Правовое положение коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
-охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
-сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;
-определить место коммерческих банков в банковской системе;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 5
1.1. Сущность коммерческого банка. 5
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков. 6
1.3. Банковские операции и сделки. 9
1.4. Ресурсы коммерческого банка. 11
1.5. Организационная структура коммерческого банка. 13
1.6. Ликвидация коммерческих банков. 14
1.7. Ответственность коммерческих банков. 16
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ. 17
2.1. Механизм гарантийных операций. 19
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике. 20
2.3. Структура банковских гарантий. 21
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 25
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков. 25
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. 26
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

 Характер положений, записанных  в гарантии, зависит от усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующее:

1. ссылку на основной  контракт, в соответствии с которым  она выдается;

2. срок действия;

3. гарантийную сумму и  валюту, в которой она выплачивается;

4. средство и место  осуществления платежа;

5. применимое право;

6. порядок разрешения  споров;

7. механизм платежа по  гарантии.

 

 Механизм выплаты гарантийной  суммы составляет сердцевину  любой гарантии. Именно он позволяет  объединить различные виды гарантий  в две большие группы:

 

1. условные гарантии;

2. гарантии по первому  требованию.

 

 Срок действия гарантии. По общему правилу гарантия  вступает в силу с момента  ее выдачи, однако в ней может  быть предусмотрен и более  поздний срок. Требование об уплате  гарантийной суммы должно быть заявлено гаранту в период действия гарантии, поэтому весьма важно точно определить его окончание. В соответствии со ст.4 Унифицированных правил 1978 г. срок действия тендерной гарантии составляет 6 месяцев со дня даты ее выдачи; для гарантии исполнения он равен 6 месяцам от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ либо 1 месяцу после истечения эксплуатационного периода; для гарантии возврата платежей - 6 месяцев от предусмотренной в контракте даты поставки или завершения работ. Исполнение гарантии, безусловно, прекращает ее действие. В соответствии с Унифицированными правилами 1992 г. окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом, что он немного превышает срок действия основного контракта (ст.22). независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое существование в результате представления письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от ответственности (ст.23). В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы доя давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу акцессорного характера его обязательства, принципал в этом случае окажется в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе деловых партнеров.

 

 Порядок разрешения  споров, связанных с реализацией  гарантии, может быть включен  в текст гарантии в качестве  отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или между банком-эмитентом и банком-гарантом (в случае контр гарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента (ст.28). Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контр гарантию (в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию. Норма о юрисдикции в Унифицированных правилах 1992 г. отличается от содержащейся в Правилах 1978 г. В соответствии с последними любой спор, возникающий в связи с

 

гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом и бенефициаром. Если же такое соглашение не было достигнуто, то спор будет разрешаться исключительно компетентным судом в стране местонахождения гаранта (ст.11).

 

 Унифицированные правила  МТП содержат большей частью материально-правовые нормы, непосредственно регулирующие правоотношения сторон по гарантийному обязательству. Коллизионно-правовые нормы сформулированы применительно к выбору применимого права и юрисдикционным вопросам. Как уже упоминалось, нормы Унифицированных правил сложились в международной банковской и коммерческой практике и в настоящее время носят обычно-правовой характер. Но характеристика их природы была бы неполной без упоминания об их диспозитивности, которая выражается в следующем. Несмотря на подчинение данной конкретной гарантии Унифицированным правилам МТП (а это обязательно должно быть зафиксировано в самом тексте гарантии), стороны по взаимному согласию могут отступить от их содержания. Возникает вопрос: если стороны выбрали применимое право и зафиксировали его в тексте гарантии, то каково соотношение норм Унифицированных правил и норм избранного сторонами права? Это, пожалуй, наиболее сложный юридический вопрос. Представляется, что императивные нормы национального законодательства будут превалировать над диспозитивными нормами обычно-правового характера. Это значит, что содержание гарантии не должно противоречить императивным нормам национального права, избранного сторонами. А также права страны, чью государственную принадлежность имеют стороны в гарантийном обязательстве. В случае, если материальных норм международного характера (Унифицированные правила) недостаточно для разрешения каких-либо вопросов, применяются диспозитивные материальные нормы соответствующего национального права.

 

 Гарантийное обязательство, участниками которого являются, помимо иностранных, и российские юридические и физические лица, должно отвечать императивным нормам российского законодательства. Поскольку гарантия представляет собой соглашение между бенефициаром и банком-гарантом, к ней применимы нормы о форме внешнеэкономических сделок, закрепленные в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.165). Банковская гарантия должна быть выдана обязательно в письменной форме и подписана уполномоченными должностными лицами банка-гаранта. Если речь идет о непрямой гарантии, то и сама гарантия, и контр гарантия банка-эмитента должны быть представлены в письменной форме.

 

 ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

 

3.1. Централизованное управление  деятельностью коммерческих банков.

 

 Одной из важнейших  задач Центрального банка России  в условиях двухуровневой банковской  системы является организация  процессов управления операциями  банков на макроэкономическом  уровне, координация деятельности  банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах всего народного хозяйства, поддержания стабильности функционирования банковской и денежной системы страны. Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средств достижения поставленных целей.

 

 Регулирующая деятельность  Центрального банка России основана  на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д.

 

 Достижение поставленных  задач по регулированию деятельности  коммерческих банков достигается  Центральным банком России путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность коммерческих банков.

 

 К административным  методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые  Центральным банком России в  отношении количественных и качественных  параметров деятельности коммерческих  банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

- квотирование отдельных  видов пассивных и активных  операций;

- введение потолков (или  лимитов) на выдачу различных  категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничение на открытие  филиалов и отделений;

- лимитирование размеров  комиссионного вознаграждения, тарифов  за оказание различных видов  услуг, процентных ставок;

- определение номенклатуры  операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

 

 К экономическим методам  управления совокупным денежным  оборотом и регулирования банковских  операций относятся мероприятия, использование которых оказывает  в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

 

 К нормативным методам  воздействия относятся использование  таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования  кредитных ресурсов, коэффициенты  ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика.

 

 В новых условиях  основными инструментами реализации  установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны является:

- установление минимальных  резервных требований;

- определение размеров  рефинансирования коммерческих  банков (установление учетной ставки  и ставки ломбардного - под залог  ценных бумаг - кредита);

- официальные операции  Центрального банка России по  купле-продаже ценных бумаг в  банковской системе.

 

3.2. Обязательные экономические  нормативы для коммерческих банков.

 

 Для обеспечения экономических  условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности  капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности  баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ;

- максимальный размер  риска на одного заемщика. При  этом Центральный банк применяет  нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения  всеми коммерческими банками, так  и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

 

 Регулирование величины  остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком  по состоянию на 1 и 16 число каждого  месяца путем сверки сумм фактически  внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований.

 

 При их соответствии  резервные требования считаются  выполненными банком. В противном  случае учреждение Центрального  банка в течение двух рабочих  дней, не считая этих дат, производит  соответствующий перерасчет с  коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка.

 

 До отчисления производятся  коммерческим банком платежным  поручением, представляемым вместе  с расчетом.

 

 Главное управление  Центрального банка по месту  нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании.

 

 При этом в случае  необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.

 

 При временном недостатке  у коммерческого банка ликвидных  средств для пополнения резервного  счета Центральный банк может  предоставить ему краткосрочный  кредит. Условия предоставления  такого кредита определяются  кредитным договором.

 

 В случае нарушения  коммерческим банком установленных  сроков внесения средств на  резервный счет в Центральном  банке и нецелесообразности предоставления  ему отсрочки и выдачи кредита  на эти цели учреждение Центрального  банка может применить к нему  экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день.

Информация о работе Правовое положение коммерческих банков