Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности опекунских семей как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: Семьи, берущие детей под опеку или попечительство, сталкиваются с большим количеством проблем, связанных как с воспитанием, так и с государственными учреждениями.
Задачи:
Определить основные формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей:
Изучить содержание статей, связанных с проблематикой опекунских семей;
Провести анкетирование, связанное с выявлением наиболее острых проблем в данных семьях.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………4
1.1. Глава 1.1.Формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….4
1.2. Характеристика проблем опекунских семей……………………………13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………20
2.1. Характеристика респондентов исследования и процедура исследования……………………………………………………………………..20
2.2. Анализ эмпирического исследования……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...…34
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Социально – гуманитарный факультет
Кафедра социальной работы
Курсовая работа
Особенности опекунской семьи как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Выполнила студентка III курса
Социально – гуманитарного факультета
Заболотская Юлия Леонидовна
_______________________/
Проверила:
Лучинина Марина Ивановна
_______________________/
Киров 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
жизнеустройства детей сирот и детей
оставшихся без попечения родителей………………………………………………………
1.1. Глава 1.1.Формы жизнеустройства
детей сирот и детей оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………
1.2. Характеристика проблем опекунских семей……………………………13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………20
2.1. Характеристика респондентов
исследования и процедура
2.2. Анализ эмпирического исследования……………………………………..27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Приложения……………………………………………………
Введение.
В настоящее время России происходит катастрофическое уменьшение населения в основном за счет самой молодой возрастной группы 0-9 лет. За десять лет эта группа уменьшилась на десять миллионов человек. В то же время в стране сейчас около 800 тысяч детей-сирот. Большинство из них социальные сироты. Это дети-сироты при живых родителях. Исследования отечественных психологов показали, что ребенок, воспитанный в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, имеет низкую самооценку, с трудом осознает сою идентичность. Он не имеет представления о положительной модели семьи и коллектива, хотя его жизнь проходит в окружении людей. Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие ведут противоправную жизнь.[2]
В связи с улучшением демографической ситуации в России развивается институт замещающей семьи, то есть семья принявшей ребенка-сироту на воспитание.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Право ребенка иметь семью признанно в России неотъемлемым на всех уровнях от бытового до нормативно-законодательного [ 5].
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство, которые устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания.
Часто, в семьях, имеющих детей под опекой, возникают различные проблемы, поэтому целью курсовой будет являться – изучение проблем опекунских семей. [2]
Объектом исследования являются формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования данной работы являются проблемы опекунских семей.
Цель курсовой работы – определить особенности опекунских семей как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: Семьи, берущие детей под опеку или попечительство, сталкиваются с большим количеством проблем, связанных как с воспитанием, так и с государственными учреждениями.
Задачи:
В работе были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы и статей по опеке и попечительству;
- анкетирование;
- интервью;
Глава 1 Теоретические основы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Глава 1.1.Формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
После того, как ребенок признается по закону социальным сиротой, есть несколько путей устройства его судьбы. Международная Конвенция прав ребенка и действующее российское законодательство провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. В соответствии со ст.123 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[3]
В нашей стране существуют различные формы устройства детей-сирот, их можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Последние иногда называют альтернативными формами устройства детей. [13]
Государственные формы в свою очередь делятся на:
Семейными формами жизнеустройства детей являются усыновление и опека (попечительство). [13]
Опека и попечительство являются наиболее распространенными семейными формами устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опека и попечительство помогает устроить детей в семьи и тем самым регулирует семейно-государственные и родительско-детские отношения.
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. [6]
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. [12] Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). [10] Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. Так, В 2002 г. в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство). В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. [15]
Основными законами для опеки и по попечительства по соблюдению прав и интересов являются Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации и Федеральный закон по опеке и попечительству, принятый государственной думой 11 апреля 2008 года.
В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами.[11] Эта формулировка является неточной, поскольку ГК РФ не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.
В Федеральном законе опека и попечительство трактуются как:
1) Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;[14]
Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Но опекуном или попечителем не может стать гражданин, лишенный родительских прав, даже если он удовлетворяет все указанные условия.
Опекунами или попечителями не могут также стать лица:
1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;
2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;
3) у которых дети были
отобраны без лишения
4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
5) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.[7]
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
При установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований. Ведь основная задача опеки и попечительства - это создание для несовершеннолетнего, условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам. Конечно лучше, чтобы ребенок знал своего опекуна (попечителя) до установления опеки или попечительства. Поэтому опекуна или попечителя для несовершеннолетнего стараются подбирать из числа его родственников или людей, с которыми ребенок хорошо знаком.[4]
Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. [14]
Согласно Федеральному закону об опеке и попечительстве опекун обязан:
1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).