Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:37, реферат
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это -- сердцевина конституционного строя.
Рассмотрим развитие и реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования любой конституции, -- права и свободы человека и гражданина, которые характеризуются в ст.2 Конституции Российской Федерации как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Понятие и развитие прав. Личные (гражданские) права, их сущность. Реализация политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права. Конституционные нормы, закрепляющие положение человека и гражданина в российском обществе и государстве.
Введение
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это -- сердцевина конституционного строя.
Рассмотрим развитие и реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования любой конституции, -- права и свободы человека и гражданина, которые характеризуются в ст.2 Конституции Российской Федерации как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Перечень конституционных прав и свобод и их конституционные гарантии в основном выглядят безупречно. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране далеко не безоблачна -- конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются, и сегодня, более десять лет после принятия Конституции и вступления ее в силу, сколько-нибудь существенного улучшения не видно.
Многие, в том числе и правоведы, оценивают это десятилетие различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно, что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция пока что не выполнила своей интегративной задачи. Может ли она выполнить ее в дальнейшем -- вопрос, на который следует ответить в результате всестороннего анализа ее десятилетнего воздействия на общество, который, естественно, невозможен в рамках статьи, посвященной лишь одной из конституционных проблем.
К сожалению, реализация Конституции Российской Федерации пока что во многом не оправдывает надежд ее разработчиков. Впрочем, сейчас вполне очевидно, что такие ожидания не имели под собой сколько-нибудь заметных социальных оснований.
Рассмотрим развитие и реализацию одного из главных конституционных институтов, составляющего смысл существования любой конституции -- права и свободы человека и гражданина, которые характеризуются в ст.2 Конституции Российской Федерации как высшая ценность, подлежащая признанию, соблюдению и защите государством.
Перечень конституционных прав и свобод и их конституционные гарантии в основном выглядят безупречно. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране далеко не безоблачна -- конституционные и законодательные гарантии нередко не соблюдаются, и сегодня, спустя десять лет после принятия Конституции и вступления ее в силу, сколько-нибудь существенного улучшения не видно.
Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы - изучение основных личных прав и свобод человека в РФ.
Задачами курсовой работы в связи с указанной темой являются:
§ Изучить понятие и содержание прав и свобод;
§ Изучить основные конституционные права и свободы, и классификацию;
§ Рассмотреть конституционные гарантии прав человека по конституции РФ.
1. Понятие и развитие прав
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие "свобода", идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем "свобода" при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей.
В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Наиболее важным является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.
Одно из оснований такой классификации - генерационное (от лат. generatio - рождение, размножение, поколение). Согласно этому подходу права могут быть отнесены к поколениям прав человека, под которыми понимаются основные этапы развития этих прав, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.
В настоящее время можно выделить четыре поколения прав человека.
Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, отражающих так называемую "негативную" свободу, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: " Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное". Коркунов Н.М. Общественное значение права. - СПб., 1892. - С. 76.
Права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются лишь "социальными притязаниями", т.е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на перераспределение национального дохода в пользу социально слабых.
Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в XIX в. В процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса.
Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами.
Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже, несмотря на то, что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер"11 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).
Признание второго поколения прав человека означало существенные изменения в их концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.11 Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. - 2003. - N 43. - С 87.
По мнению Е.А. Лукашевой, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией). Подобная точка зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникации. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., международных пактах 1966г. и др.).
Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX в. По мнению Ф.М. Рудинского, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности, связанных с клонированием и другими открытиями в области биологии.
А.Б. Венгеров называет четвертое поколение правами человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.). "Четвертое поколение - это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества".11 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - М., 2004.- С 169.
О.Ю. Малинова предполагает, что "возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав". Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института : учеб. пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. - Спб., 2003. - С 83. Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты новых прав со старыми. В результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.
2. Права и свободы по
В зависимости от содержания права человека можно подразделить на лчные, плитические, эономические, социальные и культурные права и свободы.
Данный вид классификации является традиционным, так как перечисленные группы прав закреплены в международных и национальных документах. Конституция РФ также придерживается этого деления, хотя это не выражается напрямую, но прослеживается в порядке следования статей.
2.1 Личные права и свободы
Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.
Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. К таким правам следует отнести право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) и др.
2.2 Политические права и свободы
Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.
2.3 Экономические, социальные и культурные права
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.
Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Такими правами являются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. 35), свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и др.