Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:03, реферат
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия.
Введение
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия.
Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и судебной практике.
Вопрос о правовой природе указанной категории дел остается дискуссионным.
Одни авторы полагают, что нормы
института безвестного
Это мнение вызывает возражения, поскольку в задачу норм данного института входит не регулирование последствий длительной неизвестности местопребывания лиц, а устранение неопределенности в отношении этих лиц. Только в силу установленного судебным решением безвестного отсутствия могут наступить определенные правовые последствия для безвестно отсутствующего и других заинтересованных лиц и организации.
Другие же авторы считают, что безвестное
отсутствие - это такое отсутствие
гражданина, при котором невозможно
устранить неизвестность его
местопребывания и нет
Имеется мнение, что безвестное отсутствие
и объявление лица умершим есть юридическое
состояние. Полагаем, что этот институт
не может определять правовое состояние,
поскольку длящиеся состояния не
порождают правоотношений. Точно
так же длительная неизвестность
местопребывания лица не может порождать
правоотношения. Напротив, неизвестность
местопребывания гражданина служит
препятствием для осуществления
прав другими лицами и организациями,
которые состояли с ним в правоотношениях
(брачно-семейных, трудовых и др.). Высказано
суждение о том, что признание
граждан безвестно
Наиболее истинным, надо полагать, является суждение, согласно которому признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими - это не что иное как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что местонахождение гражданина неизвестно, или о том, что безвестно отсутствующий гражданин умер.
Представляется, что такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.
Список использованной литературы.
1. "О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ УМЕРШИМ". С.П. Портянкина, "Адвокат", 2008, N 2.
2. Попова Ю. А. Признание граждан безвестно отсутствующими. Москва, 2005 г.
3.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008
4. Портянкина С.П. К вопросу о взаимодействии суда и органов внутрен-них дел при признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявле-нии гражданина умершим // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. 0,5 п.л.
Содержание
1. Признание
гражданина безвестно
1.1 Понятие и общая характеристика
Безвестному отсутствию граждан уделялось
немало внимания в научной литературе
и судебной практике. Одни авторы полагают,
что нормы института
Другие же авторы считают, что безвестное отсутствие - это такое отсутствие гражданина, при котором невозможно устранить неизвестность его местонахождения. См.: Корнеева И.Л. Гражданское право Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 24 с. С данным высказыванием тоже нельзя согласиться, так как для признания лица безвестно отсутствующим необходимо доказать, что установить местонахождение лица всеми законными средствами не удалось.
Наиболее истинным, по моему мнению, является точка зрения, согласно которой признание граждан безвестно отсутствующими - это не что иное, как установление определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что местонахождение гражданина неизвестно, или о том, что безвестно отсутствующий гражданин умер.
Некоторые авторы также полагают,
что в безвестном отсутствии заложена
презумпция жизни, ибо нет еще
достаточных оснований
В соответствии со ст.42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего следующие юридические факты:
а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства;
б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами;
в) истечение установленных
Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том, что происходит официальная констатация того факта, что в настоящий момент неизвестно, живо данное лицо или нет, и где оно находится.
Подводя итог всему выше сказанному можно выделить то, что основной целью института безвестного отсутствия является возможность внести определенность в те правоотношения, одним из субъектов которых является безвестно отсутствующий, а также позволяет другим участникам правоотношений в полной мере распоряжаться своими личными и имущественными правами.
1.2 Порядок признания
гражданина безвестно
Как отмечалось выше, главной целью
установления факта признания гражданина
безвестно отсутствующим
Установление факта
Суд рассматривает данную категорию
дел в порядке особого
Инициатором признания гражданина
безвестно отсутствующим
Дела особого производства возбуждаются
в суде посредством направления
в суд заявления. Особенность
данного заявления состоит в
том, что в нем не указывается
другая сторона - ответчик, так как
отсутствует гражданско-
Заявление подается в суд по месту жительства заявителя или месту нахождения заинтересованного лица (ст.276 ГПК). В заявлении должна быть четко указана правовая цель признания кого-либо безвестно отсутствующим, а также изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие.
Если заявителем в заявлении
не указана цель, для которой возбуждается
дело, то в соответствии со ст.136 ГПК
заявление оставляется без
Приняв заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, суд осуществляет определенные действия по подготовке к рассмотрению дела. Судья устанавливает день получения последних сведений об отсутствующем. Для этого он выясняет: кто может сообщить сведения о таком гражданине, а также направляет запросы в организации по последнему месту жительства и месту его работы, ОВД, воинские части.
Необходимые доказательства:
справка о месте жительства гражданина;
доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение одного года (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.);
доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина;
доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина;
доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания и т.д.
доказательства наличия
На практике, как правило, суд основывается на данных ОВД, которые осуществляют розыск пропавших граждан. См.: Портянкина С.П. К вопросу о взаимодействии ОВД и суда по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим // Арбитражный процесс. 2008. № 9.С. 11 - 16. В случае если в течение 15 суток после подачи заявления не будет установлено местонахождение гражданина, то начальник органа дознания обязан возбудить уголовное дело по ч.1 ст.105 УК - по факту убийства. Так, например, прокуратурой Октябрьского района г. Кирова было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.105 УК РФ по факту безвестного исчезновения 25 июля 2003 г. гр-ки Н. Одним из оснований к возбуждению уголовного дела по данной статье послужило обнаружение в ходе осмотра места происшествия на обоях квартиры, где проживала пострадавшая, пятен вещества бурого цвета, похожих на кровь.
До тех пор пока судьей не будут получены ответы на все его запросы в соответствующие органы, дело не должно назначаться к слушанию в судебном заседании.
Информация о работе Признание гражданина безвестноотсутствующим, умершим