Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна, так как народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Народное художественное творчество....................................................5
1.1. Сущность художественной самодеятельности.......................................5
1.2. Формирование основ репертуарной политики...................................7
1.3. Воспитательная функция художественной самодеятельности............11
Глава 2. Проблема формирования основных направлений коллективов
народного художественного творчества..............................................................17
2.1. Общие черты и проблемы развития самодеятельного
художественного творчества...................................................................17
2.2. Направления самодеятельного художественного творчества.........22
2.3. Организация выступлений художественной самодеятельности.........28
Заключение..................................................................................................................33
Использованная литература............................

Файлы: 1 файл

Художественная самодеятельность.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      Обращалось внимание на то, что кружки должны обстоятельно взвесить свои возможности, не увлекаться огульно оперой только потому, что это «модно». Кружки не должны превращаться ни в оперные, ни в музыкалбно-инсцинировочные. Они должны использовать посильные произведения из богатейшего наследия прошлого, революционный репертуар, народные песни и танцы. Из оперного репертуара предлагалось брать для работы отрывки, отдельные сцены, доступные для кружка.

      В разные периоды социалистического строительства агитационная направленность репертуара принимала своеобразные черты.

      Особенно широкий размах получила практика пропаганды через самодеятельность сельскохозяйственных знаний. Появились специальные агро-пьесы для драматических кружков, агро-частушки, агро-песни. Большими тиражами они были изданы для деревенской самодеятельности. В пьесах и песнях находили отражение сложные процессы, происходящие в советской деревне. Агро-песни и пьесы «подталкивали» крестьян к знаниям, к чтению специальной литературы, в доступной форме говорили о преимуществах научной организации ведения хозяйства.

      Наряду с программными произведениями сугубо агитационного характера появлялось все больше пьес и песен высокохудожественных, полноценных в эстетическом плане. Работа в области создания репертуара велась довольно активно. Проводились многочисленные конкурсы на создание новых произведений, в которых участвовали ведущие композиторы и драматурги страны4.

      Таким образом, подчеркивая большую работу по обеспечению кружков полноценным репертуаром, нужно иметь в виду и сложности, присущие ей. Во многом они были исторически обусловленными. Нельзя не видеть, конечно, и тех иногда надуманных проблем, которые возникали в работе с репертуаром. Многие прекрасные классические пьесы, песни не рекомендовались по формальным признакам. В трактовке и исполнении пьес, художественная и воспитательная ценность которых не вызывала сомнения, нередко искажался текст и музыка. Все это были издержки времени. Несмотря на них (а нередко благодаря борьбе с ними), художественная самодеятельность в СССР все более прочно осваивала разноплановый репертуар. В нем присутствовали самые разнообразные по содержанию, формам, жанрам, стилю произведения.

1.3. Воспитательная функция художественной самодеятельности

      Художественная самодеятельность приобрела статус социально-педагогического средства, средства формирования нового человека, его высокой нравственной и эстетической культуры, гражданского сознания. В то же время художественная самодеятельность не педагогическое явление в обычном понимании. Самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразную форму социально-культурной деятельности масс, своего рода специфический «аккумулятор» духовного опыта, приобретаемого советским человеком в процессе строительства нового общества. Она выступает его коллективной памятью, способствует укреплению, сохранению и передаче революционных, боевых и трудовых традиций, нравственно-педагогических знаний.

      Художественная самодеятельность является органичной составной частью духовной культуры социалистического общества, одной из форм ее существования. Через нее широкие народные массы участвуют в создании художественных ценностей, обогащении духовной сокровищницы социализма. С ее помощью развиваются творческие навыки и умения, происходит их экстраполяция на все сферы жизнедеятельности человека. Художественная самодеятельность выступает самостоятельной и своеобразной формой вовлечения масс в организованное творчество, возвышающее и обогащающее духовные потребности личности, ее внутренний мир, зстетический вкус, нравственную поведенческую культуру. Развиваясь в едином потоке художественной культуры социалистического общества, художественная самодеятельность выполняет те же социальные функции, что и профессиональное искусство, - воспитательную, образовательную, гедонистическую, коммуникативную и т. д.

      Художественная самодеятельность - полифункциональное явление. Поэтому воспитательное воздействие на слушателя, зрителя обеспечивает влияние на него по широкому личностно-психологическому аспекту.

      Существуют разные точки зрения на вопрос о функционально-сущностном значении самодеятельности. Наибольший интерес представляет та, согласно которой художественную самодеятельность рассматривают как общественно-организованное и поощряемое государством движение широких слоев народа в области искусства под непосредственным руководством партийных и советских органов, общественных организаций; ее сущность заключается в активном развитии и обогащении творческого потенциала масс, а основная функция - в решении воспитательных задач, выдвигаемых обществом в конкретный исторический период перед всеми социальными институтами и учреждениями.

      Эта основная функция включает в себя, определяет и пронизывает все другие функции самодеятельности. Она специфична по своей реализации, своему действию и предстает как воспитательно-эстетическая5.

      Другими словами, художественная самодеятельность как явление искусства выполняет педагогическую функцию художественно-эстетически. В этом, в частности, самодеятельное творчество и профессиональное искусство тесно взаимодействуют, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга и служат единым орудием коммунистического воспитания трудящихся. Перед самодеятельностью, как отмечается в Программе КПСС, стоят те же задачи, что и перед профессиональным искусством: «...служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания».

      В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

      Такая постановка вопроса о развитии самодеятельного художественного творчества социально закономерна и обусловлена той ролью, которую оно играет в жизни общества. Массовая художественная самодеятельность - это тот эстетический «хлеб», которым удовлетворяют духовные потребности все члены общества. С ее помощью оттачиваются эстетические и художественные вкусы, воспитывается поведенческая нравственно-эстетическая культура, гражданское чувство. Те огромные запросы в непосредственном общении с искусством, которые в ограниченной аудитории удовлетворяются профессиональными театрами, оркестрами, хорами, ансамблями, компенсируются изо дня в день художественной самодеятельностью.

      Самодеятельные коллективы и кружки дают ежегодно около трех миллионов концертов, на которых присутствует свыше 600 миллионов человек. Эти концерты во многом определяют художественный климат и педагогический потенциал советского общества. Живительно их влияние на художественную жизнь страны, подъем культуры в целом. Именно этот фактор определяет, с одной стороны, социальную значимость самодеятельного творчества, с другой стороны, заботу, проявляемую обществом о его развитии. От его уровня функционирования, интенсивности «выхода на массы» во многом зависит успешность решения одной из центральных задач, стоящих перед обществом, - воспитание нового человека, формирование всесторонне развитой, гармонической личности.

      КПСС, Советское правительство подчеркивают, что без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он без соответствующей материально-технической базы. Общая культура человека - это сегодня важнейший фактор в борьбе за эффективность любой сферы материального и духовного общественного производства6.

      Художественная самодеятельность представляет огромные возможности в подъеме общей нравственно-эстетической культуры. В процессе творческой деятельности обогащается духовная культура человека, его эстетический вкус, совершенствуются нравственные качества, нормы поведения в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма.

      Художественное творчество лишь одно из направлений, потоков, одна из форм социального - в широком понимании этого слова - творчества масс. Оно подчиняется всем его основным закономерностям и принципам: организуется по почину «снизу», а не по указке сверху; отличается многообразием форм и жанров существования; направлено на обеспечение социального, прогресса; характеризуется добровольностью участия, массовым размахом и включением в свои ряды представителей всех классов и социальных групп общества - рабочих, крестьян, интеллигенции, учащихся, студенческой молодежи.

      Но творчество масс рассматривается не только как важный рычаг переустройства жизни, быта на новых социальных началах, но и как путь воспитания нового человека. Самодеятельность - это проявление самотворчества, созидание социально активным человеком самого себя в новых качествах своей личности. Другими словами, речь идет об огромном педагогическом смысле творчества масс, его воспитательном потенциале.

      Художественная деятельность - это не только учебно-воспитательный, процесс. Она, даже в плане воспитательном, специфична и по организации, и по содержанию, включает концертную, массово-просветительную, репетиционную и т. п. работу. Свести ее лишь к учебно-воспитательному процессу - значит упростить, обеднить педагогическую сущность художественной самодеятельности как эстетически-воспитательной формы деятельности. Значение ее шире - и как явления искусства, (к которому, как известно, чисто педагогические мерки не подходят), и как формы социально-культурного движения масс, в котором воспитательный аспект лишь одна из его сторон. Художественная самодеятельность, органично соединяющая в себе искусство, деятельность и просветительство, требует своеобразного педагогического анализа, в котором брались бы во внимание, в частности, такие стороны, как объект воздействия и направленность воздействия. В данном отношении в художественной самодеятельности можно вычленить внешний, направленный вовне - на слушателя, зрителя эффект и внутренний, направленный на ее участников. О их существовании красноречиво говорят социологические исследования, проведенные среди участников самодеятельности, и отзывы тех, кто слушает, смотрит их выступления. Показатели эти различны и по интенсивности воздействия, и по характеру влияния на личность.

      С другой стороны, художественное творчество имеет широкие связи со слушательской, зрительской аудиторией. И в этом случае ее педагогическая функция проявляется в полной мере.

      Таким образом, в каждом конкретном случае при анализе педагогической функции необходимо четко видеть ее воспитательную направленность. Здесь появляется реальная возможность действительно предметно охарактеризовать сущность и специфику педагогического воздействия художественной самодеятельности на человека.

      Но задача эта сложная, требующая учета психолого-педагогических аспектов творчества. Очевидно лишь то, что ограничение педагогической функции художественной самодеятельности рамками учебно-воспитательного процесса или художественного просвещения неправомерно, ибо ее значимость в комплексности. Поэтому в научно-теоретическом отношении можно говорить о внешнем и внутреннем аспектах педагогической функции самодеятельного художественного творчества.

      Педагогический аспект в широком смысле включает его «выход» на слушательскую или зрительскую аудиторую в форме концертов или участия в культурно-массовых и общественных мероприятиях.

      В узком смысле педагогический аспект заключается в воспитательном воздействии на непосредственно участвующих в художественной самодеятельности.

      Конечно, разделение данных аспектов условно. Жизнь самодеятельного коллектива немыслима без концертной и общественной деятельности, которая основывается на глубокой и систематической учебно-творческой работе. Игнорирование любой из сторон пагубно сказывается на общем уровне деятельности коллектива, выполнении функций, приводит к потере им социальной ориентации.

      Таким образом, художественную самодеятельность можно охарактеризовать как специфическое средство воспитания, утверждения социалистического образа жизни, передачи духовного опыта и нравственно-эстетической культуры путем непосредственного, активного или опосредованного, организованного вовлечения широких масс в художественно-творческую деятельность.

Глава 2. Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества

2.1. Общие черты и проблемы развития самодеятельного художественного творчества

      Изучаемый этап развития самодеятельного художественного творчества отличается целым рядом особенностей, осмысление которых необходимо для полного и правильного понимания возможностей и перспектив этой области культурной деятельности и искусства. Привычные представления о клубной самодеятельности, сложившиеся в прошлом, нуждаются в определенном расширении и корректировании, ибо не вмещают некоторых новых явлений, не всегда позволяют увидеть плодотворность связей непрофессиональной художественной деятельности в культпросветучреждениях и за их пределами, определить перспективные формы ориентации самодеятельности на сближение с пограничными сферами культуры и досуга.

      Самодеятельное художественное творчество характеризуется многообразием видов, жанров, неоднородностью организационных форм, функциональной разноплановостью отдельных направлений, некоторой противоречивостью общих тенденций развития. Параллельно существуют, дополняя друг друга, виды досуговой художественной самодеятельности, восходящие к традициям народного (фольклорного) творчества и следующие художественной системе, организационно-творческим принципам профессионального искусства. Возникают и развиваются формы, не имеющие прямых аналогов или давних традиций ни в профессиональном, ни в народном искусстве. Это обогащает, во всяком случае потенциально, жанрово-видовую творческую палитру непрофессионального творчества, расширяет его возможности как в первичном освоении, так и в более сложных формах претворения жизненного и художественного материала7.

Информация о работе Проблема формирования основных направлений коллективов народного художественного творчества