Признание гражданина безвестноотсутствующим, умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:03, реферат

Краткое описание

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст.42 ГК РФ положением о  том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно  скрывает сведения о себе, несмотря на то, что безвестное отсутствие длилось  в течение сроков, указанных в  законе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и  укреплению законности в гражданском  процессе.

На практике нередки ситуации, когда  члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании  его безвестно отсутствующим  и на протяжении пяти лет, истечение  которых даст им право требовать  в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно  владеют, пользуются и распоряжаются  его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение  имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие "заинтересованные лица", следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, чтобы они могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина. См.: Михеева Л. Безвестное отсутствие должника // Российская юстиция. 2001. №5.С. 14 - 15.

16 апреля 1996 г. в Октябрьский  районный суд г. Калуги от  гр.М. поступило заявление с  просьбой признать ее родного  брата безвестно отсутствующим  для последующей его выписки  из квартиры.8 мая 1996 г. суд,  рассмотрев гражданское дело, признал  гр.М. безвестно отсутствующим  с 1 ноября 1993 г. Среди доказательств  безвестного отсутствия гр.М.  в решении значились: справка  из ОВД о том, что в марте 1995 г. по заявлению гр.М. ее брат объявлен в федеральный розыск, показания участкового инспектора и одной соседки заявивших, что гр.М. не проживает по адресу прописки. В ходе судебного заседания выясняется следующее: с 1983 по 1993 гг. в трехкомнатной квартире проживала семья: отец, сын и дочь. Сын в 1993 г. уезжает работать на Север, в Тюменскую область. В 1995 г. умирает отец и дочь, заведомо зная о местонахождении брата, подает сначала заявление в милицию о пропаже брата, а затем в суд с просьбой признать его безвестно отсутствующим. После вступления решения в законную силу она выписывает брата из квартиры и, оставшись, таким образом, собственником, продает ее. Суд не счел необходимым допросить родственников гр. М, которые знали о ее местонахождении, не истребовал розыскного дела, хотя гр.М. был временно прописан в г. Кадинске. Все это позволило заявительнице (путем обмана и злоупотребления доверием) ввести суд в заблуждение. Кроме этого суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр.М. вместо обозначенной ею выписки брата из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения.

Основным поводом к совершению данного правонарушения со стороны  заявителя послужили отсутствие должного внимания судьи к процессу доказывания безвестного отсутствия гражданина и, прежде всего, отсутствие достаточной нормативной базы, методических разработок и руководств при доказывании по делам данной категории.

Также к проблемам признания  безвестного отсутствия и объявления умершим относится и то, что  закон (ст.42 ГК РФ) предусматривает исчисление начала срока безвестного отсутствия и ничего не говорит об его окончании. Поэтому целесообразно в законе указать, что гражданин может  быть признан безвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте  его постоянного жительства в  течение года, предшествовавшего  обращению в суд. См.: Мозолин В.П., Малеина М.Н. Научно-практический комментарий  к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). - М.: НОРМА, 2006. - 108 с.

Немаловажной проблемой является и то, что в соответствии со СК РФ усыновление детей, чьи родители признаны безвестно отсутствующими, производится без согласия последних. В данном случае по существу имеет  место утрата родительских прав у  безвестно отсутствующего, а возможность  их восстановления в случае явки или  обнаружения безвестно отсутствующего в законе не предусмотрена. В равной степени это относится к возможности  восстановления и в других правах, что едва ли может быть признано правильным.

Законодателю необходимо пересмотреть некоторые нормы о признании  граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими, с целью  их корректировки и уточнения, для  того, чтобы впоследствии при применении их на практике не нарушались права  заинтересованных сторон данной категории  дел.

Заключение

Целью курсового  исследования было обозначено рассмотрение оснований и правил, по которым  происходит признание гражданина безвестно  отсутствующим и объявление его  умершим в российском гражданском  праве.

Для достижения поставленной цели в полном объеме были поставлены и решены основные задачи, играющие важную роль в характеристике данных институтов гражданского права.

Для решения вопросов о признании гражданина безвестно  отсутствующим и объявлении его  умершим суду необходимо исключить (на момент рассмотрения дела) возможность  установления местонахождения конкретного  субъекта, что требует наличия  неоспоримых и достаточных доказательств.

Ст.278 ГПК определяет круг действий судьи при подготовке дела к судебному разбирательству. В условиях отсутствия законодательно урегулированного перечня необходимых  доказательств для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим судьи руководствуются данной статьей как необходимым минимумом. На мой взгляд, для исключения ошибок со стороны судей нужно дополнительное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ о порядке и перечне приводимых в суде доказательств по данной категории дел.

Основным в  ряду доказательств, как мне кажется, должно являться розыскное дело, возбуждаемое специальной службой ОВД по заявлению  о без вести пропавшем гражданине.

Особое внимание при доказывании необходимо уделять  качеству свидетельских показаний. Главным же является то, что все  свидетельские показания оцениваются  судьей в совокупности и ни одно из них не имеет для судьи заранее  установленного значения.

В случаях признания  судом лица безвестно отсутствующим  или объявления его умершим, при  наступлении для гражданина последствий  имущественного характера, означающих, в том числе и отчуждение собственности  гражданина, приводимые в ходе заседания  доказательства об исчезновении лица должны носить качественно более  высокий уровень.

Другой случай, если в результате решения суда затрагиваются  только личные неимущественные права  гражданина: расторжение брака, вопросы  усыновления (удочерения) новым супругом и т.д. В большинстве своем в  таких случаях признание гражданина безвестно отсутствующим более  важно для возникновения прав у других лиц, чем для интересов  пропавшего гражданина.

Представляется  необходимым однозначно разрешить  в законе вопрос о возможности  и порядке признания гражданина безвестно отсутствующим или  объявлении умершим, если этот гражданин  целенаправленно скрывается (например, в связи с уголовным преследованием).

Очень актуально, учитывая возможность возникновения  вооруженных конфликтов, более детально регламентировать вопрос о том, что  понимается под военными действиями, как определяется день их окончания  и порядок объявления умершими военнослужащих либо иных граждан пропавших без  вести в связи с военными действиями.

Урегулирование  и корректировка нормативно-правовых актов, касающихся признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим необходимо, прежде всего, для последующего применения их в  практической деятельности. Возможно, что высказанные предложения  во многом могут усложнить процедуру  рассмотрения дел данной категории, но, несмотря на это предложенные изменения  предоставят возможность исключить  ошибки суда и злоупотребления со стороны граждан.


Информация о работе Признание гражданина безвестноотсутствующим, умершим