Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.

Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:

-статус публично-правовых образований;

- Российская федерация как субъект гражданского права;

- государственные образования как субъекты гражданского права;

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ......................5

Глава 2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.....................13

Глава 3. Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам……………...24

Заключение...........................................................................................................27

Список использованной литературы……………………………………..…29

Файлы: 1 файл

Курсач по ГП.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКРОРТОСТАН» 
 
 

Юридический факультет 

Кафедра гражданского права 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      на  тему  

ПУБЛИЧНО- ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила:

                     студентка 1 курса

                     специальности «Юриспруденция»

                     бюджет, 1 группа

                     Гирфанова Анжелика Назировна 

                     Научный руководитель:

                     к.ю.н. Колобова Г.А.

                     _____________________________

                     «___» ________________ 2011 год

                     Дата защиты

                     «___» ________________2011 год

                     Оценка ______________________ 
               

УФА 2011 год

Содержание 

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ......................5

Глава 2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.....................13

Глава 3. Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам……………...24

Заключение...........................................................................................................27

Список  использованной литературы……………………………………..…29

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Тема данной курсовой работы – публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Данный вопрос является актуальным и достаточно интересным, т. к. наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте, хотя они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

       Предметом курсовой работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

       Целями  курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.

     Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:

     -статус  публично-правовых образований;

     - Российская федерация как субъект  гражданского права;

     - государственные образования как субъекты гражданского права;

       - муниципальные образования как  субъекты гражданского права;  Методологическую основу написания курсовой работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.

       Работа  изложена с учетом комплексного характера  затронутых проблем. В связи с  этим нами широко использованы работы юристов, представляющих как частное, так и публичное право, теоретиков права и историков.

     Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в работе, могут послужить основой для дальнейших научных изысканий в сфере публично-правового регулирования отношений по управлению публичной собственностью, представляющих собой административный процесс, включающий в себя формирование и выражение воли юридических лиц публичного права,

     Курсовая  работа состоит из Введения, четырех  глав, Заключения и списка используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Особенности гражданской правосубъектности

     Российской  Федерации, субъектов  Российской Федерации

     и муниципальных образований 

     В перечне субъектов гражданских  правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию, субъектов Федерации и муниципальные образования (ст. 2, 124 ГК).1

     Выделяется  особая категория субъектов гражданского права: государство - Российская Федерация; субъекты Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселений, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").2

     Российская  Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

     Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее  четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и других нормативных актах публичного права.

     Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности у Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также права муниципальной собственности у городских, сельских и иных муниципальных образований (ст. ст. 214, 215 ГК).3

     Законодательно  закреплен и признак ответственности  по своим обязательствам (ст. 126 ГК). Предусмотрена также возможность  выступления Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований от собственного имени  при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).

     Характеризуя  правосубъектность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований, закон устанавливает, что в этих случаях следует  применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

     Возникает вопрос: не означает ли упоминание в  законе о возможности применения норм, определяющих участие юридических лиц в гражданском обороте, к рассматриваемым отношениям, полной схожести гражданской правосубъектности РФ, ее субъектов и муниципальных образований с правосубъектностью юридических лиц?

     По  мнению российских правоведов, считать эту группу субъектов гражданского права юридическими лицами нельзя. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений. При этом Российская Федерация и ее субъекты являются государственными образованиями, а муниципальные образования составляют систему местного самоуправления.

     Названным субъектам гражданского права присущи  особые свойства, которых нет у  юридических лиц. Прежде всего, все  они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему - Российскую Федерацию, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т.е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях. Одновременно каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

     Надо  учитывать и то, что в отличие от юридических лиц, каждый субъект этой группы наделен властными полномочиями. Высший уровень их у Российской Федерации как суверенного государства. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех (в том числе и самого государства) правила, определяющие правосубъектность участников оборота, взаимоотношения по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и др. В пределах своей компетенции осуществляют законодательную функцию субъекты Российской Федерации (ст. ст. 5, 73 Конституции РФ).4

     Властными полномочиями обладают также муниципальные  образования. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последние не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными государственными полномочиями (ст. ст. 12, 132 Конституции РФ).

     Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

     Особенностью  рассматриваемой группы субъектов  гражданского права является то, что  они относятся к категории  публично-правовых образований. Основное назначение их деятельности заключается  в достижении публичных (общественных) целей в масштабе всей страны (государство), отдельного региона (субъекты РФ) либо определенной местности (муниципальное образование).5 В связи с этим правовой режим публично-правовых образований во многом определяется нормами публичного права (конституционного, административного и др.). И только тогда, когда Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования вступают в гражданско-правовые отношения, их деятельность целиком подчиняется действию гражданского права.

     Наконец, нельзя не отметить, что большинство  норм, определяющих правосубъектность  юридических лиц (гл. 4 ГК), неприменимо  к правосубъектности Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным  образованиям. Это касается норм о  порядке возникновения и прекращения юридических лиц, об учредительных документах, государственной регистрации, видах юридических лиц, их филиалах, представительствах. Иначе, чем для юридических лиц, решены вопросы ответственности по обязательствам (ср. п. 1 ст. 56 со ст. 126 ГК).6

     Показательно и то, что нормы о правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований законодатель поместил не в гл. 4 "Юридические лица", а в самостоятельной главе ГК (гл. 5),7 выделяя тем самым эту категорию лиц в самостоятельную группу субъектов гражданского права.

Информация о работе Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений