Право государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Файлы: 1 файл

Целиком Гражданское право.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

Субъективное право собственности  является элементом абсолютного  правоотношения, в котором собственнику противостоят все третьи лица, обязанные  воздерживаться от нарушений этого  права.

Субъективное право собственности  является элементом вещного правоотношения, поскольку удовлетворение интересов  собственника обеспечивается путем  непосредственного воздействия  на принадлежащую ему вещь (имущество).

Опираясь на определение  права собственности как субъективного  права, определим это право как  правовой институт.

Право собственности это  система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию  и распоряжению собственником принадлежащей  ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

В тех случаях, когда собственник  сам владеет и пользуется вещью, ему для осуществления своего права обычно достаточно того, чтобы  третьи лица воздерживались от посягательств  на эту вещь. Но так бывает далеко не всегда. Чтобы распорядиться вещью (продать ее, сдать в наем, заложить и т.д.), собственник, как правило, должен вступить в отношение с каким-то конкретным лицом (например, с тем, кто хочет купить вещь, получить ее в наем или в залог). Хотя путем установления отношений с конкретным лицом собственник и осуществляет свое право, их регулирование выходит за пределы права собственности, а сам собственник выступает в маске продавца, наймодателя, залогодателя и т.д[8]. Если же право собственности нарушено, то все зависит от того, сохраняется это право или нет. Если сохраняется, то восстановление нарушенного отношения происходит при помощи норм института права собственности. Если же право собственности не сохраняется (скажем, вещь уничтожена), то для восстановления нарушенных прав придется прибегнуть к нормам других правовых институтов (например, обязательств из причинения вреда или страхового права). Таким образом, нормы, образующие институт права собственности, находятся в постоянном контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов, как гражданско-правовых, так и иной отраслевой принадлежности. Указанное обстоятельство подлежит учету при выборе правовых норм, регулирующих тот или иной участок имущественных отношений, в том числе и отношений собственности.

Государство как субъект гражданского права

Правовое положение государства  и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть  учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены  частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов  на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском  обороте может рассматриваться  как единый и единственный субъект. В то же время Российское государство  является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и  с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уровней – Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено.

Государство как носитель власти. Государство, как и другие субъекты гражданского права, может  участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно  обладает правоспособностью. Однако его  правоспособность обладает радом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом  публичного права, носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство суверенности, присущее государству.

Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна  и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над  своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство  выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства  преобладают над всеми иными  властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости  государства от кого бы то ни было и  составляет главный признак его суверенитета.

Суверенитет имеет как  внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство  олицетворяет наивысшую власть. Никто  не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется  как независимость данного государства  от других государств и иных субъектов  международного права. Государство  как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:

• государство само принимает  законы, которыми должны руководствоваться  все остальные субъекты гражданского права;

• государство может принимать  административные акты, из которых  возникают гражданско-правовые отношения  независимо от воли другой стороны;

• государство сохраняет  властные функции даже тогда, когда  оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

• государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства  как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении  государства в гражданском праве.

Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость  уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими  властными полномочиями, а с другой – использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в ГК в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее  отказывается от своего особого положения  как суверена в частно-правовых отношениях[9]. И тем не менее во многих других нормах кодекса (см., напр. ст. 445 ГК) и в иных правовых актах полномочия государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно широки.

Государство как лицо. В  этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.

В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно  подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства  в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует. И тем не менее, властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная – физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.

Вместе с тем конструкция  «особого лица» таит в себе и рад  проблем. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности  государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному  пути, распространяя на государство  нормы, которые определяют участие  юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или  особенностей данных субъектов[10]. Таким  образом, государство приравнено к  юридическому лицу, но не названо таковым. Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может был» тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности1). В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.

Государство участвует в  гражданском обороте не в своих  частных интересах, а в целях  наиболее эффективного отправления  публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа  государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства как специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет. Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых оно должно служить.

Поэтому правоспособность государства  можно назвать целевой – она  вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах  всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая  в гражданский оборот, должно следовать  своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд  обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском  обороте, вытекают и из других норм Конституции.

Государство как таковое  неспособно своими действиями приобретать  и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять  обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в  рамках которых действуют должностные  лица. Именно их сознание и воля позволяют  действовать государству как  субъекту права.

Государство является особым субъектом гражданского права:

· государство участвует  в гражданском обороте не в  своих частных интересах, а для  наиболее эффективного отправления  публичной власти в целях, провозглашенных  его основным законом;

· государство само принимает  законы, которыми должны руководствоваться  все остальные субъекты гражданского права;

· государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической  деятельности, т. е. неподсудностью в  отношениях с иностранными субъектами права.

Особенности правоспособности государства:

· правоспособность государства  является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

· некоторые элементы гражданской  правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

· некоторые элементы гражданской  правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

· государство участвует  в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные  органы, исполняющие функции представителя  его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

· государство участвует  в гражданском обороте не как  единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых  друг от друга: Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований.

Непосредственное участие  государства осуществляется путем  вступления в оборот органов государственной  власти, действующих не как юридические  лица, а как законные представители  государства, от его имени и в  пределах их компетенции.

От имени государства  в гражданском обороте согласно могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных  образований[11]. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в  случаях и в порядке, предусмотренных  законодательством, от имени государства  по его специальному поручению могут  выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические  и физические лица.

Информация о работе Право государственной собственности