Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:03, реферат
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.
В случае, когда имеется угроза
расхищения, порчи или повреждения
имущества безвестно
Разбирательство дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заканчивается вынесением решения.
В решении (резолютивной части) должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество гражданина, признанного безвестно отсутствующим;
последнее известное место жительства;
начало безвестного отсутствия.
Данное решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия.
В случае установления местонахождения гражданина либо если срок отсутствия сведений о его местопребывании будет менее одного года (в соответствии со ст.42 ГК), суд может отказать в удовлетворении требований о признании безвестного отсутствия.
Вступление решения суда в силу имеет большое значение. С этого момента лицо считается безвестно отсутствующим.
1.3 Правовые последствия признания
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в тех гражданских и семейных правоотношениях, участником которых он является.
Важнейшим гражданско-правовым последствием признания гражданина безвестно отсутствующим является передача принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки и попечительства на основании решения суда. Следует предположить, применяя аналогию закона (п.1 ст.38 ГК), что под имуществом, требующим постоянного управления, понимается недвижимое и ценное движимое имущество. См.: Никитин Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Российский судья. 2006. № 10.С. 7 - 10.
Доверительный управляющий вправе
совершать любые действия, в том
числе сделки, в интересах безвестно
отсутствующего. Также он имеет право
на вознаграждение, предусмотренное
договором, и на возмещение необходимых
расходов за счет доходов от использования
имущества безвестно
Имущество безвестно отсутствующего используется для погашения задолженности по его обязательствам. Управляющий обязан уплачивать налоги и сборы за безвестно отсутствующего, а также выступать в качестве представителя, по делам, в которых данное лицо должно участвовать.
К другим правовым последствиям, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п.1 ст.188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст.977 ГК РФ); договор комиссии в случае признания безвестно отсутствующим комиссионера (ч.1 ст.1002 ГК), агентский договор в случае признания агента безвестно отсутствующим (ст.1010 ГК) и некоторые другие.
Брак с безвестно
Основанием для регистрации
развода в органе ЗАГС служит заявление
одного из супругов, если другой супруг
признан в установленном
Иски о расторжении брака
с лицами, признанными в установленном
порядке безвестно
Несовершеннолетним детям
У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, признанного безвестно отсутствующим, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца.
Иные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим определяются федеральными законами:
1) третейский суд выносит
2) приостанавливается статус
3) трудовой договор подлежит
прекращению в случае
Обобщая все выше перечисленное, можно сказать, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются, а часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства. Правоспособность безвестно отсутствующего как способность иметь права и выполнять обязанности сохраняется в полном объеме.
1.4 Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим
Отмена решения о признании
лица безвестно отсутствующим
В случае явки гражданина, признанного
безвестно отсутствующим, его правовое
положение должно быть восстановлено.
Для этого необходимо отменить ранее
принятые решения. Суд по заявлению
заинтересованного лица возобновляет
производство по делу и выносит новое
решение в том же производстве,
в котором гражданин был
1) производится отмена
2) прекращается право иждивенцев на получение пенсии по случаю потери кормильца;
3) брак может быть восстановлен
по совместному заявлению
4) отменяется назначение опеки
и попечительства над
Таким образом, можно сделать вывод, что при явке или обнаружении места пребывания безвестно отсутствующего лица восстанавливается в полном объеме весь комплекс обязанностей, имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности и что более важно дееспособности ранее безвестно отсутствовавшего лица.
Подводя итоги первой главы данного
курсового исследования, можно сказать,
что, отсутствуя по месту жительства,
гражданин лишен правовой и фактической
возможности реализовывать
2. Объявление гражданина умершим
2.1 Понятие и определяющие критерии
Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание лица, безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.
Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. См.: Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Статут, 2003. - 138 с.
После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Но сущность данной категории дел осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия.
Кроме того, объявление гражданина умершим
имеет специфическую
Общим основанием для объявления лица
умершим является отсутствие гражданина
и сведений о месте его пребывания
в месте его жительства в течение
пяти лет. Рассматривая данную категорию
дел, суд должен учитывать не только
отсутствие сведений о гражданине в
месте его постоянного
Определенные особенности
Обстоятельствами, угрожавшими смертью,
считаются различные стихийные
бедствия. К обстоятельствам, дающим
возможность предполагать гибель от
определенного несчастного
Также возможность объявление гражданина
умершим ввиду его
1) совпадение во времени и
пространстве событий,
2) невозможность по истечении
шести месяцев со дня
Во-вторых, отсутствие пропавшего в связи с военными действиями гражданина в течение двух лет со дня окончания военных действий. Момент окончания военных действий связывают с принятием пакта о перемирии или другого официального акта об окончании военных действий. Особенность данного срока заключается в том, что главными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.
В отличие от нормы ГК РСФСР 1922 г.
(ст.12) для объявления умершим не
требуется предварительное
Правовые основания объявления граждан умершими следует отличать от установления юридического факта смерти лица в определенное время, при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы ЗАГС отказывают ему в выдаче дубликата. Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы ЗАГС, либо в тех случаях, когда данные органы отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.
Информация о работе Признание гражданина безвестноотсутствующим, умершим