Банкротство гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:47, реферат

Краткое описание

гражданин, признанный банкротом, освобождается от бремени долгов. Он лишился имущества, но зато приобрел душевное спокойствие и возможность и возможность начать новый этап в своей жизни.

Оглавление

IВведение

IIОсновная часть

2.1Понятие банкротства гражданина

2.2Признаки банкротства гражданина

2.3Процедуры банкротства гражданина

2.4Последствия признания гражданина банкротом

2.5Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей

IIIЗаключение

Файлы: 1 файл

курсовая БАНКРОТСВО ГРАЖДАНИНА.docx

— 32.05 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

БАНКРОТСВО  ГРАЖДАНИНА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

IВведение

IIОсновная часть

    2.1Понятие  банкротства гражданина

    2.2Признаки  банкротства гражданина

    2.3Процедуры  банкротства гражданина

    2.4Последствия  признания гражданина банкротом

    2.5Особенности  банкротства индивидуальных предпринимателей

IIIЗаключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Переход к рыночным отношениям стал причиной возникновения института банкротства. Институт банкротства имеет очень  важное значение, т.к он законодательно регулирует деятельность хозяйственных субъектов, а также их возникновение и ликвидацию - что  является условием  эффективного  и безопасного  функционирования рыночной системы в стране.

     В условиях конкуренции он не только позволяет вывести из экономического оборота неплатежеспособных хозяйствующих  субъектов посредством их ликвидации под контролем государства, но и  дает возможность оздоровления экономической  ситуации путем реорганизации предприятий, которые при разумной поддержке  могут вновь достичь финансовой стабильности.

    Немаловажно также и то обстоятельство, что  институт банкротства направлен  на защиту  интересов широкого круга  лиц, в первую очередь, кредиторов и  работников должника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Юридические лица и граждане как участники  предпринимательский отношений  взаимодействуют с различными государственными (в том числе  налоговыми) органами, кредитными, страховыми и другими организациями.

     В случае, когда размер денежных обязательств, возникающих из закона или договора, превышает определенный законодательством предел, должник может быть признан несостоятельным (банкротом).

     Как известно, институт несостоятельности (банкротства) является  комплексным правовым институтом, сочетающим в себе нормы многих отраслей права.1 Применятся эти нормы к субъектам, которые в соответствии с гражданским и уголовным законодательством могут быть признаны банкротами.

     С точки зрения уголовного права несостоятельным (банкротом) может стать только физическое лицо.2 В настоящей статье будут рассмотрены правовое положение гражданина как субъекта отношений в области несостоятельности, определенных гражданским правом, а также порядок применения к нему законодательства о банкротстве. 

  
 

          Институт несостоятельности  предприятия (банкротства) появился в  нашем правовом регулировании в  связи с переходом к рыночным отношениям. В настоящее время  в условиях финансового кризиса  и предшествующего ему бума кредитования частных лиц особенно актуальной стала проблема банкротства граждан. 
Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, хотя и предусмотрено нормами действующего закона "О несостоятельности (банкротстве)", фактически не применяется в силу норм ч.2 ст. 231 закона, согласно которым нормы закона о банкротстве граждан вступят в силу только после внесения всех необходимых изменений в законодательство. До настоящего момента таких изменений в законодательство внесено не было. 
Однако сегодня имеют непогашенные долги перед банками около трети россиян. Среди них тоже почти треть уже столкнулись с тем, что кому-либо из членов семьи в связи с кризисом не выплатили зарплату, а кого-то уже успели уволить с работы. Таким образом, в общей массе семей в РФ, имеющих непогашенные кредиты, 11% необходимо погашать их в условиях падения доходов
[1]
В связи с этим Минэкономразвития был подготовлен соответствующий законопроект, который в апреле 2008 года был передан на рассмотрение Правительства РФ, после чего законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы. Законопроект предусматривает, в частности, что банкротом может быть признан гражданин, чей подтвержденный решением суда долг равен или превышает 100 000 рублей, а срок неоплаты долга составил 6 месяцев. Вопрос о судьбе этого законопроекта до сих пор не решен. 
Цель курсовой работы - исследование теоретических проблем и практики правового регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) граждан. 
Объектом исследования выступает сложное экономико-правовое явление - несостоятельность (банкротство). 
Предметом исследования являются проблемы несостоятельности (банкротства) граждан Российской Федерации.  
При написании курсовой работы были использованы учебная литература, материалы периодических изданий по проблемам правового регулирования банкротства граждан.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Понятие банкротства гражданина

    Участие гражданина в имущественных отношениях нередко связано с риском оказаться  без средств и без реальной надежды иметь их. Это влечет неспособность  гражданина уплатить долги своим  кредиторам, а также исполнить  обязанности по уплате обязательных платежей. Такая ситуация квалифицируется ,как несостоятельность должника, которая при наличии предусмотренных условий может повлечь признание его банкротом.

     Согласно  ст2 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"(далее- закон о банкротстве) ,несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство);

     Закон о банкротстве предусматривает 3 случая банкротства гражданина:

    • Банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
    • Банкротство индивидуального предпринимателя
    • Банкротство крестьянского(фермерского)хозяйства
 

    Как уже было сказано, положения  о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу со дня вступления федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Поскольку эти изменения еще не приняты, арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями3. Необходимость введения такого института продиктована развитием рыночных отношений. «В положении должника  с непосильным бременем обязательств может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший заем у банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т.п.4

2.2 Признаки банкротства гражданина 
 

2.3 Процедуры  банкротства  гражданина 

В соответствии с п.2 ст27 Закона о банкротстве  при рассмотрении дела о банкротстве  должника-гражданина применяются  следующие  процедуры банкротства:

  • Конкурсное производство;
  • Мировое соглашение;
  • Иные предусмотренные этим законом процедуры банкротства.

      Из  неупомянутых в данной норме процедур банкротства гражданина в ст.207 Закона о банкротстве называется лишь наблюдение. Одновременно с принятием определения  о введение в отношении гражданина процедуры наблюдения арбитражный  суд налагает арест на его имущество(ст. 206 Закона о банкротстве). При этом учитывается, что в соответствии с гражданским процессуальным законодательством на многие имущества граждан не может быть обращено взыскание (п1.ст 205 Закона о банкротстве и ст.446 ГПК). Кроме того,арбитражный суд в порядке и на условиях, предусмотренных п.2 ст.205 Закона о банкротстве, вправе   исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание.

      Арбитражный суд на основании заявления гражданина может отложить рассмотрение дела о  банкротстве не более чем на месяц  для осуществления  гражданином  расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения (согласно ст. 2 Закона о банкротстве, мировое соглашение-процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами). Если в указанный срок гражданин не представил доказательств удовлетворения требований кредиторов, а мировое соглашение не было заключено, арбитражный суд принимает решение об  признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства(п.5 ст. 207 Закона о банкротстве). Возможно приостановление производства по делу о банкротстве арбитражным судом и при наличии сведений об открытии наследства в пользу гражданина до решения вопроса о судьбе наследства в установленном законом порядке.

      Конкурсное  производство(ст124-149Закона о банкротстве)

      Конкурсное  производство открывается с момента  судебного признания должника банкротами и вводится сроком на один год с  возможностью продления не более  чем на 6 месяцев. Оно относится  к «ликвидационным процедурам», влекущим прекращение деятельности юридического лица-банкрота С этого  момента считается наступившим  срок исполнения все денежных обязательств должника(что уравнивает всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени(неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускается только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет)(п.1.ст126 Закона о банкротстве).

      Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению  его имуществом переходят   к конкурсному управляющему (а полномочия собственника имущества должника соответственно прекращаются). Он вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать другие меры по истребованию имущества должника (п 3. Ст. 129 Закона о банкротстве) . В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок-«период подозрительности».

      Конкурсный  управляющий обязан опубликовать сведения об открытии конкурсного производства в отношении должника, произвести инвентаризацию имущества должника, привлечь для его оценки независимого оценщика1, принять все меры по обеспечении сохранности имущества должника и анализировать его финансовое состояние. При наличии достаточных оснований он обязан также предложить собранию кредиторов обсудить вопрос о переходе к реабилитационной процедуре внешнего управления и о прекращении конкурсного производства. После проведения инвентаризации должника конкурсный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов предложение о порядке, сроке и условии продажи этого имущества, а затем приступает к его продаже на открытых торгах. Имущество должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов, составляет конкурсную массу.

      Из  вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований (ст.134-138 Закона о банкротстве). Вне очереди погашаются требования по текущим платежам, при этом в первую очередь погашаются требования по платежам, связанными с судебными расходами по делу, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и оплатой деятельности лиц, привлеченных к  делу в соответствии с требованиями законодательства (например, оценщиков), а затем-требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника, и по иным текущим платежам.

      В первую очередь удовлетворяются  требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также  по компенсации им морального вреда. Во вторую очередь удовлетворяются  требования работников по уплате труда по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, состав двух первых (привилегированных) очередей кредиторов совпадает с составом аналогичных очередей при обычной ликвидации юридического лица(ср.ст 134-136 Закона о банкротстве и абз. 2 и 3 п.1 ст.64 ГК)2 Расчеты остальным кредиторов, производится в последнюю, третью очередь.

Информация о работе Банкротство гражданина