиться реальные деньги, пока - только информация).

Файлы: 1 файл

Пенсионное.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Исходя из продолжающегося  переходного периода (процесса преобразований) пенсионной системы, Закон должен содержать  нормы, которые будут действовать в настоящий момент и в ближайшем будущем в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", принятого 20 ноября 1990 года с многочисленными изменениями последующих лет. Можно ожидать, что после принятия нового пенсионного законодательства часть законодательных норм, определяющих персонифицированный учет, потеряет свою актуальность. В то же время Закон предусматривает применение новых информационных технологий в реализации персонифицированного учета, а это снизит нагрузку на работодателей по подготовке и представлению соответствующих сведений. Статья 8 устанавливает возможность передачи определенных Законом сведений в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи). Естественно, что вопросы такого обмена данными должны быть согласованы плательщиками с Пенсионным фондом РФ. Как показывает опыт, организации стремятся использовать эту возможность и около 40% сведений персонифицированного учета в процессе регистрации застрахованных лиц представляется именно в электронной форме.

В соответствии со статьей 19 Закона Правительством Российской Федерации 15 марта 1997 года принято постановление N 318 "О мерах по организации  индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" (далее - Постановление). Постановлением утверждена Инструкция "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования" (далее - Инструкция). Она соответствует нормам Закона и конкретизирует их в правила документооборота между участниками процесса учета.

Инструкцией определено, что индивидуальный лицевой счет является документом, хранящимся в  электронной форме в органах Пенсионного фонда РФ. Это развивает положения Закона, учитывает современные реальности и технологии хранения и доступа к информации такого объема ( на начальном этапе около 60 млн. лицевых счетов с постоянным их приростом). Пункт 52 Инструкции соответствует положениям статьи 8 Закона по вопросу передачи сведений в электронной форме. Требования к форматам передачи этой информации в электронной форме публикуются специалистами ПФР после утверждения форм документов персонифицированного учета в соответствии с частью 1 п.2 Постановления.

В Инструкции конкретизировано применение Закона по отношению к  периодам деятельности граждан, предшествующим их регистрации в качестве застрахованных лиц (пункт 3). Последняя фраза этого  пункта устанавливает, что сведения о стаже и заработке застрахованных лиц за время их активной деятельности до начальной регистрации будут поэтапно введены в систему персонифицированного учета, в результате чего их лицевые счета будут содержать информацию, необходимую для назначения им пенсии при наступлении пенсионного возраста.

Понятно, что  технически эту работу можно осуществить  только после открытия застрахованным индивидуальных лицевых счетов и  отработки всех этапов технологии формирования сведений в этих лицевых счетах.

Стоит отметить, что основные положения технологии, определенные Инструкцией, были отработаны в городах пилотного проекта персонифицированного учета, расположенных в пяти субъектах Федерации. В ходе проекта использовалась временная инструкция, утвержденная Правлением ПФР, которая определяла порядок действий участников процесса персонифицированного учета на время пилотного проекта. Временная инструкция была уточнена и упрощена на основе опыта, приобретенного в ходе пилотного проекта, после чего она и легла в основу рассматриваемого документа. Таким образом, к моменту утверждения Правительством определяемые Инструкцией отношения участников процесса персонифицированного учета были в достаточной мере отработаны на практике. При отработке Инструкции ставилось целью создание условий эффективного выполнения Закона для организаций-работодателей, для граждан и для Пенсионного фонда РФ.

Инструкция определяет последовательность действий участников в процессе персонифицированного учета. Для конкретного населенного  пункта и конкретной организации персонифицированный учет начинается с начальной регистрации. Процесс регистрации застрахованных лиц заключается в предоставлении в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ анкет, содержащих определенные Законом сведения о застрахованных лицах, перечень которых указан в п.7 Инструкции. Сроки представления документов на начальную регистрацию определяются органом Пенсионного фонда РФ (п.6). Формы представляемых документов, в частности, анкета застрахованного лица, также определяются Пенсионным фондом РФ (п.51), но только форма, а не содержание, не состав сведений, который установлен Законом и пунктом 7 Инструкции. Пенсионный фонд РФ обеспечивает бланками анкет застрахованного лица всех работодателей и самозанятое население.

Начальная регистрация самозанятого населения (п.16, п.18) и наемных работников происходит по одинаковой схеме, за исключением того, что лица, относящиеся к самозанятому населению и самостоятельно уплачивающие страховые взносы, также самостоятельно представляют и документы для регистрации.

Лица, которые  не работают на момент начальной регистрации  и за которых не уплачиваются страховые  взносы, регистрируются согласно пп. 17 и18 по месту жительства (в соответствующем  территориальном органе Пенсионного  фонда РФ) или при поступлении на работу в качестве наемного работника, либо же при регистрации в качестве лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы (п.16).

Инструкция, так  же как Закон, предусматривает обязательность регистрации граждан в системе  персонифицированного учета и обязательность выполнения работодателем соответствующих действий. Причем работодатель должен представлять информацию на всех работающих у него лиц, не имеющих страховых свидетельств, в том числе и совместителей.

После рассмотрения и, возможно, уточнения органом Пенсионного фонда РФ сведений о застрахованных лицах, которые были представлены на регистрацию, работодателю передаются свидетельства государственного пенсионного страхования для вручения застрахованным лицам, которые проверяют правильность их заполнения (пп.11 и 12). Самозанятым лицам страховые свидетельства вручаются непосредственно в органе Пенсионного фонда РФ.

Главным результатом  начальной регистрации является открытие лицевого счета со страховым  номером. Страховой номер является также и важным элементом страхового свидетельства (п.19). Система персонифицированного учета организована таким образом, что в ней для каждого застрахованного лица открывается только один индивидуальный лицевой счет, которому присваивается уникальный страховой номер. То есть у одного лица не может быть нескольких лицевых счетов с разными страховыми номерами. И не может быть у нескольких лиц одного лицевого счета.

Если застрахованное лицо работает в нескольких местах, оно обязано заполнить и подписать  по требованию работодателей анкеты в тех из этих организаций, где наступил момент начальной регистрации, или предъявить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, полученное им ранее (возможно, и в другом населенном пункте).

Согласно Инструкции, получив страховое свидетельство каждое лицо обязано хранить его и предъявлять вместе с документом, удостоверяющим личность в любой из трех ситуаций:

  • при найме на работу(п.22);
  • при получении в территориальном органе ПФР по месту работы или по месту жительства копии своего лицевого счета(п.55);
  • при обращении по вопросу назначения пенсии.

Страховые номера (номера индивидуальных лицевых счетов, указанные в страховых свидетельствах сотрудников) используются работодателем  в дальнейшем при представлении  индивидуальных сведений о стаже и заработке каждого из них в орган ПФР по месту регистрации (п.23). Эта информация представляется работодателем на всех лиц, которым в данной организации начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ(п.31). Как предусмотрено Законом, каждому своему сотруднику работодатель обязан сообщить сведения, которые о его стаже и заработке за отчетный период переданы в ПФР (п.32). А работник должен проверить эти сведения, имея в виду, что они будут в дальнейшем использоваться как для исчисления его трудового стажа (в том числе и специального), так и заработка.

Сведения, представленные работодателем, проходят процедуры  проверки, после которых они фиксируются  в индивидуальных лицевых счетах застрахованных и будут определять их пенсионные права. Проверка осуществляется в несколько этапов. Первый из них - это сопоставление суммы индивидуальных сведений с данными о страховых взносах по всей организации, которые указаны работодателем в расчетной ведомости (форма 4-ПФ), представляемой им в ПФР согласно "Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ" от 11.11.94 N 258. После завершения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать. В случае несоответствия указанных сведений работодатель должен или устранит расхождения, или дать объяснения по их причинам. Расхождения оформляются актом, и сумма начисленных страховых взносов может быть пересчитана (п.40), что и осуществляется на практике.

Законом и Инструкцией  предусмотрена ежеквартальная периодичность представления в Пенсионный фонд РФ информации персонифицированного учета. Это соответствует порядку представления отчетности об уплате страховых взносов, что позволяет установить ежеквартальный контроль по рассмотренной выше процедуре. В дальнейшем по мере стабилизации пенсионной системы и отношений, определенных нормами персонифицированного учета, эта периодичность, видимо, может быть увеличена для снижения объема перерабатываемой информации.

Самозанятое население  самостоятельно представляет сведения о своем доходе, которые должны совпадать с данными Госналогслужбы (п.41).

Следует отметить, что Закон и Инструкция предусматривают  включение в индивидуальный лицевой  счет двух сумм, характеризующих заработок  застрахованного лица: суммы, на которую начисляются страховые взносы, и суммы, которая учитывается при исчислении пенсии. Это, видимо, тоже норма переходного периода, основывающаяся на действующем пенсионном законе. До марта 1997 года закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и нормативные акты, определяющие уплату страховых взносов, были плохо скоординированы в этом плане. В заработке они выделяли три составляющих: а)часть заработка, на которую начислялись страховые взносы и которая учитывалась при исчислении пенсий; б) часть заработка, которая не учитывалась при начислении страховых взносов, но которая использовалась при исчислении пенсий (например, оплата больничных листов); в) часть заработка, на которую начислялись страховые взносы, но которая не учитывалась при назначении пенсий. В марте 1997 года в этот закон были внесены изменения, которые сделали правовую базу несколько более логичной. Статья 100 в новой редакции закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 17.03.1997 года предусматривает, что в заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Однако пособие по временной нетрудоспособности и стипендия по-прежнему учитываются при исчислении пенсии, хотя на них не начисляются страховые взносы. Дальнейшее упрощение в данной норме должно привести к совпадению обеих сумм, что позволит существенно уменьшить объем информации о заработке в ходе персонифицированного учета.

Сведения о  военной службе, учебе и других периодах, включаемых в трудовой стаж, в течение которых не уплачиваются страховые взносы (статьи 90-92прим Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), сообщаются застрахованным самостоятельно в соответствующий орган ПФР (п.42). Одновременно данные лица могут пройти регистрацию в качестве застрахованных лиц государственного пенсионного страхования, если они не проходили ее ранее и не получили страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования(статья 12 Закона).

Поскольку сведения персонифицированного учета, определяя будущую пенсию, будут играть важную роль в жизни населения, предусмотрено еще два этапа проверки. Пункт 43 Инструкции предусматривает документальную проверку организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников. Эта проверка производится работниками ПФР систематически, как правило, одновременно с документальными проверками правильности уплаты страховых взносов плательщиками. То есть достоверность документов о пенсионных правах работающих определяется не в момент обращения за пенсий, а систематически в ходе их работы. Это относится как к сведениям о размере заработка, так и к данным о стаже, включая специальный стаж для профессий с особыми условиями труда (списки N1 и 2). В результате к моменту выхода на пенсию у работника не может возникнуть проблем с подтверждением его трудового стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его индивидуальном лицевом счете.

Наконец, согласно Инструкции последнюю проверку индивидуальных сведений о стаже и заработке может осуществить каждое застрахованное лицо, как это и было определено Законом. Согласно п.54 и п.55 он (она) может запросить копию своего индивидуального лицевого счета в органе ПФР по месту жительства или по месту регистрации работодателя.

В начале мая 1997 года законодатель продемрнстрировал  намерения использовать результаты внедрения персонифицированного учета  для развития государственного пенсионного  страхования. Пятого мая 1997 года Президентом  РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Эти изменения укрепляют правовую основу персонифицированного учета в трех направлениях. Во-первых, ведение персонифицированного учета в явном вмде включено в обязанности Пенсионного фонда РФ через Положение об этом фонде. Как было сказано выше, такая норма содержится в Федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Таим образом, включение соответствющей функции в Положение о ПФР просто приводит ранее принятые правовые нормы в соответствие с указанным Федеральным законом.

Информация о работе Роль и значение персонифицированного учета в системе государственного страхования РФ