Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- на основе комплексного анализа отечественного гражданского законодательства как ныне действующего, так и нормативных правовых актов, утративших силу, изучить эволюцию правовых процессов реорганизации юридических лиц;
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц ...………...…..7
§ 1. Понятие реорганизации юридических лиц …………………….................7
§ 2. Формы и процедура реорганизации ……………………………………..11
ГЛАВА 2. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации……………………………………………………………………16
§ 1. Правопреемство при реорганизации …………………………..………...16
§ 2. Гарантии прав кредиторов и акционеров ……………………….
§ 3. Уплата налогов при реорганизации ……………………………..
§ 4. Документальное оформление реорганизации …………………..
ГЛАВА 3. Контроль государства за реорганизацией ….……………..
§ 1. Принудительная реорганизация по антимонопольному
законодательству ……...……………………………………………….
§ 2. Государственная регистрация при реорганизации …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….
Устав реорганизованного общества и изменения к нему утверждаются на общем собрании акционеров, при необходимости избирается совет директоров. При слиянии или присоединении эти вопросы решаются на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в реорганизации. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.
Договор о слиянии или присоединении, решение общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании требуется при государственной регистрации реорганизованного или реорганизованных обществ, а также для регистрации выпуска ценных бумаг.
Еще одним способом защиты прав акционеров при реорганизации является право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Как указывалось, владельцы привилегированных акций также имеют право голоса при принятии решения о реорганизации. Обязанность общества приобрести собственные акции возникает только в случае реализации акционерами права требовать выкупа акций. Чтобы иметь возможность реализовать это право акционер должен был голосовать против принятия решения о реорганизации общества либо не принимать участия в голосовании по этому вопросу.
При внесении в повестку дня общего собрания акционеров вопроса о реорганизации необходимо составить список акционеров, у которых в случае принятия такого решения может возникнуть право требовать выкупа принадлежащих им акций. Список акционеров составляется на основании данных реестра акционеров общества.
Выкуп акций обществом осуществляется по рыночной стоимости этих акций. В этом случае рыночная стоимость имущества должна определяться независимым оценщиком (аудитором). Общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. Поскольку эта информация должна быть доведена до сведения акционеров заранее, то рыночная стоимость имущества должна быть определена в промежуток времени после внесения этого вопроса в повестку дня собрания акционеров и до оповещения акционеров.
Если акционер решил прибегнуть к процедуре выкупа акций реорганизуемым обществом, он должен направить обществу письменное требование, где указать количество акций, которые обществу придется выкупить. Такое требование должно быть предъявлено обществу не позднее 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации. По истечении срока для предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций общество в течение 30 дней обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе [ См.;13, 9.].
Нужно иметь в виду, что общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. Если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям. Законодатель обязывает общество погасить акции, выкупленные у акционеров в случае реорганизации. сноска
§ 3. Уплата налогов при реорганизации
Погашение
налоговой задолженности
реорганизованного
Что касается взыскания сумм финансовых санкций, то здесь, напротив, важно, когда выявлены нарушения налогового законодательства. Согласно ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации " налогоплательщик должен сообщить налоговому органу о предстоящей реорганизации в десятидневный срок со дня принятия решения.
Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания реорганизации не выявил нарушений законодательства, к вновь созданным юридическим лицам впоследствии не может применяться ответственность за нарушения, допущенные реорганизованным юридическим лицом.
Если же финансовые санкции наложены до реорганизации, соответствующие суммы должны быть уплачены организацией- правопреемником наряду с недоимкой.
При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке. Указанное исключение вызвано тем, что при выделении реорганизуемое общество не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может потребовать исполнения обязательств перед бюджетом непосредственно у должника, а не у его правопреемника. При реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество также не должно сниматься с учета в налоговых органах, однако в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в карту постановки на учет налогоплательщика.
Государство заинтересовано в том, чтобы проверить полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до момента снятия с учета налогоплательщика. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи информационного письма о снятии с учета. Сноска
Получение такого информационного письма чрезвычайно важно.
Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговых органах помимо разделительного баланса или передаточного акта (в зависимости от формы реорганизации) общество должно представить и упомянутое информационное письмо. При отсутствии последнего постановка на учет делается с письменным уведомлением о необходимости завершения процедуры снятия с учета и с соответствующей отметкой. Важность постановки не подвергается сомнению, так банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета только при предъявлении налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
Налоговые органы также обособляют выделение среди прочих форм реорганизации, так как только в этом случае реорганизуемое общество не ликвидируется, а следовательно, права и обязанности реорганизуемого общества распределяются между прежним и новым обществом, появляющимся в результате выделения. При прочих формах реорганизации права и обязанности реорганизуемой организации переходят к реорганизованной (реорганизованным) организации (организациям) в полном объеме.
Государство не ограничилось предоставлением налоговым органам
исключительно контрольных функций, у них есть и право наложить санкции за нарушения. Так, налоговые органы могут предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной (в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия) и о взыскании доходов, полученных этим предприятием.
Государственный механизм контроля за реорганизацией предприятий построен таким образом, чтобы минимизировать риск ухода налогоплательщиков от уплаты налогов. Это проявляется в формальностях, соблюдение которых необходимо при регистрации общества.
Налоговые органы вправе применить бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования такой недоимки. Здесь необходимо учитывать позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, которая сводится к следующему. Если обязательства перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций возникли на момент реорганизации, то эти обязательства переходят к реорганизованному юридическому лицу в порядке правопреемства. Если же в ходе налоговой проверки реорганизуемого общества недоимки не были выявлены, то впоследствии с реорганизованного общества может быть взыскана только задолженность перед государством; ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица, не может применяться к вновь созданному юридическому лицу. сноска
По аналогии можно предположить, что реорганизованное общество вправе требовать возмещения сумм, излишне внесенных реорганизованным обществом в бюджет."Прав в отнош налв при рии ак об" (Жданов Д.В., "З", 1998, N 11)
Налоговое законодательство конкретизирует общую конституционную обязанность по уплате налогов. Так, к плательщикам налогов относятся, в частности, юридические лица, "на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги".
Однако обязанности налогоплательщика возникают при наличии объекта налогообложения. Поскольку законодательство предусматривает различные виды налогов, практически это означает, что любое юридическое лицо, за исключением "мертвых" компаний, не только является налогоплательщиком, но и несет обязанности по уплате налогов.
Правопреемство по налоговым обязательствам является важным вопросом как для государства, так и для реорганизуемых обществ. Гарантией предотвращения ситуации, когда реорганизованное общество "неожиданно" оказывается должником по обязательствам предшественника, является точное соблюдение процедуры реорганизации, предписанной законодательством.
Основными документами при реорганизации являются:
-решение компетентного органа о реорганизации (это может быть как орган управления реорганизуемого юридического лица так и полномочный представитель собственника;
-договор о слиянии или присоединении;
-передаточный акт или разделительный баланс;
-учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения в учредительные документы существующих или новая редакция таких документов;
-акт государственной регистрации.
В ГК РФ и специальных законах особое внимание уделяется передаточному акту и разделительному балансу как документам о правопреемстве. Они должны отвечать ряду обязательных требований к оформлению и содержанию, частично содержащихся в ГК и специальном законодательстве о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, частично выработанных практикой. Так, например, недопустимо утверждение этих документов одновременно с принятием решения о реорганизации. Невозможно их утверждение до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени, или если такие требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. В передаточном акте или в разделительном балансе должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества, в связи, с чем составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц.
Принимая во внимание, что состав имущества и обязательств реорганизованного юридического лица может не соответствовать составу имущества и обязательств, которые должны перейти к правопреемнику в результате реорганизации, существует мнение о необходимости отказа от составления и утверждения передаточного акта и разделительного баланса, а состав передаваемых имущества и обязательств определять в договоре о слиянии (присоединении) либо в решении о разделении (выделении).
Подобные высказывания слабо сообразуются с действующим гражданским, налоговым законодательством и актами о бухгалтерском учете, игнорируют разную правовую природу этих документов и легально закрепленные различия в их содержании.
В антимонопольном законодательстве Российской Федерации содержится норма, предусматривающая при определенных условиях возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов. Это положение выделяется из ряда норм антимонопольного законодательства, регулирующих последствия правонарушений: во-первых, устанавливает столь серьезные последствия вне судебного порядка, а во-вторых, несмотря на довольно длительную историю своего существования (с 1991 г.), практически не применяется. В связи с этим, рассмотрим особенности данной нормы.
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц