Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:31, реферат
Еще одной вредоносной, раскалывающей российское общество на частных собственников и несобственников, идеей является рецепция института частной собственности западного образца.
Так, Б.Н. Миронов
еще в 1984 г., рассматривая воззрения
русских крестьян после реформы
1860 г., делает вывод, что, оказывается
«по буржуазному праву
Такая же путаница в
юридических и бытовых понятиях
прослеживается у И.Б. Семеновой: «Использование
такого важного двучлена, как «частная
собственность и равенство», неминуемо
ведет к отрицанию именно частной
собственности, ибо «равенство»
– это синоним понятия «
Эти и подобные им
исследователи не желают учитывать
того факта, что в православном социуме
России сложилась дуалистическая идея
собственности. В ней содержались
не формы фиксированного владения,
а различение высшего, верховного обладания
и практического хозяйственного
пользования. Идея нашла свое воплощение
в формуле «земля Божья и –
крестьянская». Высшая власть над землей
принадлежит Богу и власти от Бога
– православному князю (царю), боярину
и т.д., но крестьянин ее обрабатывает,
организует на ней хозяйство, управляет
им. Он – хозяин, но не собственник[62].
Такое положение
нашло выражение в поговорках:
«земля Божия, а моего владения»,
«земля Божия и Государева, а роспаши
мои». Индивидуальная частная собственность
на землю никогда не поощрялась Православной
Церковью. Поэтому для России всегда
были свойственны и естественны
две формы собственности: государственная
(казенная) и общинная (общественная),
а частная была как бы вторична»[63].
Крестьянская правовая
культура выразилась в том, что во
время революции 1905-1907 гг. в ходе
уничтожения около 3 тыс. поместий (15%
их общего числа в России) практически
не было случаев хищения личных вещей
и насилия в отношении
Известно, что в
народной среде похищение чужой
собственности считается делом
незаконным и вредным как для
того, у кого похищают, так и для
того, кто похищает. «Вор ворует не для
прибыли, а для гибели», «воровать,
– говорит народ, – в беду попасть»,
«воровское стяжание в прок не идет»,
«чужими слезами никто не разживется»
[65].
Этнологическая наука,
рассматривая современный, сложившийся
издревле, образ жизни крестян-полешуков
(Полесье), отмечает, что лишить собственности
ближнего приравнивается к великому
греху, особенно когда речь идет о
символически отмеченных продуктах, таких
как молоко и мед. По обычному праву,
у вора вырывали пуп и прибивали
его к тому дереву, на котором
стоял опустошенный им улей. При
этом понятие ближнего было и остается
вполне христианским. Ближний –
это только тот, кто живет на той
же территории, что и субъект, исповедует
ту же религию и ведет тот же
образ жизни[66].
Российская правовая
ментальность выражается в тезисе,
что вся собственность (особенно
– на землю) принадлежит только Богу.
Эту же позицию, хоть и косвенно,
отразили и современные «Основы
социальной концепции русской православной
церкви». Они определяет, что «по
учению Церкви, люди получают все земные
блага от Бога, Которому и принадлежит
абсолютное право владения ими. Относительность
права собственности для
«Отношение к земле
является одной из важнейших духовных
основ древнерусского государства,
непосредственно повлиявшей на правовое
регулирование земельных
Отдельные ученые указывают
на различие в восприятии института
частной собственности на Западе
и в России (часто это носит
характер русофобского анекдота). Так,
С.Б. Алексеев пишет, что для англичан
средневековья самым
При введении института
частной собственности на землю
нельзя забывать и тот факт, что
Россию населяют, помимо русского, и
иные народы, исконно проживающие
на своей земле.
По мнению исследователей,
«аборигенные народы сохранили трепетное
отношение к земле, на которой
проживают, что играет важнейшую
роль в общественной, политической,
религиозной и экономической
жизни племени. Общение с духами
предков постоянно
Большинство современных
опрошенных информантов среди аборигенного
населения Сибири категорически
не согласны с утверждением, что
человек – «царь природы». Ответы
изобиловали утверждениями, что
человек не может быть царем природы.
«Человек живет вместе с природой.
Человек – дитя природы. Человек
от природы неотделим». «Человек живет
вместе с природой, как звери и
птицы. Отличается от них интеллектом.
А душа у них одинаковая, только
человек наделен умом». На вопрос
об отношении к легализации купли-
Продажа земли здесь
равносильна рабству. Этот императив
ментальности вряд ли вписывается в
идеалы свободы либерального образца.
Здесь представляются скорее отрицательные
права на собственность, и упор делается
на недопущение других, чем на свое
право полного распоряжения.[
Известны восстания
населения Сибири и Алтая против
Советской власти в 1920-е годы, связанные
с правовой политикой государства,
противоречащей обычному праву этих
народов. Кроме того, начало 90-х годов
в национально-территориальных
Характер отношения
россиян к собственности во многом
определяется результатами проведенной
в 1990-е годы приватизации. «Большинство
россиян не рассматривает нажитые
в результате приватизации крупные
состояния как легитимные», –
считает глава ИКСИ РАН. Отсюда, по
его мнению, довольно высокий уровень
поддержки пересмотра итогов приватизации.
В частности, большинство населения
считает необходимым
[1] Леонтович, В.В.
История либерализма в России.
1762-1914 / В.В. Леонтович. – М., 1995.
– С. 4.
[2] Хайек, Ф.А. Дорога
к рабству / Ф.А. Хайек. –
М., 1992. – С. 83.
[3] См.: Пайпс, Р.
Собственность и свобода / Р.
Пайпс. – М., 2000. – С. 10.
[4] Там же. – С.
9-10.
[5] Черкасов, Г.И. Общая
теория собственности: учеб. пособие
для вузов / Г.И. Черкасов. –
2-е изд., перераб. и доп. –
М., 2003. – С. 227.
[6] Чубайс, А. Что
такое приватизация / А. Чубайс //
Известия. – 1992. – 28 сентября.
[7] Там же.
[8] См.: Приватизация
по-российски: сборник статей / под
ред. А. Чубайса. – М., 1999. –
С. 29.
[9] См.: Россиская
организованная преступность: новая
угроза?: сб. статей / пер. с англ. –
М., 2000. – С. 17-18.
[10] Сухарев А.И.
Внелегальная норма в
[11] См.: Устинов, И.
Приватизация по-российски / И.
Устинов // Независимая газета
– Политэкономия. – 2001. – 17
апреля.
[12] Акопянц, Э.А.
Развитие российского рынка
[13] Власова, М.В.
Право собственности в России:
возникновение, юридическое
[14] Там же. – С.
96.
[15] См.: Лучин, А.В.
Демократизация или кланизация?
(Эволюция взглядов западных
[16] Шуров, А.Н. Процесс
формирования сознания и
[17] Чубайс, А. О
Путине, шахтерах и ваучере / А.
Чубайс // Аргументы и факты. –
2002. – №34. – С. 3.
[18] См.: Резник, В.
Интервью / В. Резник // Сегодня. –
2001. – 14 февраля.
[19] №109-ФЗ от 21.07.2005
г.
[20] Алексеев, В. Правоприменительное
и частное право. Постановка
проблемы / В. Алексеев // Проблемы
теории гражданского права:
[21] Панарин, А.С.
Стратегическая нестабильность
в ХХI веке / А.С. Панарин. – М.,
2004. – С. 59.
[22] Рогозин, Д.О.
Враг народа / Д.О. Рогозин. –
М., 2006. – С. 25.
[23] Веллер, М. Великий
последний шанс / М. Веллер. – М.,
2006. – С. 161.
[24] Орлова, О.В. Гражданское
общество и личность: политико-правовые
аспекты / О.В. Орлова. – М., 2005.
– С. 15.
[25] Егоров, А.М. Правовые
основы частной собственности
в России (вопросы теории): дис.
… канд. юрид. наук / А.М. Егоров. –
М., 1997. – С. 5.
[26] Водкин, М.Ю. Проблемы
рецепции римского права
[27] Костин, В.И. Институт
частной собственности и
[28] Стецовский, Ю.И.
Право на свободу и личную
неприкосновенность: нормы и действительность
/ Ю.И. Стецовский. – М., 2000. – С.
14.
[29] Кочеврин, Ю.Б.
Собственность в переходной
[30] Баликоев, В.З.
Общая экономическая теория / В.З.
Баликоев. – Новосибирск, 1996. – С.
79.
Информация о работе Рецепция института частной собственности