Право и традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:26, реферат

Краткое описание

Правовые реалии, с которыми сталкивается в своей повседневной жизни человек, составляют основу его восприятия, а, следовательно, и понимания процессов государственного, общественного и правового развития. Вместе с тем неустойчивость этого развития, характерная для современной России, обусловлена объективным характером динамики государственной и социальной системы. С другой стороны эта напряженность прямо связана с преобразованиями реформационного периода. Все это в значительной мере увеличивает потенциал внешних и внутренних угроз, ведущих к дестабилизации государственно-правовой системы, деградации общества, утрате социальных и нравственных ориентиров, и, в конечном итоге, может привести к распаду российской государственности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Право
1. Понятие, признаки и сущность.
2. Правоотношение. Структура права.
2.1 Субъективное право
2.2 Юридическое право
3. Источники права.
Глава 2. Традиции
1. Определение: традиции и обычаи.
2. Совмещение права и традиций.
3. Соотношение права и обычаев.
4. Право и религия.
5. Законы и обычаи в правовых традициях Запада-России-Востока.
Глава 3.
Процесс институционализации.
Заключение
Источники

Файлы: 1 файл

Реферат-Право и традиции.docx

— 65.48 Кб (Скачать)

Юридическая обязанность

 
Юридическая обязанность имеет следующие  признаки.  
1. Это мера необходимого поведения, точнее определение того, каким оно должно быть.  
2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.  
3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — официального лица или общества (государства) в целом.  
4. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.  
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.  
Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.  
Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.  
Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.  
Субъектами права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и социальные общности.
 

Источники права.

 
В рамках теории государства и права  различают две стороны формы права: внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов — нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. В российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:

  
Правовой обычай — это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, так как он исторически предшествовал закону как правовому источнику. Одни из государств официально запрещают использование правовых обычаев в качестве источников права, в других государствах использование правовых обычаев, напротив, поощряется и санкционируется законом.

 
Правовой прецедент — это решение  уполномоченного государственного органа, которое принимается в  качестве образца при последующем  рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов правового  прецедента относятся разъяснения  Конституционного, Верховного и Высшего  Арбитражного Судов. Подобные разъяснения  кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами. Правовой прецедент  может быть как судебный, так и  административный.  

Договор с  нормативным содержанием — это  такой договор, который имеет  правовое значение. Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды:

 
- внутригосударственные и международные;  
- учредительные и обычные;  
- типовые и текущие.

 
Любой договор с нормативным содержанием  независимо от его вида имеет следующие  характерные свойства:

 
- содержит правовую норму общего характера;  
- носит добровольный характер заключения;  
- имеет общность правового интереса сторон;  
- предполагает равенство прав и обязанностей сторон, а также согласие участников по всем существенным аспектам нормативного договора;  
- носит эквивалентный и возмездный характер; 
- подразумевает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств;  
- предполагает правовое обеспечение.

 
Нормативно-правовой акт — это  изданный в особом порядке, содержащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Нормативно-правовой акт —  это основная и наиболее совершенная  форма права. Как юридический  источник он обладает следующими характерными чертами:

 
- исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,  
его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый порядок регулирования юридически значимых общественных отношений;  
- имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию;  
- принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;  
- его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

 
Понятие "источник права" подразумевает  под собой истоки формирования права, систему фактов, которые предопределяют содержание и формы выражения  права.
 
 
 
 
 
 

             Глава 2. Традиции.

        Определение: традиции и обычаи.

В энциклопедии Кирилла и Мефодия дается следующие  определение традиций и обычаев: 
Традиция (от лат. traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. 
Обычай, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

В юридической  литературе дается, как правило, хоть и не полностью совпадающие, но схожее определение традиций и обычаев. Так например, В.Д. Попков приводит следующие определения: ”Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей”. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами. В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

             Совмещение  права и традиций.

Изучая вопрос о праве и традиции, следует  акцентировать внимание на то обстоятельство, что до сих пор теоретическая  конструкция данного понятия  представляется нам относящейся  к одной из наименее изученных  научных в отечественной юридической  науке. В частности не разрешена  проблема, касающаяся выявления способности  традиций и традиционных форм трансформироваться и адаптироваться применительно  к новым вызовам времени. Нет  ответа и на вопрос о регулятивной роли традиций: способны ли они вообще в принципе в конкретных случаях  отбрасывать устаревшие постулаты  и адекватно реагировать на происходящие изменения в общественном развитии. Возможно, что в силу своего консерватизма  традиции вообще оказывают регрессивное воздействие на государство и  общество, на его политико-правовую систему и не позволяют утверждаться в государственно-правовом пространстве новым тенденциям, что дает возможность  существования противоположного мнения о той негативной роли, которую  традиции способны оказать на общественный прогресс.

Вопрос этот до сих пор относится к числу  самых полемичных, а, следовательно, задача заключается в определении  той позитивной роли, которую способны играть традиции и традиционные формы  в общественном и правовом развитии государства, а также в обозначении  их регулятивного воздействующего  влияния на процесс правопреемственности и правовой аккультурации.

Сама вариативность  исследуемого понятия предполагает и различные возможности его  использования. Чаще всего термин «традиция» употребляется в связи с другим более привычным понятием - обычай, а традиция в этом контексте рассматривается  в качестве одной из разновидностей обычая. И хотя эта точка зрения сегодня является превалирующей  в отечественной юридической  литературе, на мой взгляд она не выдерживает критики, а, следовательно, нуждается в уточнении и конкретизации.

Особое направление  в развитии теоретической концепции  традиций и традиционных форм представили  работы, основанные на социологическом  аспект понятия «традиция» и рассматривали  последнюю как средство передачи социального опыта, который аккумулируется и воспроизводится в различных  человеческих коллективах. Именно эту позицию можно считать стартовой в новом видении данной проблемы и формулировании нового в отечественном правоведении понятия - культурная традиция.

В этих целях  предпринята попытка выяснить юридическую  природу культурно-правовой традиции с точки зрения осмысления ее различных  аспектов. Так, философский аспект традиционного  основан на понимании его природы  как явления, качественно влияющего  на общественное развитие, представляется нам, безусловно, важным. Именно философский  аспект в исследовании традиций и  традиционного предполагает определенную формулу традиции, по которой последние  являются формами движения общества в будущее, так как без сохранения достигнутого состояния не было бы никакого прогрессивного развития человечества. Поэтому традиция обеспечивает эту  компоненту общественного процесса в целом, выполняя одновременно и  консервативную, и стабилизирующую  функции, обеспечивая при этом возможность  для человечества осуществлять прогрессивный  путь в будущее.

Значительно больший интерес представляет юридический  аспект, который позволяет на концептуальной основе по-новому осмыслить проблемы традиций, и, прежде всего, в их культурно-правовом содержании. Отсутствие же в современной  научной литературе единой точки  зрения значительно сужает содержательное значение понятия «традиция» и в  основном сводит его к социальному  и нормативному регулированию в  обществе и анализу соотношения  традиций с иными социальными  регуляторами, в частности, с обычаями. Поэтому следует акцентировать  внимание в основном на юридическом  аспекте проблемы традиций и традиционных форм, который, как представляется, содержит в себе два подхода к  пониманию традиций: формальный и  функционально-аксиологический.

При этом акцент делается на понятии «культурно-правовая традиция», исходя не из ее формального  содержания, а, применяя при анализе  данного социально-правового явления  функционально-аксиологический подход, который позволит, с одной стороны, обозначить сущностные и ценностные характеристики культурно-правовых традиций; с другой стороны, определить уровни их действия в социально-правовом пространстве государства, наконец, показать функциональную роль культурно-правовых традиций, не ограничиваясь при этом лишь нормативно-регулятивной сферой, а определить их роль в духовном развитии российского государства в качестве детерминанты.

На основе сделанного анализа возможным определить культурно-правовую традицию как выраженный в социально-организованных коллективах  опыт, аккумулирующий правовые ценности, который в определенных пространственно-временных  рамках передается от одного поколения  к другому и приобретает устойчивые формы своего внешнего выражения, опосредуясь  при этом в государственно-правовом пространстве данного общества.

Информация о работе Право и традиции