Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Данная тема актуальна, так как народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Народное художественное творчество....................................................5
1.1. Сущность художественной самодеятельности.......................................5
1.2. Формирование основ репертуарной политики...................................7
1.3. Воспитательная функция художественной самодеятельности............11
Глава 2. Проблема формирования основных направлений коллективов
народного художественного творчества..............................................................17
2.1. Общие черты и проблемы развития самодеятельного
художественного творчества...................................................................17
2.2. Направления самодеятельного художественного творчества.........22
2.3. Организация выступлений художественной самодеятельности.........28
Заключение..................................................................................................................33
Использованная литература............................
В
институционально-
Кроме институциализированных форм самодеятельности, сложившихся в системе культпросвета, все большее развитие получает полу (или слабо ) институциализированная самодеятельность, т. е. групповая и индивидуальная художественная деятельность, не связанная с организационной структурой учреждений и их прямыми функциями, но существующая при их поддержке и с использованием их ресурсов.
Развивается, и в некоторых местах довольно интенсивно, любительское творчество совсем вне учреждений - домашнее, в кругу семьи, в дружеских компаниях.
Все это означает необходимость более широкой и вместе тем более четкой функциональной ориентации самодеятельности. Функции самодеятельности в это время и в перспетиве должны более активно «работать» на решение актуальных социальных задач современного социалистического общества путем организации досуга и, в частности, индивидуальной групповой культурной деятельности разного типа на почве интересов к искусству и др. Через это может быть осуществлена и более общая задача — приобщение разных групп населения к принятым в нашем обществе нормам и формам социального поведения, а также обогащение и развитие самих этих форм для разных типов ситуаций (праздники, торжества разного рода, гулянья и пр.).
Выступая, с одной стороны, средством массового творческого репродуцирования идейно-эстетических идеалов, художественных норм, конкретных образцов, составляющих достояние профессиональной культуры, самодеятельное творчество, с другой стороны, в наиболее ярких своих образцах вносит вполне оригинальный вклад в искусство, не повторяя художественную систему, образы, стили профессионального творчества, а также сложившиеся в нем формы организации художественной деятельности, обучения. Последнее в большей степени присуще авторскому творчеству «вне традиций», а также некоторым видам исполнительства, например, следующим традициям бытового искусства, фольклора.
Общественное признание ценности творчества любителей в это время все чаще связывается именно с перспективами, оживления и всяческого стимулирования. собственно «самодеятельного начала» — источника творчески самобытных явлений в искусстве непрофессионалов8.
Итак, содержательная разнонаправленность социальных функций, их обращенность к таким неоднородным сферам, как культура (включая искусство), а также личность и общество, как социальные целостности, и их отдельным структурам, определяет настоятельную потребность в развитии как разных творческих направлений, так и форм организации самодеятельности, отличающихся по характеру, степени институциализации, требующих разных способов методического руководства, управления.
Вместе с тем тенденции к многообразию, расширению сферы и форм художественного, технического, социального творчества, представляющих перспективные направления организации активного досуга населения, в наше время являются не только источником удовлетворения, но и самым непосредственным образом связаны с озабоченностью настоящим и будущим клубной самодеятельности. Особую тревогу работников культуры разных сфер, вызывает отсутствие роста и даже падение показателей государственной статистики, по таким традиционным видам клубной самодеятельности, как театральные, хоровые, хореографические коллективы, которые часто, наряду с агитационно-художественными бригадами, относятся к основным.
Размышление о причинах застоя, падения популярности клубной самодеятельности этих видов на практике обычно связывается с необходимостью повышения уровня руководства, методического обеспечения, качества и количества репертуара. Все эти факторы, конечно, могут оказывать известное влияние на популярность жанра. Однако уместно вспомнить, что многие новые виды самодеятельности, в частности, ансамбли современной музыки (ВИА, рок-группы) и др. активно распространяются, хотя для них характерны те же проблемы и трудности, может быть, даже в большей мере. Это говорит о том, что рычаги воздействия на эти процессы и их причины следует искать в более глубинных качественных сдвигах в сфере непрофессиональной культурной деятельности и культуры в целом.
Самодеятельность,
сформировавшаяся в системе культпросвета,
на протяжении десятилетий была направлена
на решение важнейших задач просветительно-
Указанные особенности самодеятельности, которую мы очень точно называем нетрадиционной, говорят о том, что она заключает богатые возможности для реализации самых разных социальных функций самодеятельности, однако эти возможности пока больше потенциальные, чем реальные. Самодеятельность такого типа трудна в управлении, распространение ее вширь идет быстрее, чем может быть создано ее организационно-методическое обеспечение и выработан управленческий подход. По-прежнему сильна тенденция закрепить за этой самодеятельностью те же требования, по которым живет, порой немалыми трудностями, клубная самодеятельность, традиционно существующая как форма обучения и занятия искусством в основных его видах.
Таким образом, перераспределение в системе видов и жанров самодеятельности, повышение интереса к одним и понижение к другим ее формам — выражение глубинных процессов в культуре и общих функциональных сдвигов в самодеятельном движении. Более активно развивается то, что оказывается более способным работать на общение, творчество, досуг и через них — на задачи воспитания. Менее способны клубные коллективы в современных условиях полноценно осуществлять собственно просветительные функции, сокращается их роль в культурном (театральном, концертном) обслуживании населения.
Художественная самодеятельность сможет в будущем сохранить позиции массового социально-культурного движения в том случае, если будет осознана необходимость и предприняты организационно-методические усилия, обеспечивающие не только жанрово-видовое, но и типовое, функциональное разнообразие кружков, коллективов, объединений, связанных с художественными, общественными, досуговыми интересами и широким кругом потребностей участников. Чтобы удержать реального и привлечь потенциального участника клубного коллектива, в перспективе нужно ориентироваться на усложнение структуры сети, связанное с функциональной дифференциацией коллективов и форм любительской деятельности.
В одних случаях художественная самодеятельность - это специализированное занятие художественным творчеством определенного вида с интенсивными рабочими ритмами, установкой на внешнюю отдачу, в других — это экспериментально-поисковая группа, активная в творческом плане, но не всегда поддающаяся оценке по результату, в третьих — это крупное театральное, музыкальное, хореографическое объединение типа клуба или своеобразного комбината в рамках преимущественно одного вида искусства, которое включает народный коллектив, детскую студию, кружок или объединение друзей, любителей, критиков театра, музыкального, хореографического искусства, танцзал. Наконец, в четвертых, художественная самодеятельность может выступать одним из аспектов универсальной организации всей досуговой сферы определенного контингента населения.
2.2. Направления самодеятельного художественного творчества
Явные сдвиги в развитии самодеятельного художественного творчества уже не раз становились предметом обсуждения, хотя связанные с ними проблемы и перспективы, безусловно, требуют дальнейших обстоятельных исследований как общих, гуманитарных, так и специализированных по отдельным научным дисциплинам.
За 70-90 гг. прошлого столетия определенно уменьшился интерес к традиционным, основным в условиях клуба видам самодеятельности: хоровому пению, некоторым жанрам хореографии, народным театрам, драмкружкам и др. Как обычно, фестивали дают какой-то всплеск, сопровождаются некоторым ростом показателей статотчетности, однако очевидно, что статус массовой, по преимуществу исполнительской, самодеятельности в привычных клубных формах неуклонно понижается.
Ситуацию в целом наглядно характеризует один обобщенный показатель, составленный на основе анализа статистических данных по клубным учреждениям Министерства культуры РСФСР, проделанного отделом народного творчества института. Если в 1965 г. основная клубная самодеятельность — театральные, хоровые и хореографические коллективы - составляла более трех четвертей всей клубной художественной самодеятельности, то десять лет спустя, в 1975 г. - уже только половину, а в середине 80-х гг. - менее 40 процентов. Вместе с тем весьма заметно вырос удельный вес авторской самодеятельности разных видов, шире и разнообразнее раскрываются возможности ансамблевых, студийных, индивидуальных форм самодеятельного творчества. Тем не менее рост коллективов и участников по клубным учреждениям разных ведомств Российской Федерации практически прекратился в начале 80-х гг., наметилась даже тенденция сокращения их абсолютной численности, которая сохраняется в 80-е гг., несмотря на некоторый подъем, вызванный последними фестивалями народного творчества10.
Органы и учреждения, «ответственные» за самодеятельность, в поисках причин нежелательного падения показателей порой пытались выяснять, что именно в данном регионе, городе или даже в каждом отдельном случае привело к распаду отдельных коллективов. Однако при этом, как правило, ускользала общая картина, оставались неуловимыми глубинные тенденции. Ситуация требует осмысления в более широком социально-историческом контексте, ибо за всеми переменами прослеживаются коренные сдвиги в самом социальном назначении самодеятельного творчества, его статуса в культуре, места в обществе, роли в формировании и реализации потребностей личности.
На протяжении десятилетий художественная самодеятельность, развиваясь как область клубной работы, была направлена прежде всего на задачи Культурно-просветительного характера, обучение, воспитание, приобщение людей к культурным образцам, выработанным в профессиональной сфере. Она была по существу аналогом и ретранслятором профессионального искусства, его «вторым эшелоном», выполняя эту трудную роль с большим или меньшим успехом. Ведь даже к фольклору самодеятельность долгое время шла не прямо, а через творчество профессиональных сценических коллективов народного плана.
В результате клубная самодеятельность стала не столько творчеством, сколько в лучшем случае — формой занятия искусством, обучения технологии художественной деятельности и культурного обслуживания населения разного рода зрелищными мероприятиями. В массовом же варианте профессионализация самодеятельности и соревнование с профессионалами на ниве культурного обслуживания означает попросту натаскивание, копирование не всегда лучших образцов, овладение не столько мастерством в искусстве, сколько штампами в ремесле, что, впрочем, также связано с немалыми затратами сил и времени. В результате искусство «второго эшелона» стало в массовом сознании восприниматься как искусство «второго сорта».
Бок о бок с «равнением» на профессионалов, подавляя и заслоняя все другие задачи и функции, в самодеятельности возобладала установка на демонстрацию достижений, парадный показ и показуху - любой ценой, не жалея на это материальных средств, организационных усилий, свободного и рабочего времени, не считаясь даже с личным временем, склонностями, желаниями, физическими и духовными возможностями участников. Не случайно на самодеятельность стали смотреть как на общественную «нагрузку» (часто одну из многих других!) или как на вторую профессию. Самодеятельность сохраняет часто лишь формальную связь со свободным временем - в «эталонных», теоретических представлениях философов, педагогов культпросвета. По существу же в жизни она, как правило, довольно четко отделяется от свободного времени, от занятия «для себя», а также и от свободного творческого поиска. Стоит ли удивляться, что интерес к ней стал явно падать? Внимание людей, обладающих энергией и творческим потенциалом, все чаще привлекают так называемые неформальные организации или индивидуальные виды творческой деятельности разной предметно-содержательной направленности.
Если по отношению к культуре роль самодеятельности системы культпросвета была в основном ретрансляционно-приобщающей, то по отношению к личности она стремилась и до сих пор еще стремится удержать педагогическую позицию, определяемую доминированием воспитательно-просветительных установок. Не случайно всегда остро ощущалась потребность в методических и педагогических разработках для самодеятельности и лишь со временем стало ясно, что явление это усложняется, уже не умещается в систему культпросвета и нужны культурологические, социологические, социопсихологические, искусствоведческие, фольклористические и др. подходы к нему, специальные исследования и разработки. Только мобилизовав весь арсенал современных социально-гуманитарных наук, можно глубоко осмыслить тенденции и верно наметить точки приложения управленческих усилий, стратегические позиции культурной политики в данной области культуры11.