Понятие корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:02, курс лекций

Краткое описание

Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, являясь объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.
Хотя корпоративные права варьируется в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации:

Файлы: 1 файл

lektsii_po_korporativnomu_pravu.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

Синдикат –  объединение предприятий и фирм для осуществления сбыта их продукции через единичный сбытовой орган, создаваемый в форме ОАО или ООО.

   Участники синдиката сохраняют юридическую и коммерческую самостоятельность.

   Участники  синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма  синдиката  наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. Главная  цель   создания   синдиката  — решение вопросов сбыта.

   Для этой цели в его  структуре  создается одно, а чаще всего целая сеть торговых товариществ. Но их деятельность не ограничивается сбытом продукции корпораций – участников  синдиката. Созданные для решения проблем сбыта, эти товарищества могут вести любую хозяйственную деятельность.

   Синдикаты обладают следующими основными признаками:

-являются предпринимательскими объединениями монопольного характера;

-имеют  целью  организацию сбыта продукции участников и снабжения их материально-техническими ресурсами;

-в состав  синдиката  в силу специфики  его  снабженческо-сбытовых функций, как правило, входят хозяйствующие субъекты одной отрасли;

-имеют сложную организационную  структуру  объединения, предполагающую  создание  одной или нескольких сбытовых организаций, как правило, в качестве правосубъектных.

   Синдикаты  могут существовать в правовых формах холдингов, финансово-промышленных групп, создаваться на базе простого товарищества. Таким образом, отдельные холдинговые компании по своему экономическому содержанию могут быть  синдикатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Понятие  треста, его структура, цели создания.

   Трестом принято считать объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты обычно создаются в форме акционерной компании. Предприниматели - владельцы предприятий, вступая в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству.

   Во главе треста стоит правление, руководящее производством, сбытом продукции, финансовыми операциями всех предприятий, входящих в объединение. Каждый участник треста получает определенный пакет акций в соответствии со своей долей капитала. Соответственно этому он получает право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам — более высокую прибыль. Однако незавершенность процесса централизации капитала в тресте выражается в распределении общей прибыли в соответствии с долевым участием каждого члена соглашения, что препятствует созданию единого инвестиционного фонда.

   Тресты имеют разновидности. По уровню слияния тресты могут подразделяться на объединения полностью слившихся предприятий и на объединения, участники которых сохраняют формальную самостоятельность при фактическом подчинении головному финансовому центру — холдинговой компании. Контроль над предприятиями, входящими в трест, обеспечивает обладание контрольным пакетом акций или особым доверительным сертификатом. Кроме того, тресты могут быть образованы из предприятий одной или различных, связанных друг с другом отраслей (вертикальное трестирование), представляя собой разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преимущества перед другими видами объединений. Во-первых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие объединения предприятий различных отраслей и возможностей варьирования материальными, финансовыми и другими ресурсами. Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску готовой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.

   В прошлом в России тресты получили распространение в сахарной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности, в строительстве. Создавались и международные тресты. Для ограничения некоторых видов деятельности трестов в индустриально развитых странах Запада было введено антитрестовское законодательство. Под влиянием антитрестовского законодательства формы монополий претерпели изменения. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объединений. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Понятие  холдинга, его структура, цели  создания.

   Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя "управляющую компанию", владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

   Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.

   Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей - управляющей компании и дочерних предприятий).

   В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Понятие  концерна, его структура, цели  создания.

   Концерн — это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

   Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.

Формально предприятия  концерна сохраняют самостоятельность, фактически имеют финансовую зависимость  и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями).

   Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

   В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.

   Концерны — это организационно-хозяйственные структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

    Важный признак концернов - единство собственности входящих фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

   Одной из основных функций промышленных концернов стала функция сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

   В России концерны существуют в разных формах:

-в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);

-в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);

-в виде «народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК).

   С развитием НТП концерны превращаются в научно-технические центры с исследовательскими лабораториями. В таких центрах научные, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

   Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.

   Различают следующие виды концернов:

-вертикальные;

-горизонтальные;

-смешанные (конгломераты);

   Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

12. Общая  характеристика концерна подчинения  и концерна координации.

   С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

концерн подчинения, организованный в виде материнской  и дочерних компаний;

концерн координации, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что  отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под единым руководством.

   Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.

   Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

   Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

   Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Понятие  конгломерата, его структура, цели  создания. Отличие от концерна.

   Конгломерат  – объединение корпораций, взаимосвязанных в процессе производства. 

   Конгломерат (от лат. conglomerates — скопившийся, собранный) — юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), в странах БРИК, а также многопрофильным компаниям.

   Отличие   от   концернов  заключается в том, что участники  конгломерата  имеют широкую автономию в производственной и финансовой политике.  Конгломерат  может включать в себя предприятия различной отраслевой направленности. Смысл  создания   конгломерата  заключается в том, чтобы обезопасить вложенные средства и обеспечить устойчивое получение прибыли в масштабах всего объединения.

   Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

   Одним из самых известных компаний-конгломератов является General Electric.

   Особенности   конгломератов:

- интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

- объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но полностью финансово зависимы от головной компании;

Информация о работе Понятие корпорации