Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности опекунских семей как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: Семьи, берущие детей под опеку или попечительство, сталкиваются с большим количеством проблем, связанных как с воспитанием, так и с государственными учреждениями.
Задачи:
Определить основные формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей:
Изучить содержание статей, связанных с проблематикой опекунских семей;
Провести анкетирование, связанное с выявлением наиболее острых проблем в данных семьях.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………4
1.1. Глава 1.1.Формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….4
1.2. Характеристика проблем опекунских семей……………………………13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………20
2.1. Характеристика респондентов исследования и процедура исследования……………………………………………………………………..20
2.2. Анализ эмпирического исследования……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...…34
Изучая различные статьи, удалось выяснить, что для многих приемных родителей проблемами являются, что приемные дети поначалу могут прятать еду под подушку, не знать, как пользоваться кастрюлей или чайником, или что такое поп-корн. [18]
Так же для семей с приемными детьми образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность. Традиционный стереотип в отношении детей из детских домов – «все они умственно отсталые и потенциальные преступники». Очевидно, что предубеждения в отношении таких детей – это тоже форма насилия, эмоционального насилия, результатом которого является социальное отвержение, априори лишающее этих детей шансов на восстановление.
Часто дети из детских домов обладают слабой произвольностью и недостатком самоконтроля. Дети, о которых плохо заботились, не умеют заботиться о себе сами. Самостоятельными (не одинокими и одичавшими, а именно самостоятельными) они бывают крайне редко. Потому что изначально благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых, дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются основы навыков самообслуживания, которые в дальнейшем закрепляются непосредственным обучением, опять-таки со стороны взрослых. [19]
Данные проблемы приходится решать родителям совместно с педагогами, чтобы ребенок смог влиться в новую жизнь и его не угнетали стереотипы по отношению к нему.
Маленькие детдомовцы страдают огромным количеством комплексов, зачастую бывают обиженными не только на настоящих папу и маму , но и на весь свет в целом.
Такое отношение к людям, даже к тем, которые не сделали им ничего плохого, ведет к появлению серьезных проблем в новой семье.
Многие приемные родители ошибочно полагают, что для того чтобы излечить малыша от негативных воспоминаний и привычек будет достаточно их безграничной любви и преданности. Психологи предупреждают: этого будет недостаточно.
Большинству сирот необходим курс профессиональной психологической коррекции вкупе с постоянной работой родителей, которые должны не только понимать и любить ребенка, но и следовать советам специалиста, который подскажет, как преодолеть возможные неприятности.
Специалисты отмечают, что дети, которые пережили в своей жизни физическое насилие, очень часто проявляются неуважение к взрослым, открыто демонстрируют свое потребительское отношение к ним.
Как правило, у таких детишек отсутствует чувство привязанности.
Так же хотелось бы отметить, что приемные и опекунские семьи сталкиваются с различными проблемами задолго до появления такого ребенка в семье.
В различных статьях и интернет отзывах отмечается , что будущим приемным родителям и опекунам не нравится, что процедура усыновления и очень длительная и включает в себя: характеристики с места работы, справки о доходах, копия лицевого счета из домоуправления, автобиографии, характеристика от участкового милиционера, справки из УВД об отсутствии судимости за членовредительство и убийство, которые ждут обычно, целый месяц, посещение поликлиники, платная флюорография и поход в четыре диспансера, один из которых, естественно, кожно- венерологический, требуют написать, каковы планы семьи в предстоящем усыновлении ребенка. Потом работник ГОРОНО обследует квартиру и выдает заключение. Далее назначается дата суда, предпоследним этапом в процессе усыновления является официальное направление на осмотр выбранного ребенка. Там знакомят с документами ребенка: кто его мама, как прошли роды, чем болел, как себя ведет, но как отмечается многими семьями, в дальнейшем оказывается, что 90 % содержимого медицинской карты – неправда. И последним этапом является официальное заключение суда о передаче ребенка.[7]
Все выше сказанное говорит о том, что приемные и опекунские семьи сталкиваются с проблемами в разные этапы появления ребенка в семье. Часто, из-за вышеперечисленных проблем, от таких детей отказываются или жизнь с ними становится, не выносима, поэтому помощь специалистов совершенно необходима как перед усыновлением, так и в первое время после, а потом периодически на протяжении длительного времени. Эта помощь направлена на то, чтобы родители, решившие усыновить ребенка, имели достаточное понимание своих сознательных и бессознательных мотивов этого чрезвычайно ответственного решения, чтобы уменьшить количество разочарований, неоправданных надежд. Психологи, психотерапевты, социальные работники обладают необходимой информацией и знаниями о правовых и социальных аспектах усыновления, особенностях психологии нормального ребенка и ребенка с особенностями развития, могут помочь быть достаточно подготовленными к этой новой, непростой, но насыщенной, интересной жизни. Приемные родители должны иметь представления о переживаниях брошенного ребенка, ребенка, пережившего горе и быть готовыми помогать ему - это преодолевать. [20]
Данный материал является обобщенным и может не нести в себе глубокий смысл. Возможно не удалось затронуть более важные проблемы данных семей. Поэтому наиболее важной частью станет проведение исследования, в котором предстоит опросить опекунские семьи и узнать на практике, какие проблемы в большей степени важны для опекунских и приемных семей.
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Характеристика респондентов исследования и процедура исследования.
Для проведения исследования, по выявлению проблем, связанных с жизнеустройством детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было взять десять семей, в которых есть опекаемые дети. Данные семьи характеризуются с положительной стороны, замечаний со стороны органов опеки к данным семьям отсутствуют, документы по распределению денег, выделяемых на воспитание ребенка, сдают в срок. Опекунов, характеризуют на месте работы, как ответственных рабочих. Дети, находящиеся под опекой, в школе характеризуются, как умные и способные, проблем с поведением в школе нет, успеваемость хорошая.
Исследование проводилось на базе опекунских семей, проживающих в поселке Аркуль Нолинского района Кировской области. Интервьюирование и анкетирование проводилось с каждым опекуном индивидуально. Респонденты положительно отзывались о теме исследования и были расположены к беседе.
В ходе проведения интервью с десятью респондентами, удалось выявить такие данные как:
Для выявления этих данных использовались такие вопросы интервью:
Рассказы респондентов будут вестись от первого лица.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 1:
Артем в нашу семью попал после автокатастрофы, в которой погибли его родители. Артему на тот момент было семь лет, он очень веселый и общительный мальчик, проблем с ним практически не возникает вот уже на протяжении пяти лет. Во время опеки мы столкнулись с небольшой проблемой, которая связанна с тем, что мы уже люди преклонного возраста и именно поэтому нам оформляли документы с нежеланием. Можно сказать, что нам повезло в том, что желающих кроме нас оформить опеку не было. Артем сразу же согласился переехать к нам, потому что мы общались с ним и его родителями достаточно тесно.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 2:
Катя в нашей семье живет еще не очень давно, всего год. Она оказалась в нашей семье из-за того, что ее родителей лишили родительских прав, потому что они злоупотребляли спиртными напитками и практически не следили за дочкой. Мы с мужем сразу же решили взять девочку к себе под опеку, ведь у нас дочка одного возраста, им обеим по 7 лет, да и я ей прихожусь родной тетей. Трудностей с оформлением опеки мы не почувствовали все оформилось достаточно быстро. Желающих взять Катю кроме нас не было.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 3:
Я оформила опеку над Машей около трех лет назад, когда ее мама умерла, а папы у девочки нет. Маша появилась в нашей семье, когда ей было четырнадцать лет, у нее есть еще брат Саша, которому на период смерти матери было уже 19, и опеку над ним оформлять не пришлось, но он так же считается членом нашей семьи. Особых трудностей при оформлении опеки я не заметила, только не понравилось, что надо было собирать много документов. Машу хотели взять еще родственники из Казани, но Маша сама захотела остаться на родине, ее мнение было решающим в вопросе кто оформит опеку.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 4:
Перед оформлением опеки над Димой, мы прошли достаточно сложную процедуру по лишению родительских прав его родных родителей, но на Диму, слава богу, это не повлияло, потому что ему на тот период было около трех лет и он практически ничего не помнит. Родителей мы лишили родительских прав из-за того, что они любили выпивать, и мы боялись за его жизнь. Мой муж приходится родным братом матери Димы, поэтому опеку мы оформили без трудностей. Как только мы оформили опеку над Димой, то сразу переехали из родного города, чтобы его родители не травмировали психику ребенка. Дима уже у нас живет десять лет, и мы его считаем родным сыном.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 5:
Наша история обычная родители умерли - ребенка никто не хотел забирать, и мы как бабушка и дедушка взяли на себя эту ответственность. Когда Коля оказался у нас, ему было десять лет, сейчас ему уже четырнадцать. Трудностей при оформлении опеки не было, но в силу возраста сложно было проходить медицинскую комиссию.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 6:
Мы взяли Сашу после смерти ее родителей, как любые любящие бабушка и дедушка. Она растет в нашей семье вот уже шесть лет, сейчас ей тринадцать лет. Девочка очень умная и способная, но как и с любым ребенком мы сталкиваемся с различными проблемами. При оформлении опекунства никаких серьезных проблем нам не встретилось, только не понравилось, что просят собрать много документов. Желающие оформить опеку над Сашей, конечно, были, но мы настояли, чтобы она воспитывалась у нас, ведь кроме нее у нас никого не осталось.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 7:
Мы оформили опеку над Ваней шесть лет назад, когда трагически погибли его родители. Я ему прихожусь родной тетей. На тот период Ване было 12 лет. Документы мы оформили быстро, каких-то проблем при оформлении документов, я не заметила, желающими оформить опеку, мы были единственные.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 8:
Женю мы взяли в свою семью, когда ее родителей лишили родительских прав. Она уже является членом нашей семьи девять лет, сейчас ей пятнадцать. При оформлении документов я проблем не заметил, только сильно уставал при сборе документов. Жене я прихожусь дядей.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 9:
Над оформлением опекунства над Оксаной мы долго думали, потому что были родственники, которые хотели забрать Оксану после смерти матери к себе, но муж настоял, что роднее тети у нее никого нет, поэтому я и решилась оформить опеку. Оксана в нашей семье живет всего пол года, ей 10 лет. Документы мы оформили быстро, каких-то серьезных проблем не заметили.
Результаты интервью с респондентом из семьи № 10:
Опекунство над Ваней мы оформили семь лет назад, у нас с мужем нет своих детей, поэтому решили взять ребенка из детского дома. Когда мы оформляли опеку, Ване было три года. При оформлении мы столкнулись с тем, что нас долго спрашивали, почему мы оформляем опеку, а не усыновляем ребенка.
В ходе интервью было опрошено десять респондентов из опекунских семей. Люди шли на контакт хорошо, не уклонялись от ответов. В ходе анализа интервью респондентов удалось выяснить что: