Правовое положение коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
-охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
-сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;
-определить место коммерческих банков в банковской системе;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 5
1.1. Сущность коммерческого банка. 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и сделки. 9
1.4. Ресурсы коммерческого банка. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка. 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков. 14
1.7. Ответственность коммерческих банков. 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций. 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских гарантий. 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

 При систематическом  невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований.

 

 Центральный банк может  разрешать коммерческим банкам  полностью или частично покрывать  предъявляемые к ним резервные  требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком.

 

 В случае возникновения  у банка внезапной необходимости  произвести платежи по своим  обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции.

 

3.3. Надзор и аудиторский  контроль за деятельностью коммерческих  банков.

 

 Контроль и надзор  в банковской практике представляет  собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.

 

 Контроль и надзор  за операциями банков осуществляется  в следующих основных формах:

- межгосударственный контроль;

- государственный контроль;

- аудиторский контроль;

- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).

 

 Основными видами государственного  контроля за деятельностью банков  являются:

- внутриведомственный контроль;

 - межведомственный контроль;

- региональный контроль;

- вневедомственный контроль.

 

 Для реализации каждого  из видов государственного контроля  создаются соответствующие контрольные  органы. Так, внутриведомственный контроль  за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

-Центральным банком России, являющимся основным субъектом  государственного контроля и  надзора в банковской системе;

-Министерством финансов  России и его региональными  учреждениями.

 

 Среди целей организации  государственного контроля и  надзора за банковской деятельностью  можно выделить:

- проверку соответствия  деятельности банковских учреждений  действующему законодательству;

- оценку степени риска  операций отдельных банков, их  группировок, секторов;

- проверку состояния  ликвидности баланса, ликвидности  активов и ликвидности контролируемого  банка;

- контроль и анализ  прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;

- проверку фискальной  и социальной защиты работников  банка.

 

 В банковском законодательстве  фиксируются следующие основные  моменты организации государственного  банковского контроля:

- банковские учреждения  и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган;

- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;

- определяются основные  нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов;

- в самом общем виде  разрабатываются порядок и периодичность  предоставления различных форм  отчетности, причем конкретное содержание  этих форм не фиксируется.

 Комитет по делам  банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России.

 

 Среди наиболее важных  направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:

- определение направлений  деловой политики коммерческих  банков;

- планирование функционирования  банковской системы в целом;

- определение и пересмотр  прямых количественных ограничений  банковских операций;

- решение вопросов организации  новых кредитных учреждений и  регулирование процессов развития  банковской сети;

- вопросы согласования  банковской политики;

- организация и совершенствование  системы страхования банковских  депозитов;

- организация и совершенствование системы банковского надзора.

 

 Надзор за деятельностью  коммерческих банков осуществляют  Главные управления Центральный  банк РФ по месту их нахождения, а также Главное управление  по работе с коммерческими  банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ.

 

 Во исполнение этих  функций может быть назначена  сплошная или выборочная проверка  операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-расчетных операций.

 

 Центральный банк РФ  может обязать коммерческий банк  принять меры, необходимые для  достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры  активов, а также использовать  другие полномочия.

 

 Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений.

 

 Региональные управления  Центрального банка РФ ежеквартально  направляют Главному управлению  по работе с коммерческими  банками информацию о результатах  анализа деятельности коммерческих  банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения.

 

 Для обеспечения стабильности  банковской системы качественного  анализа и надзора за ее  работой Центральный банк РФ  создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.

 

 Аудиторский контроль  представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью  банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух основных формах:

- внешний аудит;

- внутренний аудит.

 

 Внешний аудит банковской  деятельности осуществляется на  договорной платной основе специализированными  аудиторскими организациями, обладающими  соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

 

 Руководство банка  и его работники обязаны предоставить  аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право  присутствовать на заседаниях  органов управления банка; получать  разъяснения и уточнения по  любому вопросу проверки у  сотрудников банка.

 

 По результатам проверки  аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния  учета, внутреннего контроля и  достоверности отчетности проверяемого  банка, соблюдения законодательства  и правильности отношений с  бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение.

 

 Основанием для отказа  аудиторов от подтверждения достоверности  отчетности могут служить:

- выявление серьезных  недостатков в работе банка;

- оказание давления на  аудиторов;

- отсутствие подтверждающей  достоверность отчетности документации.

 

 Внутренний аудит представляет  собой форму менеджериального, управленческого  контроля, для осуществления которого  в банке создается специальное  подразделение - отдел внутреннего  контроля. Деятельность данного  отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением.

 

 Основными функциями  данного подразделения являются:

- контроль за правильностью  реализации подразделениями указаний  руководства;

- выявление узких мест  в деятельности банка и его отдельных служб и подразделений;

- проведение специальных  исследований по поручению правления;

- проверка и обеспечение  безопасности хранения материальных  и финансовых ценностей;

- предоставление информации  внешним аудиторам.

 

 По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления.

 

Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах:

 

- контроль наблюдательного  совета за деятельностью правления;

- контроль ревизионной  комиссии за деятельностью банка  в целом;

- контроль акционеров.

 

 Акционеры имеют право  на прямой контроль за деятельностью  банка, заключающийся в получении  необходимой информации от руководства предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам.

 

 Руководство банка  обязано периодически информировать  акционеров (пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Подводя итог выше  изложенного можно сделать определенные  выводы. Коммерческий банк - это особое  явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.

 

 Порядок создания коммерческого  банка определяется нормативными  актами Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

 

 Правовое регулирование  деятельности коммерческих банков находится в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности.

 

 Для Центрального банка  России как регулятора деятельности коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании предприятий.

 

 Острейшим вопросом  остается совершенствование структуры  коммерческих банков. Деятельность  банков и их конечные результаты  нельзя отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают серьезные  нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования материального производства надо отзывать лицензии на совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.

 

 В целом следует  отметить тот факт, что новая  банковская система функционирует, и в ней работает не мало  преданных своему делу, инициативных  и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в  нашей стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.

Информация о работе Правовое положение коммерческих банков