Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- на основе комплексного анализа отечественного гражданского законодательства как ныне действующего, так и нормативных правовых актов, утративших силу, изучить эволюцию правовых процессов реорганизации юридических лиц;
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц ...………...…..7
§ 1. Понятие реорганизации юридических лиц …………………….................7
§ 2. Формы и процедура реорганизации ……………………………………..11
ГЛАВА 2. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации……………………………………………………………………16
§ 1. Правопреемство при реорганизации …………………………..………...16
§ 2. Гарантии прав кредиторов и акционеров ……………………….
§ 3. Уплата налогов при реорганизации ……………………………..
§ 4. Документальное оформление реорганизации …………………..
ГЛАВА 3. Контроль государства за реорганизацией ….……………..
§ 1. Принудительная реорганизация по антимонопольному
законодательству ……...……………………………………………….
§ 2. Государственная регистрация при реорганизации …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….
В некоторых
случаях при реорганизации
Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным. 10
Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных. 11
При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).
Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.
И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять. 12
§ 2. Формы и процедура реорганизации
В соответствии со ст. 57 ГК
РФ реорганизация может
Реорганизация в форме
слияния считается завершенной с момента государственной
регистрации вновь возникшего юридического
лица (а реорганизованные считаются прекратившими
свою деятельность).
В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два или более), в результате чего разделяемое прекращает существование - и на его месте возникают два (или более). Выделение - антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое, при этом прежнее сохраняет свое существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях ("пропорциях"), закрепляемых в разделительном балансе, между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами. [ См.;55,167.]
Реорганизация в форме
разделения считается завершенной
с момента государственной
При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридических лиц сохраняются в прежнем состоянии. [ См.;45,27]
Реорганизация юридических лиц в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а преобразованное - прекратившим свое существование). [ См.;2,82.]
По различным основаниям эти пять форм разбивают на различные группы.
I. По субъекту - инициатору реорганизации и ее основанию:
1) разделение, выделение - п. 2 ст. 57 ГК;
2) слияние, присоединение, преобразование - п. 3 ст. 57 ГК.
II. По судьбе имущественной массы:
1) слияние, присоединение (увеличивается);
2) разделение, выделение (уменьшается);
3) преобразование (остается без изменений).
III. По факту сохранения ранее существовавшего юридического лица:
1) присоединение, выделение, преобразование (сохраняется);
2) слияние, разделение (не сохраняется);
IV. По оформляющему реорганизацию акту:
1) слияние, присоединение, преобразование (передаточный акт);
2) разделение, выделение (разделительный баланс).
V. По моменту реорганизации:
1) слияние, разделение, выделение, преобразование (с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц);
2) присоединение (с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). [ См.;61,57.]
В ГК упоминается специфика реорганизации некоторых юридических лиц: преобразование хозяйственных обществ и товариществ одного вида в хозяйственные общества и товарищества другого вида, а также в производственные кооперативы (далее - ПК) (ст. 68 ГК);
реорганизация обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) (ст. 92 ГК);
преобразование АО в ООО или ПК (ст. 104 ГК);
реорганизация ПК в хозяйственные товарищества или общества (п.2 ст. 112 ГК);
реорганизация государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст.ст. 114, 115, 294-300 ГК).
Большинство же тенденций
и проблем правового
Первая общая проблема - отсутствие унифицированной по организационно-правовым формам юридических лиц и формам реорганизации процедуры. Представляется, что реорганизация, должна четко подразделяться на стадии. [ См.;66,41.]
На примере АО как
наиболее распространенной в мире и
универсальной формы в
1. предварительную стадию - компетентные органы ведут переговоры о возможности, целесообразности и экономической эффективности реорганизации;
2. стадию оформления инициативы - совет директоров (или иные полномочные лица) выносит на общее собрание акционеров вопрос о реорганизации в конкретной форме, акционеры решают принципиальные вопросы реорганизации и обсуждают существенные условия договоров о слиянии, присоединении;
3. организационную стадию - совет директоров и иные компетентные органы и лица разрабатывают проект договора о слиянии или присоединении, подготавливают передаточный акт, или разделительный баланс, разрабатывают устав или изменения и дополнения в него, иные необходимые документы, подписывают договор о слиянии или присоединении;
4. стадия утверждения - общее собрание акционеров утверждает договор о слиянии или присоединении, устав общества или изменения и дополнения в него, иные необходимые документы, передаточный акт или разделительный баланс;
5. регистрационная стадия - проходит государственная регистрация создания и прекращения юридического лица, с момента которой по общему правилу, АО считается реорганизованным. [ См.;66, 50.]
Такое деление логично и правомерно. Например, недопустимо утверждение передаточного акта и разделительного баланса как документов о правопреемстве одновременно с принятием решения о реорганизации. Невозможно их утверждение до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени, или, если такие требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. Ведь в этих документах должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества. [ См.;32,24.]
Итак, созыв общего собрания акционеров необходим дважды:
на стадиях оформления инициативы и утверждения. Это не только средство реализации прав акционеров на участие в управлении, знак признания верховенства власти общего собрания акционеров. Доктринальная детализация реорганизации АО и ее легальное закрепление позволят решить как минимум два практических вопроса: о сроках уведомления кредиторов и о моменте возникновения у акционеров - владельцев голосующих акций права требовать выкупа обществом у них акций. [ См.;35,39.]
Современное гражданское
и акционерное
а) необходимость уведомления до передачи имущества;
б) право кредитора требовать признания договора недействительным.
Само решение о реорганизации не является сделкой, но ее порядок и условия определяются в договоре о слиянии, договоре о присоединении. [ См.;41,518.]
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИЕМСТВА И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИАЦИИ
§ 1. Правопреемство при реорганизации
Согласно ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его преемникам должен оформляться передаточным актом или разделительным балансом, который составляется при реорганизации в форме разделения или выделения. Его основная функция - определить, какие права и обязанности, и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников. При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт. [ См.;65,53.]
Требования ГК РФ и к разделительному балансу, и к передаточному акту, в своем роде, одинаковы. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицо оспаривает. [ См.;48,401.]
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации - теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этих документов
необходимо для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующих организаций (при реорганизации в форме присоединения). Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятся причиной безусловного отказа в регистрации. [ 32,30.]
На практике, как для самого реорганизуемого юридического лица, так и для его партнеров огромное значение имеет вопрос о том, в какой момент переходят права и обязанности к преемнику. С кого, допустим, кредитор должен требовать исполнения обязательства, если организация-должник приняла решение о реорганизации. [ См.;54,218.]
Между принятием решения о реорганизации (утверждением передаточного акта или разделительного баланса) и ее проведением, естественно, проходит какое-то время. В ст. 57 ГК РФ четко определен момент, когда юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования таким моментом является день государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Правопреемство не основано на каком-либо отдельном договоре, оно представляет собой следствие самой реорганизации юридического лица. [ См.;2,81.]
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц