Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего российского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:
- на основе комплексного анализа отечественного гражданского законодательства как ныне действующего, так и нормативных правовых актов, утративших силу, изучить эволюцию правовых процессов реорганизации юридических лиц;
- исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц ...………...…..7
§ 1. Понятие реорганизации юридических лиц …………………….................7
§ 2. Формы и процедура реорганизации ……………………………………..11
ГЛАВА 2. Проблемы правопреемства и налогообложения при реорганизации……………………………………………………………………16
§ 1. Правопреемство при реорганизации …………………………..………...16
§ 2. Гарантии прав кредиторов и акционеров ……………………….
§ 3. Уплата налогов при реорганизации ……………………………..
§ 4. Документальное оформление реорганизации …………………..
ГЛАВА 3. Контроль государства за реорганизацией ….……………..
§ 1. Принудительная реорганизация по антимонопольному
законодательству ……...……………………………………………….
§ 2. Государственная регистрация при реорганизации …………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….
Подача заявления
Если предписание о разделении выполняется хозяйствующим субъектом добровольно, то порядок реорганизации не отличается от обычного. Проводится инвентаризация имущества и обязательств, составляется разделительный баланс. Кредиторов реорганизуемого хозяйствующего субъекта информируют о предстоящей реорганизации для того, чтобы они смогли реализовать предусмотренную ст. 60 ГК РФ возможность потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
Если предписание о принудительной реорганизации не исполняется добровольно, то антимонопольный орган обращается в суд с заявлением о назначении внешнего управляющего. Назначенный судом, он осуществляет все действия, необходимые при реорганизации. При этом в суд представляются разделительный баланс и учредительные документы вновь создаваемых организаций. Утверждение судом этих документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, появившихся в результате реорганизации.
Рассмотрев порядок и условия принудительной реорганизации, подведем некоторые итоги.
То есть принудительная реорганизация - это всегда мера экстраординарная, применяемая в исключительных случаях. Следует заметить, что в законодательстве других стран она применяется только судом. Думается, что это весьма обоснованно.
В связи с этим предлагается внести изменения в текст ст. 19 Закона о конкуренции и изложить п. 1 в следующей редакции: "Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности". Далее - по тексту статьи.
Также считаем обоснованным, дать антимонопольному органу соответствующее полномочие в отношении финансовых организаций и дополнить п. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг следующим абзацем: направляет в суд заявления о принудительной реорганизации финансовых организаций". Следует установить в этом Законе причины и условия реорганизации, аналогичные критериям Закона о конкуренции. Одновременно следует изъять из компетенции Центрального Банка России возможность требовать принудительной реорганизации кредитных организаций.
Таким образом, исключительная мера - принудительная реорганизация - будет применяться только по решению суда (арбитражного суда). Право инициировать данный процесс в случае нарушения законодательства о конкуренции должно принадлежать только антимонопольному органу.
Представляется, что в случае изменения антимонопольного законодательства возможно эффективное применение нормы о принудительном разделении хозяйствующих субъектов.
Независимо от способа возникновения юридическое лицо должно получить государственное признание, и факт этого признания должен быть зафиксирован государственным органом. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат все юридические лица на базе, какого имущества и по чьему волеизъявлению они создаются - государства, муниципального образования, граждан или юридических лиц. До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права. После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах", которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации. Общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, то есть высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации как завершающего юридического акта создания юридического лица.
Государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена гл. V ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон), которая требует дополнительных комментариев.
В случаях реорганизации
юридического лица в форме преобразования,
слияния, разделения или выделения
имеет место создание нового или
нескольких новых юридических лиц.
В государственном реестре
В связи с тем, что в случаях, предусмотренных законом, решение о регистрации юридического лица принимается уполномоченным органом исполнительной власти, Правительство РФ определило специальные требования к представляемым документам. Требования к документам, представляемым в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, содержатся в постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442, где дается соответствующий перечень. В целом повторяются в конкретизированном виде требования ст. 14 Закона.
Следует представить: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ, подписанное уполномоченными лицами общественного объединения в соответствии с его уставом; учредительные документы каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с учетом ее формы (преобразования, слияния, разделения, выделения, присоединения); устав юридического лица в трех экземплярах и ряд других документов.
Закон определяет важнейшие элементы содержания заявления о регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Заявитель должен подтвердить, что:
а) учредительные документы
создаваемых в результате реорганизации
юридических лиц соответствуют
требованиям, предъявляемым
б) сведения, содержащиеся
в этих учредительных
в) передаточный акт или разделительный баланс фиксируют все обязательства, перешедшие к вновь возникшему юридическому лицу в порядке правопреемства, в отношении всех его кредиторов;
г) все кредиторы реорганизуемого юридического лица письменно уведомлены о реорганизации, с тем, чтобы они могли своевременно воспользоваться правами, предоставляемыми им п. 2 ст. 60 ГК РФ (см. также п. 5 ст. 15 ФЗ об АО, п. 5 ст. 51 ФЗ об ООО);
д) в установленных законом случаях реорганизация согласована с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (например, при реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа - п. 2 ст. 17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в Единый государственный реестр юридических лиц) о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входят не менее двух коммерческих организаций; об изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входят не менее двух коммерческих организаций.
Подтверждения, сделанные заявителем, при возникновении сомнений могут быть проверены регистрирующим органом. Пункт 6 ст. 15 ФЗ об АО устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов. Недостоверность заявленных сведений, например, данных передаточного акта или разделительного баланса, может причинить материальный ущерб третьим лицам, вступающим в деловые отношения с зарегистрированным юридическим лицом. А это, в свою очередь, влечет наступление гражданско-правовой ответственности. Возможна также ответственность заявителя в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 25 Закона.
Должны быть представлены учредительные документы вновь возникших юридических лиц: для акционерного общества - устав, для общества с ограниченной ответственностью - учредительный договор и устав, для некоммерческого партнерства - учредительный договор, для учреждения - решение собственника о создании учреждения и устав, им же утвержденный, и т.д. Учредительные документы представляются в подлиннике или в виде нотариально удостоверенных копий.
В регистрирующий орган должно быть представлено решение о реорганизации юридического лица. Порядок оформления зависит от организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица.
Если это было акционерное общество, то согласно п. 2 ст. 48 ФЗ об АО решение, о реорганизации принимает общее собрание акционеров. Но одно только решение может быть представлено в регистрирующий орган в случае, когда речь идет о разделении юридического лица или о выделении. При слиянии необходимо решение общего собрания акционеров каждого из акционерных обществ, участвующих в слиянии. Следовательно, для регистрации надо представить принятые в установленном порядке и оформленные решения общих собраний акционеров всех обществ, участвующих в слиянии. В случае присоединения необходимо решение общего собрания акционеров общества, к которому производится присоединение, и решение общего собрания акционеров присоединяющегося общества. В связи с тем, что указанные решения принимаются квалифицированным большинством голосов (в обществе с ограниченной ответственностью - всеми участниками единогласно), протокол общего собрания акционеров (участников общества с ограниченной ответственностью), в котором зафиксировано соответствующее решение, обязательно должен содержать указание об итогах голосования. Решение о реорганизации государственных или муниципальных унитарных предприятий принимают государственные органы или органы местного самоуправления. При подчиненности указанных предприятий разным государственным органам или органам местного самоуправления потребуется принятие согласованных управленческих решений.
Решения о реорганизации некоммерческих организаций принимаются в формах, предусмотренных специальными законами. Реорганизация торгово-промышленных палат осуществляется решениями их высших руководящих органов (см. п. 2 ст. 11 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания (ст. 25 Закона РФ "Об общественных объединениях"). Статья 44 ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" устанавливает, что реорганизация политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения осуществляется по решению съезда политической партии, принимаемому в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 25 ФЗ "О политических партиях" и уставом политической партии.
Реорганизация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии осуществляется по решению съезда либо органа политической партии, уполномоченного ее уставом. Региональное отделение политической партии, пользующееся правами юридического лица, не вправе самостоятельно принимать решение о своей реорганизации. Решения о реорганизации, принятые съездом партии, должны быть представлены в регистрирующий орган для соответствующей реестровой записи.
Должен быть представлен договор о слиянии юридических лиц или присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому, если это установлено федеральными законами. Пункт 2 ст. 16 и п. 2 ст. 17 ФЗ об АО предусматривают заключение договора соответственно о слиянии или присоединении. Общее собрание акционеров каждого акционерного общества, участвующего в реорганизации в форме слияния или присоединения, утверждает представленный своим советом директоров (наблюдательным советом) договор о слиянии или присоединении. Текст договора вместе с протоколами общих собраний акционеров должен быть представлен в регистрирующий орган. Зафиксированные в протоколах решения должны подтвердить, что они приняты квалифицированным большинством голосов, как того требует закон (см. п. 4 ст. 49 ФЗ об АО). Аналогичные правила содержатся в ст.ст. 52, 53 ФЗ об ООО, однако там договор о слиянии или присоединении обществ с ограниченной ответственностью отнесен к числу учредительных документов; представление этих договоров обязательно в соответствии как с пп. "б", так и с пп. "г" комментируемой статьи.
Необходимо иметь в
виду, что при реорганизации
Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц