Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна, так как народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Народное художественное творчество....................................................5
1.1. Сущность художественной самодеятельности.......................................5
1.2. Формирование основ репертуарной политики...................................7
1.3. Воспитательная функция художественной самодеятельности............11
Глава 2. Проблема формирования основных направлений коллективов
народного художественного творчества..............................................................17
2.1. Общие черты и проблемы развития самодеятельного
художественного творчества...................................................................17
2.2. Направления самодеятельного художественного творчества.........22
2.3. Организация выступлений художественной самодеятельности.........28
Заключение..................................................................................................................33
Использованная литература............................

Файлы: 1 файл

Художественная самодеятельность.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Народное художественное творчество....................................................5

      1.1. Сущность художественной самодеятельности.......................................5

      1.2. Формирование основ репертуарной политики...................................7

      1.3. Воспитательная функция художественной самодеятельности............11

Глава 2. Проблема формирования основных направлений коллективов

народного художественного творчества..............................................................17

      2.1. Общие черты и проблемы развития самодеятельного

художественного творчества...................................................................17

      2.2. Направления самодеятельного художественного творчества.........22

      2.3. Организация выступлений художественной  самодеятельности.........28

Заключение..................................................................................................................33

Использованная  литература.......................................................................................35 
Введение

      Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

      Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

      Коллективность  народного творчества составляющая его постоянную основу и неумирающую  традицию, проявляется в ходе всего  процесса формирования произведений или  их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов народного творчества, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из поколения в поколение.

      Данная  тема актуальна, так как народное творчество явилось исторической основой  всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти  образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода народное творчество повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Органическая связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художественный уровень народного искусства. 
Глава 1. Народное художественное творчество

1.1. Сущность художественной  самодеятельности

      В период существования СССР одной из главных задач является формирование всесторонне развитой личности в разных сферах и видах жизнедеятельности, осуществляемое различными средствами. Исследование возможностей каждого вида деятельности в воспитании гармонически развитой личности стало насущной задачей. Несомненный интерес представляет выяснение значения художественной самодеятельности в решении задач формирования личности советского человека.

      Художественная самодеятельность представляет собой процесс, в котором происходит становление личности. И именно потому, что этот процесс направляется общественными организациями, художественная самодеятельность наиболее ярко проявляет свою социальную, воспитательную функцию.

      С развитием общества социальная роль художественного творчества народа непрерывно возрастает, что определяется следующими предпосылками:

  • созданием прочной материально-технической базы общества и ростом жизненного уровня советских людей. Материальная обеспеченность позволяет каждому человеку повышать свое образование, общую культуру, укрепляет и развивает психологический и эстетический потенциал, направленный на создание художественных ценностей. При росте материального благосостояния советских людей круг их интересов распространяется на многие общественные явления, а деятельность все более приобретает общественную значимость;
  • увеличением свободного времени. Свободное время трудящихся - это время, предназначенное «...для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил...»1. Технический прогресс создает объективную основу для сокращения рабочего времени, что позволяет более полно удовлетворять растущие культурные потребности и активизировать участие трудящихся в творческой и общественной деятельности. Именно наличие свободного времени предоставляет неограниченные возможности для развития разносторонних способностей и дарований человека, для их общественно полезного применения;
  • повышением образовательного и культурного уровня трудящихся. Весь уклад нашего общественного строя, сложившаяся система общественных отношений способствуют росту образовательного уровня трудящихся, развитию культурных интересов и потребностей.

      Посредством приобщения людей к искусству, к художественному творчеству самодеятельность получает и свое распоряжение такие средства   (изобразительно-выразительные), которые почти независимы от узкопрофессиональной деятельности, что и создает возможность в условиях разделения труда и специализации выработать принцип всестороннего отношения к действительности, всестороннего развития личности. Данный  принцип становится мотивом деятельности  не в силу внешней необходимости или материальной заинтересованности, а в силу того, что он органически сочетается с  индивидуальными склонностями  и  способностями. Художественная самодеятельность, таким образом, в идеале является образцом органического слияния общественно необходимого содержания, рассматриваемого нами с точки зрения принципа всестороннего отношения   к действительности, с индивидуальностью человека. Однако этот принцип в силу объективных обстоятельств на данном этапе развития художественной самодеятельности пока еще не может быть полностью осуществлен в действительности. Но реально в художественной самодеятельности уже   сейчас вырабатывается установка(ориентация) на всесторонность развития личности. И в этом - сила художественной самодеятельности.

      Художественная  самодеятельность постоянно совершенствуется и на различных этапах развития советского общества приобретает новые    специфические качества. Поэтому определение данного  понятия должно включать в себя момент историзма.

      Таким образом, создавая и оформляя предметную среду и давая предметно-эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, народное творчество искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни.

1.2. Формирование основ репертуарной политики

      Одной из важных проблем, вставших перед самодеятельными художественными кружками после революции, была проблема репертуара. Их деятельность в этом направлении сопрягалась с решением сложных эстетических, идеологических, творческих вопросов, поисками и внедрением в практику таких произведений искусства, которые позволили бы решить весь комплекс задач, выдвигаемых перед самодеятельностью. Сложности усугублялись отсутствием необходимого опыта по отбору и внедрению репертуара, наличием значительных расхождений во взглядах на его значение и роль в практике самодеятельных кружков, принципы формирования. К тому же определенное время опыт любительского творчества давал о себе знать и в области репертуара. Дореволюционные репертуарные традиции оказались живучими, долгое время они в видоизменяющейся форме проявлялись в самодеятельных кружках. Многие руководители, сформированные любительским творчеством, продолжали и в новых условиях отстаивать привычные принципы, репертуарной политики, не вели должной работы по внедрению нового репертуара.

      По вопросу о репертуаре, пожалуй, острее, чем по некоторым другим проблемам самодеятельности, столкнулись противоположные позиции старого и нового, теории и практики. Зримо проявились разногласия во взглядах на то, что именно через песню, пьесу можно довольно активно формировать те или иные морально-этические начала, воспитывать определенное мировоззрение, прививать участникам определенные взгляды, вкусы и настроения.

      Проблема репертуара принимала конкретно-историческое разрешение, обусловленное в первую очередь теми задачами, которые стояли перед советским обществом в тот или иной период, а также непосредственными нуждами самих кружков. Однако независимо от «тактических» задач самодеятельности в целом она постоянно ориентировалась на лучшие образцы русской и зарубежной классики, современного искусства, фольклора2.

      Одним из достижений репертуарной политики было определение принципиальных подходов к использованию фольклора в самодеятельности. Существовавший в то время фольклор как явление классового общества оставался далеко не однородным по своим идейно-эстетическим критериям. Его можно было использовать только при непременном условии коренного переосмысления и переоценки. Нужно было отбирать среди существующих образцов, в частности народных песен, массовых театрализованных игрищ, прикладного искусства те, которые действительно имели ценность в новых условиях, служили утверждению духовных устоев социализма. Нужно было проводить такую работу с четких классовых позиций, определить соответствующие критерии отбора образцов народного творчества.

      Работа в этом направлении проводилась достаточно целенаправленно. В репертуар большинства хоров, оркестров, студий включались в значительном количестве народные песни, танцы, их обработки, переложения. Создавались специальные фольклорные ансамбли, которые становились активными пропагандистами народного музыкального, драматического, хорового творчества.

      Формирование основ репертуарной политики было связано с решением ряда сложных задач, в частности с поисками путей использования классического репертуара, критической переоценкой и отбором его образцов, соответствующих не только духу времени, но и уровню исполнительских возможностей самодеятельности, а также их переложением для нее; с внедрением в репертуар лучших народных песен, танцев, пьес, их обработкой и переложением с учетом художественно-творческих возможностей кружков; с активным использованием агитационно-революционного репертуара.

      Использование пьес и песен любой группы несомненно имело свои «внутренние» и «внешние» сложности и особенности. Так, в поисках оптимальных путей использования классических пьес наиболее дальновидные деятели, практические работники справедливо оценивали их эстетический и воспитательный потенциал3.

      Все эти проблемы являлись проблемами роста художественной самодеятельности, преодолевались по мере ее развития. Новые задачи, выдвигаемые обществом перед самодеятельностью, требовали ее ориентации на высокоэстетическое отражение времени, связывались с закреплением в репертуаре наиболее ценных произведений. Одним из практических таких шагов явилось обращение клубных драматических музыкальных хоровых кружков к опере. Обращение это, с одной стороны, было вынужденное, ибо не хватало высокохудожественного репертуара, с другой стороны - говорило о возросшем исполнительском уровне участников. Оперные спектакли давали возможность кружкам интенсивно расти творчески. Увлечение оперой родилось из-за потребности в серьезном репертуаре. Оперные постановки стали одной из форм клубной работы, объединяющей деятельность разных кружков. Многие справедливо увидели в массовом обращении к опере серьезный шаг в развитии самодеятельности. Добротный оперный материал предоставлял богатые возможности в эстетическом и воспитательном отношении. Работа над оперой мобилизовывала кружки, концентрировала их усилия в едином направлении.

Информация о работе Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества