Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.

Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:

-статус публично-правовых образований;

- Российская федерация как субъект гражданского права;

- государственные образования как субъекты гражданского права;

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ......................5

Глава 2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.....................13

Глава 3. Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам……………...24

Заключение...........................................................................................................27

Список использованной литературы……………………………………..…29

Файлы: 1 файл

Курсач по ГП.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

     Российская  Федерации, субъекты РФ, муниципальные  образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества: а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).34 Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

     Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны). Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2006 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.35

     Согласно  ст. 127 ГК особенность ответственности  Российской Федерации и субъектов  РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.

     Пока  такой закон не принят. Действующее  же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).

     В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства  от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").36

     Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности. Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных, в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.).37 
 
 

Заключение 

       Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования и органы власти по своей  юридической природе являются юридическими лицами публичного права, которые могут  быть наделены гражданской правосубъектностью, и вместе составляют подвид юридических лиц - категорию "юридические лица публичного права" (публично-правовые образования).

     Проблема  государственного устройства во всех формах, так или иначе, касается более  или менее развитых стран, по существу является глобальной, поскольку органически связана с другой, более крупной – о форме проявления в государствах.

     Основы  конституционно-правового статуса  РФ определены в главе 3 «Федеративное  устройство» (ст. 65-79) в других главах и статьях Конституции РФ, в  федеральных и иных нормативно-правовых актах.

     Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономная область, автономных округов – равноправных субъектов  РФ.

     Однако  эта норма нуждается в уточнениях. Равноправие субъектов не следует рассматривать абстрактно юридически; статус каждой разновидности субъекта имеет свои особенности.

     Федеративное  устройство РФ основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

     Во  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

     Однако  большинство автономных округов  входят в состав краев и областей и должны были бы рассматриваться как государственные образования наряду с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма, то есть Конституция все же предусматривает различие субъектов, хотя это различие в ней ясно не выражено.

       К сказанному нужно, конечно,  добавить территорию, людские и  сырьевые ресурсы, другие особенности  разновидностей субъектов РФ. Нельзя  всерьез говорить о каком-то  абстрактном равноправии.

     В вопросе о разграничении предметов  ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и субъектов  РФ как показал опыт, недостаточно руководствоваться Конституцией РФ. В результате родилась практика заключения договоров о разграничении ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

     В настоящее время идет процесс  объединения субъектов РФ, что  предполагает многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление автоматически  не сделает субъекты Федерации стабильно развивающимся. Необходимо реальное стимулирование экономики. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопрос правосубъективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

Нормативный материал

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 декабря. №237.
  2. Федеральный Конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации» // Собрание законодательства РФ 2001 г. № 52 ст. 4916; 2005г. №45 ст.4581
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ 2003г. №27 ст.2709; 2004 г. №50 ст. 4950; 2005г.№ 1 ст.25
  4. Федеральный закон от  13 октября 1995г. «О государственном регулирование внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ 1995г. №42 ст.3923
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32.

Литература

  1. Аваньян В.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально-территориальное образование // Государство и право, 2010г., № 3
  2. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ – М.: НОРМА, 2008 г.
  4. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. Калпина А. Г., Масляева А. И. М.: Юристъ, 2008. 472 с.
  5. Гражданское право: Учебник (Отв. ред. Е.А. Суханов). - М.: Волтерс Клувер, 2005.С.190.
  6. Гражданское право: Учебник (Отв. ред. А, П. Сергеев, Ю. К. Толстой). - М.: Волтерс Клувер, 2009.С.220.
  7. Гражданское право России; Под ред. О. Н. Садикова; Издат-во «Юридическая литература».; М.; 2009г.
  8.      Гражданское право России; под ред. Т.И.Илларионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева; Издат-во «Юридическая литература».; М.; 2009г.
  9. Габригидзе Б.Н., Черневский А.Г. Конституционное право России – М.:  Издательско-торговая корпорация «Доликов и К», 2008 г.
  10. Гришаев С. П. Гражданское право. Часть первая в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2009.,141 с.
  11. Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила// Государство и  право, 2006 г., № 10
  12.      Комментарий к ГК РФ ч.1.; Юридическая фирма «Контракт»; Изд. дом «Инфра-М»; М.; 2003.
  13.      Комментарий к гражданскому кодексу. Ч. 1. / Под. ред. Садикова.. 2-е изд. М. 2002. С. 298.
  14. Конституционное право России / отв. ред.  А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: 2009г.
  15. Кутафин О.Е. Российская автономия – М.: 2009 г.
  16. Мольев Д.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ // Российская юстиция. 2010г., №1
  17. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрист, 2009 г. С. 296.
  18. Уткин Р.В. Правовая система субъектов РФ: направление реформы //  Закон и право, 2009г., №7.

Информация о работе Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений