Признание гражданина безвестноотсутствующим, умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:03, реферат

Краткое описание

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

В случае, когда имеется угроза расхищения, порчи или повреждения  имущества безвестно отсутствующего, судья может предложить органу опеки  и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Предложение органу опеки и попечительства оформляется определением. В этой ситуации орган опеки и попечительства должен принять меры по охране имущества.

Разбирательство дела о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или об объявлении гражданина умершим  заканчивается вынесением решения.

В решении (резолютивной части) должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество гражданина, признанного  безвестно отсутствующим;

последнее известное место жительства;

начало безвестного отсутствия.

Данное решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

В случае установления местонахождения  гражданина либо если срок отсутствия сведений о его местопребывании  будет менее одного года (в соответствии со ст.42 ГК), суд может отказать в  удовлетворении требований о признании  безвестного отсутствия.

Вступление решения суда в силу имеет большое значение. С этого  момента лицо считается безвестно  отсутствующим.

1.3 Правовые последствия  признания

Признание гражданина безвестно отсутствующим  влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать  неопределенность в тех гражданских  и семейных правоотношениях, участником которых он является.

Важнейшим гражданско-правовым последствием признания гражданина безвестно  отсутствующим является передача принадлежащего ему имущества, нуждающегося в постоянном управлении, в доверительное управление физическому или юридическому лицу, определенному органом опеки  и попечительства на основании решения  суда. Следует предположить, применяя аналогию закона (п.1 ст.38 ГК), что под  имуществом, требующим постоянного  управления, понимается недвижимое и  ценное движимое имущество. См.: Никитин  Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного  безвестно отсутствующим // Российский судья. 2006. № 10.С. 7 - 10.

Доверительный управляющий вправе совершать любые действия, в том  числе сделки, в интересах безвестно  отсутствующего. Также он имеет право  на вознаграждение, предусмотренное  договором, и на возмещение необходимых  расходов за счет доходов от использования  имущества безвестно отсутствующего.

Имущество безвестно отсутствующего используется для погашения задолженности  по его обязательствам. Управляющий обязан уплачивать налоги и сборы за безвестно отсутствующего, а также выступать в качестве представителя, по делам, в которых данное лицо должно участвовать.

К другим правовым последствиям, в  частности, относятся: прекращение  доверенности, выданной на имя безвестно  отсутствующего гражданина (п.1 ст.188 ГК РФ); прекращение договора поручения  с его участием (ст.977 ГК РФ); договор  комиссии в случае признания безвестно  отсутствующим комиссионера (ч.1 ст.1002 ГК), агентский договор в случае признания агента безвестно отсутствующим (ст.1010 ГК) и некоторые другие.

Брак с безвестно отсутствующим  лицом расторгается в органах  записи актов гражданского состояния  согласно ст. 19 Семейного кодекса  РФ.

Основанием для регистрации  развода в органе ЗАГС служит заявление  одного из супругов, если другой супруг признан в установленном законом  порядке безвестно отсутствующим. Документом, который при этом необходимо представить в орган загса, является решение суда о признании супруга  безвестно отсутствующим.

Иски о расторжении брака  с лицами, признанными в установленном  порядке безвестно отсутствующими, могут предъявляться по месту  жительства истца. Расторжение брака  может быть рассмотрено без извещения  ответчика. Однако назначенный недееспособному  лицу опекун должен быть извещен о  времени и месте судебного  заседания с тем, чтобы он в  интересах опекаемого мог принять  участие в судебном разбирательстве, особенно тогда, когда при расторжении  брака решаются вопросы имущественных  отношений супруговСм.: Кузнецова И.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: БЕК, 2006. - 225 с..

Несовершеннолетним детям безвестно  отсутствующего могут быть назначены опекуны и попечители. Ребенок безвестно отсутствующего гражданина может быть усыновлен без его согласия.

У нетрудоспособных членов семьи, состоящих  на иждивении лица, признанного безвестно  отсутствующим, возникает право  на пенсию по случаю потери кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье  умершего кормильца.

Иные последствия признания  гражданина безвестно отсутствующим  определяются федеральными законами:

1) третейский суд выносит определение  о прекращении третейского разбирательства,  если гражданин, являющийся стороной  разбирательства, признан безвестно  отсутствующим (ст.38 Федерального  закона "О третейских судах  в Российской Федерации");

2) приостанавливается статус адвоката (в том числе осуществление  им адвокатской деятельности) в  случае признания его безвестно  отсутствующим (п.1 ст.16 Федерального  закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об  адвокатской деятельности и адвокатуре  в Российской Федерации");

3) трудовой договор подлежит  прекращению в случае признания  судом физического лица безвестно  отсутствующим (ч.1 ст.83 ТК);

Обобщая все выше перечисленное, можно сказать, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются, а часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства. Правоспособность безвестно отсутствующего как способность иметь права и выполнять обязанности сохраняется в полном объеме.

1.4 Последствия  явки или обнаружения места  пребывания гражданина, признанного  безвестно отсутствующим

Отмена решения о признании  лица безвестно отсутствующим производится в судебном порядке. Для решения  суда необходимо установить факт явки гражданина или обнаружения места  его пребывания.

В случае явки гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, его правовое положение должно быть восстановлено. Для этого необходимо отменить ранее  принятые решения. Суд по заявлению  заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое  решение в том же производстве, в котором гражданин был признан  безвестно отсутствующим. Возбуждения  нового дела не требуется. Такое решение  порождает следующие правовые последствия:

1) производится отмена управления  имуществом безвестно отсутствующего  гражданина, т.е. расторгается договор  доверительного управления имуществом  и имущество возвращается явившемуся  гражданину;

2) прекращается право иждивенцев  на получение пенсии по случаю  потери кормильца;

3) брак может быть восстановлен  по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил  в брак;

4) отменяется назначение опеки  и попечительства над несовершеннолетними  детьми безвестно отсутствующего  гражданина и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что при явке или обнаружении  места пребывания безвестно отсутствующего лица восстанавливается в полном объеме весь комплекс обязанностей, имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности и что более важно дееспособности ранее безвестно отсутствовавшего лица.

Подводя итоги первой главы данного  курсового исследования, можно сказать, что, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической  возможности реализовывать многие из прав и исполнять принятые на себя обязанности, что обуславливает  необходимость предусмотренного законом  вмешательства в его частноправовую сферу. Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется  стремлением законодателя обеспечить охрану законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических  лиц, чьи права и интересы непосредственно  связаны с его исчезновением.

2. Объявление гражданина умершим

2.1 Понятие и  определяющие критерии

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание  лица, безвестно отсутствующим, возникает  в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов  этого правоотношения в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют  много общего в своем фактическом  составе, однако последние более  сложны по своей правовой характеристике.

Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. См.: Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Статут, 2003. - 138 с.

После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Но сущность данной категории дел осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия.

Кроме того, объявление гражданина умершим  имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем: ст.45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно  отсутствующий гражданин может  быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки  называют общими и сокращенными. См.: Цыбуленко З.И. Гражданское право России. Часть первая: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 464 с.

Общим основанием для объявления лица умершим является отсутствие гражданина и сведений о месте его пребывания в месте его жительства в течение  пяти лет. Рассматривая данную категорию  дел, суд должен учитывать не только отсутствие сведений о гражданине в  месте его постоянного жительства в продолжение 5-летнего срока, но и существование предположений  о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений  может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. Например, Октябрьский районный суд  г. Новороссийска Краснодарского края объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений, и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными.

Определенные особенности присущи  делам об объявлении гражданина умершим  при сокращенных сроках безвестного  отсутствия. Во-первых, отсутствие гражданина в течение шести месяцев, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание  предполагать его гибель от определенного  несчастного случая.

Обстоятельствами, угрожавшими смертью, считаются различные стихийные  бедствия. К обстоятельствам, дающим возможность предполагать гибель от определенного несчастного случая, можно отнести кораблекрушение, авиакатастрофу.

Также возможность объявление гражданина умершим ввиду его шестимесячного безвестного отсутствия должна дополнительно  включать следующие моменты:

1) совпадение во времени и  пространстве событий, угрожавших  смертью, и нахождение гражданина  в месте этого несчастного  случая либо в зоне стихийного  бедствия;

2) невозможность по истечении  шести месяцев со дня несчастного  случая либо стихийного бедствия  обнаружить гражданина живым  или мертвым. См.: Майоров В.А.  Доказывание при рассмотрении  дел о признании граждан безвестно  отсутствующими и объявлении  их умершими. // Вестник СТАП, 1999, №1.С. 92-94.

Во-вторых, отсутствие пропавшего в  связи с военными действиями гражданина в течение двух лет со дня окончания  военных действий. Момент окончания  военных действий связывают с  принятием пакта о перемирии или другого официального акта об окончании военных действий. Особенность данного срока заключается в том, что главными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

В отличие от нормы ГК РСФСР 1922 г. (ст.12) для объявления умершим не требуется предварительное признание  такого гражданина безвестно отсутствующим.

Правовые основания объявления граждан умершими следует отличать от установления юридического факта  смерти лица в определенное время, при  определенных обстоятельствах, а также  от установления юридического факта  регистрации смерти. Различие между этими институтами заключается в следующем: судебное установление факта смерти необходимо в тех случаях, когда заявитель утратил ранее выданное свидетельство о смерти, а органы ЗАГС отказывают ему в выдаче дубликата. Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах необходимо либо в случае пропуска заявителем установленного законом срока обращения в органы ЗАГС, либо в тех случаях, когда данные органы отказываются зарегистрировать факт смерти ввиду отсутствия у заявителя необходимых документов.

Информация о работе Признание гражданина безвестноотсутствующим, умершим