Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:31, реферат
Еще одной вредоносной, раскалывающей российское общество на частных собственников и несобственников, идеей является рецепция института частной собственности западного образца.
Достаточно показательно,
что даже отдельные писатели приходят
к аналогичной мысли. Так, М. Веллер,
забросив свои детективы про майора
Звягина, пришел к следующей мысли:
«Единственная национальная идея сегодня
– это месть за обворовывание
и наглое унижение страны и людей»[23].
Думаю, это мнение разделяет большинство
населения нашей страны, т.е. пресловутое
униженное и обворованное в своих ожиданиях
гражданское общество.
При подготовке к
реформам либерализма, к формированию
идеологии частного собственника в
России началась подготовка общественного
сознания, в чем приняла активное
участие интеллигенция.
В этом случае показательно,
что научный мир с начала рыночных
преобразований тут же изменил парадигму
своего отношения к праву
Отрицая всякие исторические
закономерности, г-н М.Ю. Водкин пишет,
что «появление права собственности
в истории знаменовало собой
весьма важную победу личности над
коллективизмом. Эта победа нужна
для экономического прогресса общества,
для развития личной предприимчивости
и энергии»[26].
Заместитель директора
Института права СГЭА, кандидат философских
наук В.И. Костин декларирует: «Собственность
является основой любого общества.
Она определяет суть экономической
формации общества, его политический
и правовой статус, является средством
удовлетворения интересов и потребностей
граждан, их объединений, а также
всего общества в целом. Более
того, собственность порождает
Его коллега, Ю.И. Стецовский,
также не отстает в восхвалении
права частной собственности, считая,
что именно оно приведет к радикальному
обновлению российского общества: «Каждому
из нас надо «сдирать» с себя старую,
загрубевшую кожу, учиться быть личностью
и уважать личность в другом. Пришло
время перенимать блага свободы: личные,
политические и социальные права, чувства
хозяина и собственного достоинства, переходить
к свободе мышления на принципах общечеловеческих
ценностей, к свободной конкуренции и
основанных на ней экономической свободе
и благополучии. Без превращения человека
в собственника такой переход вряд ли
возможен. У нас же отобрали самих себя.
Отобрали под дулами маузеров, под рев
«черных воронов», под лай «верных Русланов».
Коммунисты вернули основную пятивековую
боль России – униженность ее народа:
мы опять стали рабами, рабами внутри себя…»[28].
В этом же ключе пишет
и другой исследователь, Ю.Б. Кочеврин:
«Для России отмена запрета на частную
собственность явилось событием
огромного исторического и
В.З. Баликоев считает,
что только «частный собственник
учится, ищет, узнает, изобретает, покупает,
финансирует научные
А чего стоит рассуждение
Г.С. Лисичкина, который считает, что
институт семьи в России просто не
состоялся (!), так как не состоялся
институт частной собственности: «Но
институт семьи в России не состоялся,
и в этом ее огромная трагедия. В
России, в отличие от остальных
стран цивилизованного мира, по существу
нет семьи в классическом, а
не в эмоционально-
С.Л. Баяхчева и С.И.
Илларионов в работе, посвященной
идеологии гражданского общества, также
отмечают страшное прошлое советского
гражданского общества, лишенного «своей
главной экономической основы –
собственности»: «Стремясь покончить
с государственно-
В 2006 г. Д.А. Ветровой
была успешно защищена диссертация
на соискание ученой степени кандидата
юридических наук на тему «Гуманистическая
направленность института права
собственности: вопросы теории». В
ней она выносит на защиту следующие
положения: «Гуманистическая направленность
института права собственности выражается
в двух взаимосвязанных проявлениях, одно
из которых связано с реализацией личностью
своего естественного субъективного права
собственности (личностный аспект), а второе
– с соблюдением прав и законных интересов
других лиц (публичный аспект). Личностный
аспект гуманистической направленности
права собственности проявляется в том,
что собственность является источником
для реализации человеком своих прав,
в том числе таких неотъемлемых, как право
на свободу, счастье, развитие своих способностей.
Право собственности позволяет обеспечить
определенное благополучие человека,
прежде всего имущественное, и это выражается
через благосостояние человека. Обладание
собственностью дает возможность человеку
самовыражаться и обрести некую автономию,
позволяющую действовать, исходя из своих
внутренних потребностей и пристрастий.
Собственность – это также определенное
творчество, так как управление ею требует
таланта и умения. Публичный аспект гуманистической
направленности права собственности проявляется
в свободном и ответственном участии человека
в жизни общества, так как собственность
не только дает права, но и наделяет обязанностями
по отношению к другим лицам и государству.
Осуществление правомочий собственником
не должно затрагивать интересы других
лиц. Отношения собственника с окружающим
миром и другими людьми должны быть основаны
на человеколюбии, сострадании, отзывчивости,
уважении, толерантности, милосердии и
справедливости»[33].
Такое же «наивное»
мнение о российской действительности
высказано в работе Б.С. Аккуратова:
«Негативные оценки социальных групп
и личностей, объединяемых в категорию
«буржуазия», традиционно превалировавшие
в трудах советских историков, постепенно
уходят в прошлое. Купец, коммерсант
предстает уже не как безжалостный
эксплуататор, а как созидатель,
рачительный хозяин промышленных и
торговых предприятий, предоставляющий
новые рабочие места, опора экономики
страны. Также меняются культурные
знаки отношения к мещанству,
презрение к «обывательщине», «паутине»
частной собственности, поглощенности
накопительством уступает место
уважению к мелкому собственнику
– предпринимателю и труженику,
заботливому «отцу семейства»»[
Даже вроде бы
православный по мировоззрению В. Тростников,
призвавший к соавторству и Н.
Михалкова, пишет следующие, достаточно
жутковатые для православного
Игнорируется факт
западной политэкономии, что частная
собственность лишь при определенных
условиях служит источником доходов, а
в других она приносит убытки и
ведет к разорению своих
Но, видимо, западные
экономические законы в России не
работают. В настоящее время обыватель
наблюдает удивительную картину: заводы
не работают, законсервированы, превращены
в торговые рынки, а валовой продукт
нашей страны постоянно растет. Особенно
показательны результаты реформ в сельской
местности.
Так, в Эвенкии
в сельскохозяйственном секторе
экономики от дореформенного потенциала
(до 90-х годов ХХ в.) осталась всего
седьмая часть; в Республике Алтай
– пятая часть; в Тыве, Хакасии
и Бурятии индекс сельскохозяйственного
производства составлял в 2002 г. лишь
половину своего значения в 1990 г.[37] Масштабы
безработицы также потрясают: в
Хакасии каждый седьмой (от экономически
активного населения), в Тыве –
каждый четвертый, в республике Алтай
– каждый пятый, в Бурятии –
каждый пятый. По Сибирскому федеральному
округу в целом безработным является
каждый седьмой[38].
Показатели жизнеобеспечения
многих групп народов сейчас сравнимы
с теми, что были 100 лет назад.[39]
По разным оценкам от 30 до 70% всего
населения сибирского региона находятся
вне экономики, среди коренных народов
доля такого населения в отдельных
поселениях доходит до 95%. Почти 90% населения
Севера и Сибири оказалась за чертой
бедности.[40]
Кстати, и в самой
России ситуация складывается не лучшим
образом. М.Г. Скляр отмечает, что
в настоящее время «главное здесь
– как устранить и вообще не
допустить последствий
Российские исследователи
видят причины неудач приватизации
не только в «слепом копировании»,
но и в дремучем характере русского
народа.
Г.Х. Чукаева доказывает:
«Институт права частной
По мнению доктора
философских наук В.Ф. Шаповалова, неухоженность
и необустроенность земли «заключается
в вековой привычке относиться к
родной земле как к чему-то не
своему, чужому. Российский человек
словно постоянно ощущает временность
своего существования здесь, в той
точке пространства, где ему выпало
жить. Ощущение временности, конечно, не
может настраивать на то, чтобы
обустраиваться капитально. Несомненно,
отношение к родной земле как
к «не своей» сформировалось под
влиянием двухсотлетнего господства крепостного
права, труда на барской, отчужденной
земле. Такой же, отчужденной от хозяина,
оставалась земля и при советской
власти»[43].
Р.М. Гусейнов отмечает,
что важнейшим препятствием на пути
индустриально-
Конечно, российским
реформаторам очень мешает российский
народ с его отсталым мышлением,
не готовым к радикальным
Информация о работе Рецепция института частной собственности