Роль и значение персонифицированного учета в системе государственного страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Суть персонифицированного учета (ПУ): на каждое лицо в Пенсионном фонде (ПФР) открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (номер своего счета Вы можете увидеть на своем страховом свидетельстве). Каждый работодатель регулярно представляет в Пенсионный фонд сведения о стаже, заработке и ачисленных страховых взносах каждого застрахованного лица. Эти сведения накапливаются на лицевом счете и в дальнейшем по этим данным назначается пенсия (когда будет введена накопительная система, на лицевом счете будут находиться реальные деньги, пока - только информация).

Файлы: 1 файл

Пенсионное.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

«Роль и значение персонифицированного учета

в системе  государственного страхования РФ»

Суть персонифицированного учета (ПУ): на каждое лицо в Пенсионном фонде (ПФР) открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (номер своего счета Вы можете увидеть на своем страховом свидетельстве). Каждый работодатель регулярно представляет в Пенсионный фонд сведения о стаже, заработке и ачисленных страховых взносах каждого застрахованного лица. Эти сведения накапливаются на лицевом счете и в дальнейшем по этим данным назначается пенсия (когда будет введена накопительная система, на лицевом счете будут находиться реальные деньги, пока  -  только информация).  Специально для верующих граждан  -  СТРАХОВОЙ НОМЕР ПРИСВАИВАЕТСЯ  НЕ ЧЕЛОВЕКУ ! Это номер счета (об этом однозначно написано в п. 1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ), он ничем не отличается от номера банковского счета, номера паспорта и т.д.

Основные цели ПУ:

- назначение  пенсий в соответствии с результатами  труда каждого застрахованного  лица - сейчас заполненную трудовую книжку и справки о заработке можно купить, можно подделать, индивидуальные сведения подделать намного труднее, если вообще возможно, учитывая регулярные проверки;

- развитие заинтересованности  застрахованных лиц в уплате  страховых взносов в ПФР. То  есть чем больше зарплата, тем больше страховые взносы и тем больше в будущем пенсия. Скрывать зарплату становится стратегически :) невыгодно;

- учет и планирование  расходов на выплату пенсий  и др. макроэкономических показателей.

Вниманию всех граждан: каждое застрахованное лицо имеет право один раз в год бесплатно получить в Пенсионном фонде сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Зная, насколько "ответственно" многие работодатели (в том числе государственные предприятия!) подходят к представлению сведений персонифицированного учета, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ всем гражданам воспользоваться этой возможностью. Специалисты Пенсионного фонда не всегда в состоянии отследить полноту представленных сведений, и если Вы не будете регулярно проверять факт подачи на Вас сведений и их правильность, потом может быть поздно! Для получения выписки из своего лицевого счета нужно всего лишь прийти в отдел персонифицированного учета Вашего Отделения ПФР, предъявить страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, и заполнить заявление. Процесс занимает 5-10 минут (по собственным наблюдениям). Платить не надо!

     Правовую  основу  индивидуального   (персонифицированного)   учета

составляют  Конституция  Российской  Федерации,  настоящий Федеральный

закон,  законы и иные нормативные правовые акты Российской  Федерации,

международные     договоры    Российской    Федерации,    регулирующие

правоотношения  в данной сфере.

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

     создание  условий  для назначения   пенсий   в   соответствии   с

результатами  труда каждого застрахованного  лица;

     обеспечение  достоверности   сведений   о   стаже   и   заработке,

определяющих  размер пенсии при ее назначении;

     создание  информационной базы для реализации  и  совершенствования

пенсионного   законодательства   Российской  Федерации,  а  также  для

назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц  и  их

страховых взносов;

     развитие  заинтересованности застрахованных  лиц в уплате страховых

взносов  в  Пенсионный фонд Российской Федерации;  создание условий для

контроля за уплатой страховых взносов застрахованными  лицами;

     информационная  поддержка   прогнозирования   расходов  на  выплату

пенсий,  определения  тарифа  страховых  взносов  в  Пенсионный   фонд

Российской    Федерации,   расчета   макроэкономических   показателей,

касающихся государственного пенсионного обеспечения;

     упрощение  порядка     и     ускорение     процедуры    назначения

государственных трудовых пенсий застрахованным лицам. 

    Индивидуальный (персонифицированный)     учет      в      системе

государственного  пенсионного страхования строится на принципах:

     единства  и федерального  характера   государственного  пенсионного

страхования в  Российской Федерации;

     всеобщности  и   обязательности   уплаты   страховых   взносов   в

Пенсионный фонд Российской Федерации и учета  сведений о застрахованных

лицах;

     доступности  для  каждого  застрахованного   лица  сведений  о нем,

которыми располагают  органы Пенсионного  фонда  Российской  Федерации,

осуществляющие  индивидуальный (персонифицированный) учет;

     использования  сведений   о   застрахованных    лицах,    которыми

располагают    органы    Пенсионного   фонда   Российской   Федерации,

исключительно для целей пенсионного обеспечения;

     соответствия  сведений о суммах страховых  взносов,  представляемых

каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного)  учета,

сведениям   о   фактически   перечисленных  этим  плательщиком  суммах

страховых взносов в органы Пенсионного фонда Российской Федерации;

     осуществления  индивидуального   (персонифицированного)   учета  в

процессе   всей   трудовой   деятельности   застрахованного   лица   и

использования  данных  указанного учета для  назначения пенсии согласно

пенсионному законодательству Российской Федерации. 

     Органом,  осуществляющим индивидуальный (персонифицированный)  учет

в   системе   государственного   пенсионного   страхования,   является

Пенсионный фонд Российской Федерации. 

Реально оценивая изменения в пенсионной системе России, осуществлявшиеся с начала 90-х годов, надо признать, что ее реформирование идет все эти годы. Да иначе и не могло быть при тех масштабных переменах в области экономических отношений в нашей стране. Первыми реформаторскими шагами были: отделение бюджета пенсионной системы от федерального (1990 г.), введение индексации пенсий с учетом роста цен. Однако в системном плане реформы начали осмысливаться и проводиться с 1995 года, когда Правительством была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения. В 1998 году была одобрена Программа реформирования пенсионной системы Российской Федерации, определяющая тот облик пенсионной системы, который она должна приобрести в процессе реформ, а также совокупность мероприятий и законодательных актов, ведущих к пенсионной системе будущего.

Целью реформ является повышение уровня материального  обеспечения пенсионеров и улучшение  качества соответствующих услуг  путем оптимизации управления пенсионным обеспечением.

Рассматривая первую из названных целей, будем опираться на макроэкономические показатели. Исходя из них средний размер пенсий в стране определяется следующим алгебраическим выражением: 1

S= (ВВП/Nr)*k* (Nr /Np),  
где ВВП - валовый внутренний продукт;  
k - доля ВВП, направляемая на финансирование выплаты пенсий;  
Nr - численность занятого населения;  
Np - численность пенсионеров.

Таким образом, приведенное выражение определяет три основных фактора, влияющих на уровень пенсионного обеспечения: (ВВП/Nr), (k), (Nr /Np).

Первый фактор (ВВП/Nr) может быть назван экономическим - это ВВП, приходящийся в среднем  на одного работающего. Фактически этот параметр характеризует производительность труда.

Второй фактор (k) можно было бы назвать фактором пенсионной политики - это доля ВВП, которую общество направляет на финансирование пенсий.

И третий фактор (Nr/Np) было бы правильно назвать демографическим, поскольку он представляет собой  отношение числа работающих к числу пенсионеров в стране.

Надо отметить, что все три фактора равноправны  во влиянии на уровень пенсионного  обеспечения. Конкретнее говоря, средний  размер пенсии равен их произведению.

Реальная ситуация такова, что каждый из трех факторов в нашей стране отличается в худшую сторону по сравнению с их средними значениями по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Причем наиболее резкое отличие по первому - более чем в семь раз. Соответственно и уровень пенсий отличается в разы.

На первый взгляд может показаться, что только второй фактор подлежит управлению в рамках пенсионной системы, поскольку он определяется тарифом страховых взносов, а  также степенью участия федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Кроме того, для фактической величины рассматриваемого параметра (k) существенное значение имеет качество исполнения плательщиками требований законодательства в отношении уплаты обязательных пенсионных страховых взносов. Известно, что здесь не все в порядке: сумма задолженности организаций по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ растет и в конце 1998 года превзошла 100 млрд рублей, хотя Правительством РФ и Пенсионным фондом РФ реализуется комплекс мер по ее погашению.

Однако если учесть опосредованное воздействие, то можно с уверенностью сказать, что устройство пенсионной системы оказывает значительное влияние на все три фактора.

Учитывая, что  пенсионное обеспечение создает  объемный поток перераспределения  финансовых ресурсов, который составляет более трети федерального бюджета, ясно, что организация этого потока оказывает значительное влияние на весь кругооборот продуктов, ресурсов и доходов в экономике.

Кроме того, надо отметить такой, казалось бы, нематериальный, но критически важный аспект, как мотивации  экономически активного населения. Общеизвестно, что пенсионная система в том виде, какова она сейчас, не создает такого уровня мотиваций к участию, какой необходим для выполнения всех установленных законом обязательств по финансированию выплат. Чтобы получить максимальную пенсию, достаточно за последние два года перед обращением иметь средний заработок в сумме 475 рублей в месяц. При этом около 10% из числа проверенных справок о заработке содержат недостоверные сведения. А отсутствие мотиваций, без сомнения, отрицательно влияет на производительность труда в официальном секторе экономики. Таким образом, пенсионная система и остальная часть экономики взаимно влияют друг на друга. Поэтому не может считаться оптимальной такая стратегия, согласно которой надо сначала подождать экономического роста, а затем начинать реформирование. Реформа пенсионной системы нужна в том числе и для экономического роста. В противном случае его можно и не дождаться .

Что касается демографического фактора, то устройство пенсионной системы влияет как на занятость, так и на численность пенсионеров. В частности, можно отметить продолжающийся рост численности пенсионеров по льготным основаниям - в связи с особыми условиями труда и по выслуге лет. Пенсионная реформа, передавая пенсионное страхование в связи с особыми условиями труда в сферу самоуправления работодателей и работников, освобождает государственную пенсионную систему от исключений, делая более прозрачной зависимость пенсий от финансового участия людей в государственном пенсионном страховании. Одновременно демографический фактор приобретает более обоснованное значение, что положительно влияет на средний уровень пенсий.

В результате наложения  закономерностей изменения рассмотренных  факторов создаются обратные связи, формирующие самоподдерживающиеся тенденции, связанные с пенсионной системой, например, тенденция к снижению дифференциации размеров пенсий, угрожающая превратить пенсионную систему в равные для всех пенсии. Тенденцию можно описать следующим образом: отсутствие заинтересованности в уплате страховых взносов ведет к ухудшению платежной дисциплины, что ухудшает бюджет пенсионной системы, а это приводит к снижению дифференциации, что еще больше снижает мотивации. Эту обратную связь можно устранить только созданием противоположной тенденции, то есть создав мотивации. Как это сделать, известно: надо связать размер назначаемой пенсии с участием человека в пенсионной системе, то есть с уплатой страховых взносов (продолжительностью уплаты и суммой внесенных взносов). Это может быть осуществлено только в результате длительных усилий, изменяющих отношение людей, а через него и их поведение. То есть реформа не может сводиться только к принятию одного (или нескольких) законов. Это длительная и напряженная многоведомственная работа с участием людей, для которых она предназначена с тем, чтобы энергия замысла превращалась в энергию дел и положительно влияла на отношения участников системы. Необходимо отметить, что при определении мероприятий и темпов реформы должна учитываться "инерционность" пенсионных систем, обусловленная большим количеством вовлеченных в них людей и многолетним лагом между началом уплаты взносов каждым человеком и его выходом на пенсию. В результате неэффективные и ошибочные решения оказываются очевидными только по прошествии значительного временного периода с момента их принятия. Вследствие этого запаздывания сегодня приходится решать проблемы, порожденные несовершенством подходов прошлых лет.

Информация о работе Роль и значение персонифицированного учета в системе государственного страхования РФ