Право государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Файлы: 1 файл

Целиком Гражданское право.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

Государство участвует в  гражданском обороте не в своих  частных интересах, а в целях  наиболее эффективного отправления  публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа  государства не позволяет ему  приобретать ряд прав и возлагать  на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может  установить более широкий объем  правоспособности. Конечно, исходя из концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства как специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет. Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых оно должно служить.

Поэтому правоспособность государства  можно назвать целевой – она  вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах  всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая  в гражданский оборот, должно следовать  своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд  обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском  обороте, вытекают и из других норм Конституции.

Государство как таковое  неспособно своими действиями приобретать  и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять  обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

 

 

Осуществление государством правомочий собственности

В экономическом смысле собственность  представляет собой отношение принадлежности (присвоенности) материальных благ, заключающееся в установлении над ними такого “хозяйственного господства”, которое позволяет собственнику по своей воле устранять или допускать всех прочих лиц к использованию своего имущества, самостоятельно определяя характер такого использования

Вне всяких сомнений, экономические  и правовые явления находятся  в весьма сложной взаимосвязи, вследствие чего ученые стали обосновывать существование  экономико-правовых категорий, что  не означает ни в коем случае слияния  экономических и юридических  конструкций и понятий. Например, форма собственности есть не юридическая, а экономическая категория; поэтому  само по себе право собственности  по нынешнему законодательному определению  едино и не делится на формы  в зависимости от правомочий собственника.

Содержание права собственности  составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом. Указанные  правомочия, как и субъективное право  собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности  поведения собственника, они принадлежат  ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда  собственник не в состоянии эти  правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги  или когда имуществом незаконно  владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности  в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих  собственнику правомочий. Начнем с владения.

Правомочие владения - это  юридически обеспеченная возможность  хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о  хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы  собственник находился с ней  в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность  извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность  определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении  этой вещи. Не вызывает сомнений, что  в тех случаях, когда собственник  продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в  хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи, то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Ныне действующее гражданское  законодательство, как и то, которое  ему предшествовало, ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий (иногда способов их осуществления), не определяя ни одно из них. А это  отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства.

Право государственной собственности  как одна из форм собственности, предусмотренная  Конституцией РФ, обладает всеми перечисленными признаками.

К.И. Скловский предлагает использовать форму собственности как технический термин при приватизации (синоним принадлежности имущества определенному лицу), поскольку “применительно к законодательству о приватизации переход собственности из государственной в частную является ключевым понятием, принадлежность конкретного имущества тому или иному субъекту должна быть четко установлена на всех этапах заключения и исполнения договора”.[14]

Итак, содержание права собственности  всегда одно, независимо от субъекта, однако особенности субъекта могут предопределять спектр и характер его действий в  отношении объекта собственности, образуя тот или иной правовой режим последнего. По большому счету  влиять на порядок осуществления  права собственности должны экономическая  целесообразность и общественная приемлемость: частная собственность используется так, чтобы не навредить обществу, а государственная — непосредственно  в интересах общества. Поэтому  при любой форме собственности  ее связь с обществом, определяющим пределы ее использования, очевидна. Но в государственной форме собственности  эта связь наиболее сильна и подчинена закону обратной связи.

Гражданский кодекс конструирует определение права собственности  через триаду полномочий собственника (ст. 209 — собственнику принадлежат  права владения, пользования и  распоряжения своим имуществом). Насчет дефиниций веками длится долгий непрекращающийся спор, говорят даже, что “само  определение собственности посредством  любого перечня — это знак ограничения  права, прямое обнаружение потенциальной, а чаще актуальной ущербности права”.

Итак, правовое понятие собственности  фиксирует правомочия собственника по отношению к его вещи, дабы показать и защитить их абсолютность. Только собственник действует в  отношении вещи исчерпывающим, наиболее абсолютным образом.

Сложность в конструировании  понятия собственности состоит  в том, что закон употребляет  два различных понятия собственности: “охватывающее”, т. е. имеется в  виду принадлежность вещи лицу (1); “натуралистическое”  — вещь является собственностью (2).[15]

Е. А. Суханов выделяет две  стороны юридических отношений собственности:

1) отношения собственника  к принадлежащему ему имуществу как к своему;

2) отношения между собственником  и всеми третьими лицами, обязанными  не препятствовать собственнику  в осуществлении его правомочий (выражение абсолютного характера права собственности.

Мне представляется возможным  выделить и третью сторону отношений  собственности — собственник  и государство, охватывающую налоговые  отношения, защиту и гарантии собственности, правила государственной регистрации  и ограничения оборота определенных видов имущества.

В плане правового регулирования  право собственности представляет собой комплексный правовой институт. К обоснованию комплексности  права собственности существует два различных подхода[16]:

1. Каждая отрасль права  влияет на ту или иную сторону  права собственности, и наоборот, право собственности входит в  предметы различных правовых  отраслей. Различаются гражданско-конституционно и хозяйственно-правовое понятие собственности. Гражданско-правовое понятие определяет полномочия собственника, конституционно-правовое — совокупность имеющих имущественное значение частных прав (с точки зрения гарантий государства собственнику), хозяйственно-правовое — отражает динамику права собственности). В силу этого комплексный характер приобретает и субъективное право, и правоотношение собственности.

2. Отрасль права регулирует  не весь институт права собственности,  а конкретную форму собственности.

По-моему, определенная доля истины содержится как в первом, так и во втором подходах. Комплексность  института права собственности  сказывается на том, что каждая отрасль  права регулирует интересующий ее аспект права собственности. Вместе с тем, именно из-за этой фрагментарности  правового регулирования нельзя полностью включить институт права  собственности в предмет той  или иной отрасли права, на то он и комплексный институт. Можно  лишь говорить, что большая содержательная часть института права собственности  урегулирована гражданским законодательством, но не то, что институт права собственности  есть предмет изучения исключительно гражданского права.

Правовое регулирование  отношений собственности складывается из норм, которые:

1) устанавливают саму  возможность принадлежности материальных  благ определенным лицам (конституционное,  гражданское и административное  право — приобретение и прекращение права собственности);

2) устанавливают характер  и границы поведения владельцев  имущества (гражданско-правовой  режим, административно- правовой режим объекта собственности);

3) предлагают способы  защиты от посягательств других лиц (гражданское, административное, уголовное право) 135

Все сказанное выше о комплексном  характере права собственности  относится целиком и полностью  к праву государственной собственности. Более того, именно по отношению  к праву государственной собственности  цивилистами еще в дореформенный  период было высказано предложение  о конституционно-правовом регулировании: не следует ли проблему государственной  собственности “решить в рамках государственного права, возможно, путем  создания нормы конституционного характера, закрепляющей основные цели и пути реализации государством своего права  собственности?”[17]

 

Заключение.

Значение государственной  собственности как объекта управления очень велико. То негативное отношение  к государственной собственности, которое часто встречается в  прессе, продиктовано воспоминаниями советского периода, когда государственная  власть и собственность были слиты  воедино, а государственная собственность  имела приоритет над остальными формами собственности (собственно, само понятие форм собственности  существовало весьма условно). Говоря о слиянии государственной власти и собственности, следует иметь  в виду два принципиальных момента. Первый момент: термин “власть” одинаково  употребим как по отношению к  институту государства, так и  по отношению к институту собственности. Государство обладает политической властью, но собственность — это  тоже власть, вещная и абсолютная. Таким  образом, по своей основополагающей природе государственная власть и власть собственника тождественны, но служат различным интересам: одна — политическим, другая — хозяйственным. Второй момент: когда государство одновременно с властью политической осуществляет власть собственника, эти интересы складываются. Государство осуществляет полномочия собственника, оставаясь при этом носителем политической власти, поэтому определенное смешение экономической и политической власти неизбежно. Сила данного смешения определяет общее отношение государства к экономике и правовому регулированию института права собственности.

Современное отношение к  значению государственной собственности  весьма противоречиво. Комплексный  и разноотраслевой характер института права государственной собственности обусловливает необходимость разработки его публично-правовых механизмов. Публично- правовое обеспечение рыночной экономики предполагает поддержание баланса между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования экономических отношений и отношений собственности.

 

 

Список  использованной литературы.

Информация о работе Право государственной собственности