Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- на основе комплексного анализа отечественного гражданского законодательства как ныне действующего, так и нормативных правовых актов, утративших силу, изучить эволюцию правовых процессов реорганизации юридических лиц;
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц ...………...…..7
§ 1. Понятие реорганизации юридических лиц …………………….................7
§ 2. Формы и процедура реорганизации ……………………………………..11
ГЛАВА 2. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации……………………………………………………………………16
§ 1. Правопреемство при реорганизации …………………………..………...16
§ 2. Гарантии прав кредиторов и акционеров ……………………….
§ 3. Уплата налогов при реорганизации ……………………………..
§ 4. Документальное оформление реорганизации …………………..
ГЛАВА 3. Контроль государства за реорганизацией ….……………..
§ 1. Принудительная реорганизация по антимонопольному
законодательству ……...……………………………………………….
§ 2. Государственная регистрация при реорганизации …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….
Передаточный акт составляется при реорганизации юридических лиц в форме слияния, присоединения и преобразования, а разделительный баланс - при разделении или выделении юридического лица. Передаточный акт или разделительный баланс должны быть утверждены по правилам ст. 59 ГК РФ и специальных федеральных законов (ФЗ об АО, ФЗ об ООО и др.).
Приказ Минфина РФ от 28 июля 1995 г. N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса" (с изменениями и дополнениями) в разд. 2 утвержденных им Указаний содержит рекомендации о бухгалтерском учете и отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, в том числе о передаточном акте и разделительном балансе. Регистрирующий орган вправе и обязан проверить представленные документы.
Общее правило о том,
что государственная
Не обеспечение регистрируемых юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления влечет дисциплинарную ответственность должностных лиц регистрирующих органов, вплоть до снятия с должности.
Необходимым условием формирования
государственного реестра юридических
лиц как единого федерального
информационного ресурса
Процедура регистрации отражена в утвержденном этим постановлением Порядке взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.
Данный акт предназначен для урегулирования взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в случаях, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица.
Определяется порядок взаимодействия управлений МНС РФ по субъектам Федерации, инспекций МНС РФ.
Государственная регистрация
юридических лиц, создаваемых путем
реорганизации, осуществляется путем
внесения записи в Единый государственный
реестр юридических лиц
Названный порядок детально регулирует процесс регистрации возникновения и прекращения юридических лиц при различных формах реорганизации - преобразовании, слиянии, разделении, выделении, присоединении.
Процедура регистрации в территориальных органах МНС РФ находится под постоянным контролем министерства.
Обязанность представления
заявления о регистрации и
необходимых для этого
Следовательно, предусмотренные
законом последствия
При осуществлении государственной регистрации по результатам проведения реорганизации юридического лица, регистрирующие органы обмениваются информацией о совершаемых ими регистрационных актах. Регистрационная запись о прекращении деятельности юридического лица вследствие разделения или слияния может быть сделана после получения от соответствующего регистрирующего органа информации о регистрации вновь возникших юридических лиц. Например, п. 5.4 упомянутого постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. указывает, что о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Регистрация юридического лица, созданного в результате преобразования, происходит в одном регистрирующем органе, хотя в некоторых случаях может возникнуть потребность в передаче информации другому регистрирующему органу, если преобразованное юридическое лицо изменит место нахождения.
Порядок представления документов для государственной регистрации при любой форме реорганизации не имеет особенностей и определяется общими правилами ст. 9 Закона.
Срок государственной регистрации согласно ст. 8 Закона не должен превышать пяти дней со дня подачи необходимых документов. Очевидно, что этот срок должен исчисляться по каждому акту регистрации отдельно (например, при разделении юридического лица - по каждому вновь возникшему юридическому лицу).
В связи с тем, что
процедура реорганизации
Такой акт должен иметь
правопрекращающий и
Согласно п. 1 ст. 16 Закона
в случае преобразования реорганизация
считается завершенной с
Если в процессе реорганизации происходит слияние двух или нескольких юридических лиц, то полное завершение реорганизации будет иметь место после государственной регистрации вновь созданного юридического лица, а также после совершения записей об исключении из государственного реестра юридических лиц, прекративших существование. При несовпадении места нахождения юридических лиц, участвовавших в слиянии, запись об исключении из реестра каждого из них будет внесена в государственный реестр соответствующим регистрирующим органом. Сведения о такой записи должны быть сообщены в регистрирующий орган, в котором учиняется запись о вновь возникшем юридическом лице.
В п. 3 ст. 16 Закона для характеристики последствий реорганизации в форме разделения также использована формула "считается прекратившим свою деятельность". Необходимо разделить во времени правообразующий акт (государственную регистрацию вновь возникших в результате разделения юридических лиц) и правопрекращающий акт (исключение из государственного реестра юридического лица, реорганизованного в форме разделения). "Разделенное" юридическое лицо прекратит свое существование только с момента, когда в процессе государственной регистрации будет сделана запись о его исключении из реестра.
При реорганизации в
форме выделения недостаточно произвести
государственную регистрацию
В случае реорганизации путем присоединения ее можно считать завершенной не после того, как в государственный реестр по месту регистрации последнего из присоединившихся юридических лиц будет сделана запись о прекращении его деятельности, а после внесения дополнений и изменений в реестровую запись юридического лица, к которому произошло присоединение. При этом следует иметь в виду необходимость обмена информацией между регистрирующими органами, если происходит присоединение к юридическому лицу, место нахождения которого не совпадает с местом нахождения присоединяющегося.
Таковы в общих чертах
особенности государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.
Статьи 57 и 58 ГК различают
пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических
лиц превращаются в одно), присоединение
(одно или несколько юридических лиц присоединяются
к другому), разделение
(юридическое лицо делится на два или более
юридических лиц), выделение (из состава
юридического лица выделяются одно или
несколько юридических лиц, при этом юридическое
лицо, из которого произошло выделение,
продолжает существовать) и преобразование
(юридическое лицо одного вида трансформируется
в юридическое лицо другого вида).
Приведенные пять видов
реорганизации разбиваются на две группы.
К первой относятся разделение и выделение.
Реорганизация в том и в другом случае
происходит либо по воле учредителей (участников)
юридического лица, либо его органа, уполномоченного
на это учредительными документами, либо,
независимо от воли юридического лица,
- по решению уполномоченного государственного
органа. В этом решении определяется срок
реорганизации. И если учредители (участники),
уполномоченный ими для этой цели орган
или орган самого юридического лица не
осуществят реорганизацию в указанный
срок, суд по иску уполномоченного государственного
органа назначает внешнего управляющего
юридическим лицом, которому поручает
проведение реорганизации. Внешний управляющий
наделяется правами органа реорганизуемого
юридического лица.
В соответствии с поставленной
перед ним задачей внешний управляющий
составляет разделительный баланс, а также
учредительные документы вновь образуемого
юридического лица (вновь образованных
юридических лиц). Баланс и учредительные
документы утверждаются судом, и это утверждение
служит необходимым основанием для осуществления
регистрации учреждаемого юридического
лица.
Вторую группу составляют
слияние, присоединение и
При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт.
К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).
Применительно к слиянию, присоединению и преобразованию ГК (п. 3 ст.57) допускает установление в законе случаев, при которых реорганизация признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов.
ГК имеет в виду в данном случае главным образом Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Как предусмотрено этим Законом, одна из функций Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур состоит в осуществлении предварительного контроля за:
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц