Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна, так как народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Народное художественное творчество....................................................5
1.1. Сущность художественной самодеятельности.......................................5
1.2. Формирование основ репертуарной политики...................................7
1.3. Воспитательная функция художественной самодеятельности............11
Глава 2. Проблема формирования основных направлений коллективов
народного художественного творчества..............................................................17
2.1. Общие черты и проблемы развития самодеятельного
художественного творчества...................................................................17
2.2. Направления самодеятельного художественного творчества.........22
2.3. Организация выступлений художественной самодеятельности.........28
Заключение..................................................................................................................33
Использованная литература............................

Файлы: 1 файл

Художественная самодеятельность.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      В это время здесь, как и во всей жизни общества, определяются новые перспективы, корректируются и уточняются многие позиции. По существу складывается новая функциональная структура и соответственно обновленная концепция развития самодеятельного художественного творчества.

      Прежде всего самодеятельное художественное творчество все более осознается и становится важной сферой самореализации личности. Одновременно усложняются и его отношения с культурой. Личность заявляет свое право на инициативную деятельность, на творческий поиск в культуре и выбор новых форм организации. Крайне важно, что самодеятельность начала ощущать потребность и готовность работать и с разным предметным, содержательным материалом, и с разными областями, как принято говорить, «текстами» культуры, и с разными традициями и стилями в искусстве, а также разными способами социальной организации людей, занятых этой деятельностью, помимо тех, которые предусмотрены организационной структурой клуба, пришедшей из прошлого.

      Кроме того, новая самодеятельность часто вырастает как некоторый симбиоз разных видов занятий, форм творчества, досуга, что также в большей мере увеличивает возможности проявления личностного начала. Работа группы, объединения, студии может включать и исполнительское творчество, и авторство (например, сочинение стихов, песен, сценариев), а также элементы режиссуры, исследовательско-собирательской деятельности, техническое изобретательство, художественно-оформительскую и дизайнерскую, а также — немалую организационную деятельность. Разные виды деятельности и, соответственно, разные роли могут быть распределены в группе, но часто выполняются одними и теми же людьми.

      Разнообразие организационных форм нужно постольку, поскольку самодеятельному творчеству становится все в большей мере присуще многообразие творческое. Самодеятельность во все времена обнаруживала готовность и способность осваивать и ассимилировать самые разные пласты культуры, искусства настоящего и прошлого, своего и инонационального, художественного и жизненного материала.

      Самодеятельное творчество этого времени открыто и продолжает открывать для себя сферу бытового искусства, многообразие традиций фольклора, в нем пробуждается все более явный интерес к углублению в свою, местную культуру, ее традиции. Причем ставятся цели не только их сохранения и использования, но и вживания в них, а также оживления элементов культурной традиции в современной ситуации.

      Итак, отход от безусловного преобладания культурно-просветительной модели самодеятельности и раздвижение границ самодеятельного творчества за пределы привычных, базовых для клуба видов и жанров исполнительской художественной деятельности в перспективе ведет к многовариантности в развитии любительской (непрофессиональной) художественной деятельности.

      Таким образом, самодеятельное художественное, да и социально-культурное творчество в СССР находятся в активном поиске, особенно на своих передовых рубежах, в культурной ситуации столиц, крупных городов. Это поиск и новых сфер жизнедеятельности коллектива, резервов роста и материальных ресурсов. Неотъемлемая часть этого поиска — формирование новых и разных по типу взаимоотношений с различными структурами, институтами: с организациями сферы профессионального искусства, с институтами обучения и воспитания, представленными целой сетью учреждений, с официальными общественными организациями и добровольными обществами, объединениями неформалов и кооперативами, причастными к художественной деятельности, творчеству, ремеслам, моделированию, дизайну, организации торжеств, праздников, разработке ритуалов и т. д. От того, насколько самодеятельное творчество сможет обрести себя к социальном контексте сегодняшнего дня в качестве творческого феномена, в огромной мере зависят .перспективы его дальнейшего существования в качестве живого элемента культуры.

2.3. Организация выступлений  художественной самодеятельности

      Значительное место в работе по организации художественной самодеятельности занимает подготовка и проведение конкурсных выступлений. Такие выступления .проходят в рамках фестивалей, смотров, конкурсов самодеятельного художественного творчества, а также отдельных его видов и жанров. С первых лет Советской власти проводятся конкурсы и смотры отдельных видов и жанров художественной самодеятельности.

      Все большей популярностью в нашей стране пользовались фольклорные фестивали. К участию в них привлекаются отдельные исполнители, коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения и клубы собирателей фольклора. В проведении таких мероприятий, помимо конкурсов фольклорных коллективов, используются формы старинного коллективного досуга сельских жителей - посиделки, вечерки, элементы обрядов, а также национальные игры и состязания, веселые аттракционы, выставки-продажи изделий народных художественных промыслов и национальной кулинарии. Нередко фестивали фольклора проводятся в архитектурно-этнографических заповедниках, в парках и музеях быта и архитектуры. Обстановка старой деревни, города, экспозиция, демонстрирующая орудия традиционных ремесел, домашнюю утварь, обстановку, являются хорошим фоном при исполнении фольклорных произведений. Заключительный праздник фольклорного фестиваля может проходить в форме концерта на сцене, массового представления на площади, а также театрализованного представления на эстраде.

      Все чаще проводятся жанровые фольклорные конкурсы.

      Таким образом, Всесоюзные фестивали и смотры включают в себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими, и представляют собой массовые общественные кампании по пропаганде и развитию советского самодеятельного искусства.

      Коллективы советской художественной самодеятельности регулярно принимают участие в международных конкурсах и фестивалях самодеятельных хоров, кино- и фотоискусства, фольклора и других. Уже становятся традиционными фестивали самодеятельного художественного творчества социалистических стран.

      Методика подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов художественной самодеятельности такова. В соответствии с порядком, установленным Министерством культуры СССР, республиканские, краевые и областные смотры проводятся только в рамках Всесоюзного фестиваля (смотра) самодеятельного художественного творчества, городские и районные - раз в два года, смотры и конкурсы в трудовых коллективах предприятий, колхозов, совхозов, учреждений ж учебных заведений - ежегодно. Сводные планы проведения конкурсных мероприятий в пределах республики, края, области составляются ежегодно органами культуры совместно с советами профсоюзов, комитетами комсомола и согласовываются с партийными комитетами, В ряде республик созданы единые координационные планы таких мероприятий12.

      Организации - учредители смотров или фестивалей - должны принять соответствующее постановление об их проведении. Для подготовки и проведения Всесоюзного фестиваля создаются Всесоюзный, республиканские, краевые, областные, районные оргкомитеты с участием представителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, органов и учреждений культуры и искусства, высшего и среднего специального, профессионально-технического образования, политорганов Советской Армии и Военно-Морского Флота, телевидения, радиовещания и печати, творческих союзов и обществ. Оргкомитеты разрабатывают и осуществляют практические мероприятия по проведению Всесоюзного фестиваля, создают секции по жанрам искусств, определяют лауреатов местных фестивалей, устанавливают формы их поощрения, представляют кандидатов на последующие туры и итоговые отчеты вышестоящему оргкомитету.

      Всесоюзный оргкомитет утверждает условия участия коллективов и отдельных исполнителей в показательных выступлениях по различным жанрам искусств, в заключительном празднике Всесоюзного фестиваля, утверждает составы жюри и выставочных комитетов Всесоюзных выставок. Всесоюзный оргкомитет образует секции комитета для организационно-творческого руководства проведением конкурсов до соответствующим жанрам искусства. Для организации показательных выступлений по жанрам искусств в столицах союзных республик и заключительного праздника Всесоюзного фестиваля создается дирекция. Всесоюзный оргкомитет издает информационные и инструктивные материалы13.

      Для проведения в рамках фестиваля конкурсов по различным видам и жанрам искусства создаются жюри и выставочные комитеты.

      Всесоюзный фестиваль проходит в три тура. Первый тур проводится на предприятиях, в колхозах, совхозах, организациях и учреждениях, учебных заведениях, в воинских частях, культурно-просветительных учреждениях, районах и городах. Второй тур - в областных и краевых центрах; столицах автономных республик. Третий тур - в столицах союзных республик и по зонам РСФСР. После завершения третьего тура проводятся показательные выступления лауреатов, а также заключительный праздник фестиваля. Во время праздника проходят: концерт лауреатов Всесоюзного фестиваля, всесоюзные выставки произведений самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, работ фотолюбителей, показ любительских кинофильмов, выступления лучших самодеятельных художественных коллективов страны перед трудящимися столицы, творческие отчеты коллективов художественной самодеятельности союзных республик на ВДНХ СССР и другие мероприятия.

      Для проведения фестиваля, смотра, конкурса художественной самодеятельности разрабатывается Положение. Оно включает задачи фестиваля (конкурса, смотра), порядок проведения (в этом разделе указываются участники, вида искусства, среди которых проводятся смотр, конкурс), основные его этапы и мероприятия, критерии оценок, органы руководства, поощрение победителей.

      Оргкомитет разрабатывает общие рекомендации по проведению фестиваля (смотра, конкурса). Рекомендации для отдельных видов и жанров художественной самодеятельности разрабатываются соответствующими творческими секциями оргкомитета.

      Требования к репертуару художественной самодеятельности определяются партийными и правительственными решениями, которые всегда нацеливали и нацеливают его на высокий идейно-художественный уровень.

      В репертуаре самодеятельных коллективов в СССР основное место отводится таким актуальным темам, как борьба за мир и социальный прогресс, солидарность с народами, борющимися за свое освобождение, трудовые свершения советских людей. Героико-патриотичесикие и антивоенные темы заняли особое место в репертуаре в связи с празднованием в нашей стране 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, с постоянно расширяющимся движением за антиимпериалистическую солидарность, за мир14.

      Таким образом, репертуар самодеятельного коллектива должен иметь высокий идейно-художоственный уровень, основываться на взаимосвязи традиций с современностью, характеризоваться самобытностью, связью с конкретными потребностями, интересами, вкусами и другими особенностями участников и зрителей; соответствовать мастерству исполнителей, степени их художественной подготовки. 
 

 

Заключение

      Творческая практика художественной самодеятельности в СССР неопровержимо доказывает, что многомиллионная армия ее участников - это оснащенная могучим оружием действующая армия в ее борьбе за построение коммунистического общества; за воспитание активных строителей коммунизма.

      Борясь с антинаучными, идеалистическими представлениями и религиозными заблуждениями отдельных людей, художественная самодеятельность способствовала формированию коммунистического мировоззрения трудящихся.

      Средствами, подвластными искусству, она утверждала принципы морального кодекса строителя коммунизма, подлинно гуманные, коммунистические. Она объединяла широчайшие народные массы, содействовала интеллектуальному развитию народа.

      Художественная самодеятельность успешно преодолевала разрыв между любительским и профессиональным искусством по уровню и характеру, плодотворно сочетала производительный труд с художественным творчеством, приобщая широкие массы трудящихся к активному участию в создании эстетических ценностей, художественная самодеятельность, как мы видели на множестве примеров, оказывается интенсивным проявлением процесса стирания граней между городом и деревней, между физическим и умственным трудом.

      Деятельность тысяч коллективов народного художественного творчества неразрывно связана с работой энтузиастов-общественников. Сколько замечательных людей много лет своей жизни отдали самодеятельному искусству, совмещая служение искусству с основной работой на производстве.

      Говоря о развитии общественных функций художественной самодеятельности, нельзя не сказать о широких дружеских связях между самодеятельными коллективами - творческих и организационных, - причем более квалифицированные помогают начинающим, народные театры, лучшие коллективы городов, районов становятся методическими  центрами художественной самодеятельности.

      Коллективы народного художественного творчества привлекают к общественно полезной деятельности не только самих участников самодеятельности, но и все более широкий актив: членов художественных советов, друзей коллектива, оказывающих ему техническую, организационную помощь, любителей этого жанра искусства, своих постоянных зрителей.

      Все теснее и крепче творческое содружество самодеятельного искусства с профессиональным. Крепкая, квалифицированная армия мастеров искусств руководит тысячами коллективов художественной самодеятельности, отдавая народному искусству свои творческие силы, знания, опыт, талант.

Информация о работе Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества