Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

Оглавление

Введение
Основные политические права и свободы
- Право граждан на участия в управлении делами государства
- Право гражданина быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления
- Право граждан на равный доступ к государственной службе
- Право участие граждан в отправлении правосудия
- Право граждан на коллективное обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления
- Право граждан на свободу мысли и слова
- Право граждан на свободу печати и информации
- Право граждан на объединение
- Право граждан на собрание
Вывод
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

кр нов.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В демократическом государстве, которым  Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы  человека и гражданина как базис  правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко  отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

В Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», но на данном этапе  развития в России еще только продолжается формирование истинного уважения к  человеку и гражданину, а также  к его правам и свободам. Проблема прав и свобод человека и гражданина, в том числе и политических, в нашей стране весьма актуальна. Одной из важнейших задач на данном этапе построения демократии в нашей  стране, является преодоление такого известного и весьма сложного явления  как правовой нигилизм, а также  необходимость развития в нашем  обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая бы позволила  обществу четко ориентироваться  в оценке политической и социальной деятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическую грамотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому, что бы каждый гражданин в  нашем государстве знал свои права, права других людей, мог в них  ориентироваться, и самое главное  – мог ими пользоваться в полной мере. И именно в силу этого, я  считаю, крайней степени актуально  изучение вопросов, касающихся прав и  свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В моей работе затронута  проблема узкой направленности в  области прав и свобод – проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именно эта категория  прав и свобод, на мой взгляд, в  наибольшей мере показывает реализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа». Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти  права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к  тому же, в последние годы обострилась  такая проблема как пренебрежение  граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового  нигилизма.

Рассмотрим  подробнее  характеристику основных политических права и свобод человека и гражданина.

Основные политические права и  свободы

Политические  права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума  в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы  создают условия для закрепления  связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права  и свобод, во многом зависит прочность  устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем  политические права и свободы  развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре  на уважение к человеку.

Политические  права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными делами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных в Конституции  РФ основных политических прав и свобод  относятся:

право на свободу мысли, ст.29 п.1

право беспрепятственно придерживаться своих  мнений, ст.29 п.3

право получать и распространять информацию,ст.29 п.4

право печати и информации,ст.29 п.5

право на объединения,ст.30 п.1

право беспрепятственно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем,ст.31п2

право на мирные собрания,ст.31 п.1

право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных  дел как непосредственно, так  и через своих представителей,ст.32 п.1

право избирать и быть избранными и др.,ст.32 п.2

право равного доступа к государственной службе,ст.32п.4

право участвовать в отправлении правосудия ,ст.32 п.5

право обращения ,ст.33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан  состоит из двух взаимосвязанных  подсистем. Первая из них включает в  себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и  деятельности государства и его  органов. Сюда мы относим: избирательное  право; право на референдум; право  петиций . Вторая группа субъективных  прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и  печати; свобода союзов; свобода собраний .

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции  Российской Федерации.

Основные  политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно  с достижения 18-летия устанавливается полная дееспособность гражданина. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

Переходим непосредственно к определению  круга политических прав и свобод.

Право граждан на участия  в управлении делами государства

Прежде  всего следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все  иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства  которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин,без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении  государственных дел как непосредственно,  так и через посредство свободно  выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным  на подлинных переодических выборах,  производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране  на общих условиях равенства  к государственной службе.

Право участия в управлении делами государства  адресовано каждому гражданину, а  не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в  управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Что касается опоследовательного осуществления  народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание  на следующее. В ранее действовавшей Конституци говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть  "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти  уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к статье 10). 

В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного  осуществления народом принадлежащей  ему власти, имеющие наибольшую со-циальную значимость: референдум и выборы.

Референдум  есть голосование по тому или иному  вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической  силой и в каком-либо утверждении  не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84).

Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании , но и право  требовать  выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты обще народного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается не путем референдума).

Если  же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для  его постановки на референдум, а  у индивида или группы индивидов  возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного  явления  общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца17 века .

Выборы  – наиболее часто и широко применяемая  форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения  должностей.

Свободными  считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,

Согласно  Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и  депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой  статьи 81 и части второй статьи 96).

Именно  референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

Избирательное право граждан наступает с  момента их совершеннолетия, когда  гражданин становится (как и указывалось  выше) полностью дееспособным лицом  и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами  и свободами.

Важным  правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Право гражданина быть избранным  в органы государственной власти и местного самоуправления

“Граждане Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме” (ст.32 п.2Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать  кандидатов на те или иные посты  в соответствии с действующим  законодательством ,либо позднее и  с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Избирательное право подразделяется  на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера  того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Необходимо  отметить, как активное, так и  пассивное избирательное право  реализуется гражданами абсолютно  добровольно.

Избирательное право в Российской Федерации  является всеобщим, равным и прямым,  при тайном голосовании. 

а. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (ст.32 п.3Конституции РФ).

Информация о работе Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ