Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:14, курсовая работа
Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.
Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:
-статус публично-правовых образований;
- Российская федерация как субъект гражданского права;
- государственные образования как субъекты гражданского права;
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ......................5
Глава 2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.....................13
Глава 3. Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам……………...24
Заключение...........................................................................................................27
Список использованной литературы……………………………………..…29
Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).
Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества: а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).34 Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны). Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2006 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.35
Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.
Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).
В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").36
Следует
иметь в виду, что в зарубежном
праве распространен иной подход
к принципу иммунитета государства.
В законах и судебной практике ряда зарубежных
государств закреплена доктрина функционального
(ограниченного) иммунитета, согласно
которой иностранное государство, осуществляя
коммерческую деятельность, действует
уже не как суверен, а как частное лицо
и поэтому отказывается от иммунитета
по требованиям, вытекающим из такой деятельности.
Положения этой доктрины выражены в законах
США, Великобритании, Канады, Австралии
и др., в международных, в судебной практике
зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии,
Франции, Бельгии и др.).37
Заключение
Государство,
субъекты Российской Федерации, муниципальные
образования и органы власти по своей
юридической природе являются юридическими
лицами публичного права, которые могут
быть наделены гражданской
Проблема государственного устройства во всех формах, так или иначе, касается более или менее развитых стран, по существу является глобальной, поскольку органически связана с другой, более крупной – о форме проявления в государствах.
Основы
конституционно-правового
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономная область, автономных округов – равноправных субъектов РФ.
Однако
эта норма нуждается в
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Однако большинство автономных округов входят в состав краев и областей и должны были бы рассматриваться как государственные образования наряду с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма, то есть Конституция все же предусматривает различие субъектов, хотя это различие в ней ясно не выражено.
К сказанному нужно, конечно,
добавить территорию, людские и
сырьевые ресурсы, другие
В
вопросе о разграничении
В
настоящее время идет процесс
объединения субъектов РФ, что
предполагает многочисленные проблемы
в сфере государственного строительства,
так как укрепление автоматически
не сделает субъекты Федерации стабильно
развивающимся. Необходимо реальное стимулирование
экономики. Но, не имея развитой законодательной
базы субъектов РФ трудно говорить об
успешном решении вопрос правосубъективности.
Список
литературы:
Нормативный материал
Литература
Информация о работе Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений