Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности опекунских семей как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: Семьи, берущие детей под опеку или попечительство, сталкиваются с большим количеством проблем, связанных как с воспитанием, так и с государственными учреждениями.
Задачи:
Определить основные формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей:
Изучить содержание статей, связанных с проблематикой опекунских семей;
Провести анкетирование, связанное с выявлением наиболее острых проблем в данных семьях.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………4
1.1. Глава 1.1.Формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….4
1.2. Характеристика проблем опекунских семей……………………………13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………20
2.1. Характеристика респондентов исследования и процедура исследования……………………………………………………………………..20
2.2. Анализ эмпирического исследования……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...…34
2. Отчет опекуна или
попечителя должен содержать
сведения о состоянии
3. Отчет опекуна или
попечителя утверждается
4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.
5. Отчет опекуна или
попечителя хранится в личном
деле подопечного. Правила ведения
личных дел подопечных, форма
отчета опекуна или попечителя
устанавливаются
Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.
Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. [14]
Органом опеки и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.
Кроме этого осуществляется государственная поддержка опеки и попечительства:
Таким образом, опека и попечительство охватывает огромное количество законодательных актов, затрагивает все стороны жизни опекунов и подопечных, ведет регулирование жизни в опекунских семьях, но кроме этих форм жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, как говорилось выше, существуют государственные и государственно общественные формы жизнеустройства детей. Но поскольку наиболее распространенными формами жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство, стоит обратить внимание, что часто опекунские семьи сталкиваются огромным количеством проблем, которые могут мешать правильной адаптации ребенка в семье. Следует обратить особое внимание на более часто встречающиеся проблемы в данных семьях и уделить второй параграф первой главы проблемам, освещенным в различных статьях.
Глава 1.2. Характеристика проблем опекунских семей.
В любой семье всегда достаточно проблем, а в опекунских, где воспитывают внуков, племянников или приемных детей, число проблем увеличивается. Трудности начинаются с первого дня приема ребенка в семью, с адаптации в семье. Решение этого вопроса зависит как от ряда социокультурных проблем, так и психологических характеристик опекуна и подопечного. Общение с ребенком сложнее происходит у тех опекунов, которые взяли детей из детского дома, и у тех которые взяли под опеку подростка. Практика показала, что, если подростков из детского дома берет полня семья, в которой есть еще дети, то успех адаптации обеспечен. Даже если в полной молодой семье нет своих детей, то при волевом начале опекунов (особенно мужа), подростки как правило, адаптируются в ней. [4]
Любые семьи, имеющие приемных детей как правило проходят через несколько этапов становления. В течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:
1. «Ядерный шлейф»
или стресс, связанный с нерешенными
проблемами приемной семьи (до 6 мес.).
Семья переживает структурные
изменения, связанные с включением
в нее новых членов. Приемные
дети пытаются воспроизвести
привычные стереотипы
Для приемных родителей рекомендуется установление более открытых границ между членами семьи и введение некоторых ограничений во взаимодействии с окружением (соседями, друзьями). Необходимо научиться принимать решения совместно, это поможет при сплочении семьи.
2. Этап перестройки, формирование новой детской подсистемы, актуализация борьбы психологических защит между родительской и детской подсистем (7 – 12 мес.). Ощущение эмоционального неблагополучия повышается у кровных детей. Они начинают чувствовать себя «неэффективными».
В этот период родителям необходимо фиксировать свое внимание на достижениях как приемных, так и кровных детей.
Практически весь первый год в приемных семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей.
К концу первого года семья должна выработать новые правила поведения и правила использования методов поощрения и наказания.
3. Завершение «первой
волны» перестройки семьи. Приемная
семья начинает выступать в
новом качестве –
3. Этап отделения приемных
детей. Это «новая волна» перестройки
семьи (до 42 мес.). К 3 годам начинается
новый этап в отношениях, пик
которого приходится на 3,5 года. Кровные
дети покидают дом, а приемные
дети начинают переживать
Возрастает уровень неудовлетворенности у матерей. Они начинают ощущать свою ненужность для детей, возникает боль от близости «пустого гнезда». В этот период необходима близость в супружеских подсистемах, что поможет создать разумную автономию для приемного ребенка.
4. Начало нового цикла «ожидания пустого гнезда». Детская подсистема становится более автономной, в связи с чем семейная система окончательно переструктурируется (48-60 мес.). Кризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье. [16]
Как правило, именно в данные этапы становления семейных отношений семьи сталкиваются с различными проблемами.
Стоит отметить, что дети младшего школьного и дошкольного возраста охотнее и быстрее идут на контакт, привыкают к новой обстановке и проявляют свой характер. Поэтому в таком случае легче обратить внимание на какую-то проблему в поведении или характере ребенка и начать заниматься ею. Подростки же чаще более замкнуты, закрыты от влияния посторонних пока для них людей, с ними сложнее установить контакт. [17]
Перед началом курсовой работы, было проанализировано много статей, связанных с опекой и попечительством, при анализе которых было выявлено, что проблемы касаются не только опекунов, но и самих подопечных.
Анализируя статьи, удалось выявить так же и другие проблемы. В статье «Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства» Михеевой, Л. Ю. указывается, что Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. [8]
Так же анализируя статьи, было замечено, что семьи, имеющие приемных детей, имеют и психологические проблемы.
В процессе психологической работы выясняется, что все это является следствием отношения к поведению ребенка (детей) в семье. Это поведение характеризуется тем, что ребенок "не слушается, не делает то, что ему говорят", "все делает по-своему, все делает не так", "бегает, бесится, кричит, мешает отдыхать", "пристает с глупыми вопросами", "обманывает, врет, ворует деньги из дома, лазит по карманам и шкафам", "все делает назло, проявляется глупая настырность", "не знает никакой меры". Отметим, что речь идет о детях 5–9 лет.
Поведение родителей характеризуется тем, что они кричат на детей, лишают сладкого, а то и ужина, запрещают смотреть телевизор и играть на компьютере, часто наказывают физически. "Я не могу сдерживаться", "я чувствую постоянное напряжение от необходимости постоянно уделять ребенку внимание", "меня тяготит, что я должна его воспитывать", "постоянно накапливается негатив", "время от времени растет желание отомстить ему" – вот что говорят родители о своем состоянии и своих переживаниях. [9]
В процессе психокоррекционной работы выясняется ряд установок, убеждений родителей данных семей.
1."Он не такой,
он должен быть другим, я хочу,
чтобы он стал другим". Смыслом
этих убеждений является то, что
ребенок не соответствует неким
(всегда абстрактным и
2. Вторым убеждением является, что "это отнимает много сил и времени, я не думала, что моя жизнь должна быть полностью подчинена ребенку". Привычный, устоявшийся за много лет уклад жизни рушится. Необходимо много сил, времени и внимания уделять приемному ребенку. А по сути чужому человеку. чужой человек вторгается в жизнь и ломает уже привычное и комфортное существование. От "благих намерений" не остается и следа. Мы наблюдаем достаточно жесткую ломку жизненных стереотипов, что далеко не каждый может вынести. Не каждый может адаптироваться к новым условиям жизни. Эта ломка стереотипов становится выраженным стрессом для приемных родителей, что приводит к известным нарушениям, как к психологическим, так и соматическим. А ведь даже заведение дома рыбок требует некоторой перестройки образа жизни (кормление, уход). Но аквариум можно выбросить. А куда девать живого ребенка? Не зря будущие родители берут детей в семью "на пробу", временно, чтобы если что, можно было "вернуть" неугодного ребенка. [1]
Основные проблемы детей в приемных семьях можно назвать кризисом взаимоотношений. В данном кризисе выделяются четыре причины: