Профессиональные союзы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Профессиональный союз —добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовую основу создания и деятельности профсоюзов составляют Конституция РФ (ст. 29), Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., а также нормы Трудового кодекса РФ.

Файлы: 1 файл

обществ орг.docx

— 47.26 Кб (Скачать)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  СОЮЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Профессиональный  союз —добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовую основу создания и деятельности профсоюзов составляют Конституция РФ (ст. 29), Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., а также нормы Трудового кодекса РФ.

История формирования.

Союзы рабочих возникли в XIX веке в процессе борьбы пролетариата против капиталистической эксплуатации. Родиной рабочих союзов является Англия, где они стали возникать с середины XVIII в.

В России до конца XIX в. образование рабочих союзов не допускалось — действовало лишь небольшое количество касс взаимопомощи с незначительным числом членов.

С 1890-х годов в Царстве Польском, Северо-западом крае, Санкт-Петербурге и Москве стали возникать нелегально рабочие союзы в связи с активной деятельностью социал-демократической партии.

В 1901-1903 гг. по инициативе С. В. Зубатова в Москве и Санкт-Петербурге были открыты с разрешения властей первые легальные рабочие союзы: «Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства» в Москве и одноимённое общество в Санкт-Петербурге.

В 1904 году в Санкт-Петербурге, по инициативе священника Георгия Гапона, было открыто «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Однако после событий 9 января 1905 года оно было закрыто.

В 1905-1906 гг. по всей России образовалось около ста рабочих союзов. Первый из них, «Союз работников печатного дела», был создан 16 апреля 1905 года в Санкт-Петербурге. Некоторые из них первоначально были легализованы, но затем подвергались административным преследованиям, были закрыты или существовали нелегально.

В 1910 году начался новый подъем рабочего движения и борьбы за профсоюзы. Но своего пика он достиг в начале 1917. Не осталось ни одной профессии или группы рабочих по найму, которая не стремилась бы к организации своего профсоюза.

К лету 1918 года завершился период становления, укрепления, выбора пути развития профсоюзных организаций. Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 года. В первые годы советской власти они сыграли важную роль в ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.

Кроме того, в ходе Российской революции и гражданской войны анархо-синдикалисты пытались создать общенациональное профсоюзное объединение: на Первом всероссийском съезде профсоюзов было представлено 88 тысяч членов синдикалистских и максималистских объединений, однако постепенно их влияние падало, так что на втором съезде (1919) их было уже 53 тыс., а на Третьем (1920), только 35 тыс.

В связи с образованием СССР, профсоюзы России вошли в общесоюзную структуру профсоюзов (ВЦСПС) и находились там до 1990 года. Профсоюзные комитеты на предприятиях осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т.п. Однако они фактически были подконтрольны властям, ещё Ленин назвал их "приводными ремнями" от коммунистической партии к массам. Первая попытка создать независимый профсоюз (СМОТ) состоялась в 1978 годуи привела к репрессиям против тех, кто ее предпринял

Новый этап в существовании  профсоюзного движения в России начался  с процесса воссоздания общероссийских профсоюзов в 1990 году. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений. В настоящее время ФНПР насчитывает 121 членскую организацию, ее членами являются 37,7 млн человек. Однако поскольку ФНПР фактически является наследником ВЦСПС, то она так по-настоящему и не взяла на себя функции по защите прав работников наёмного труда. Это подтверждается отсутствием заметной роли ФНПР в проведении забастовок.

После окончания коммунистической формы правления в России начали появляться новые профсоюзы, не входящие в ФНПР (Соцпроф, Всероссийская конфедерация труда,Конфедерация труда России, МПРА и др.), которые активно проводят забастовки и прочие действия в защиту прав работников. Их активно поддерживают левые партии и движения страны. Профсоюзы развитых стран признают их настоящими и активно развивают с ними сотрудничество.

Также в России существует Союз профсоюзов России (СПР), в который вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных.

02.12.2011 года в Москве  состоялся I Съезд Объединения  Свободных Профсоюзов Российской  Федерации. На Съезде был избран  лидер Профсоюзов Николай Викторович  Левашов.

 

Основные положения о  профсоюзах ( согласно ФЗ о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности)

Право на объединение в профсоюзы:

1.Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. 
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

2.Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

3.Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

4.Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Профсоюзы независимы в своей  деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и  других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Запрещается вмешательство  органов государственной власти, органов местного самоуправления и  их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

 

Уставы профсоюзов:

1. Профсоюзы, их объединения  (ассоциации) самостоятельно разрабатывают  и утверждают свои уставы, положения  о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные  органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции,  съезды и другие мероприятия.

2. Устав профсоюза должен  предусматривать: 
-наименование, цели и задачи профсоюза; 
-категории и профессиональные группы объединяемых граждан; 
-условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза; 
-территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность; 
-организационную структуру; 
-порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий; 
-порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов; 
-источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов; 
-местонахождение профсоюзного органа; 
-порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях; 
-другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать: 
-наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов; 
-состав участников; 
-территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; 
-порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию; 
-местонахождение профсоюзного органа; 
-сроки полномочий профсоюзного органа; 
-источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов; 
-порядок внесения дополнений и изменений в устав; 
-порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях; 
-другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

 

Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных  организаций в качестве юридических  лиц:

1. Правоспособность профсоюза,  объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации  в качестве юридического лица  возникает с момента их государственной  регистрации, осуществляемой в  соответствии с Федеральным законом  "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей" с учетом установленного  настоящим Федеральным законом  специального порядка государственной  регистрации профсоюзов, их объединений  (ассоциаций), первичных профсоюзных  организаций. 
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. 
Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций). 
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования. 
При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. 
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 
При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц. 
Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. 
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица. 
Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

2. Отказ в государственной  регистрации или уклонение от  нее могут быть обжалованы  профсоюзами, их объединениями  (ассоциациями), первичными профсоюзными  организациями в суд.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА  ПРОФСОЮЗОВ 

 Право профсоюзов  на представительство и защиту  социально-трудовых прав и интересов  работников 
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. 
Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). 
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. 
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. 
2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. 
3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях. 
4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений. 
5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

Право профсоюзов на содействие занятости 
1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. 
2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. 
3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. 
4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями. 
5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов. 

Информация о работе Профессиональные союзы Российской Федерации