Особенности опекунской семьи как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить особенности опекунских семей как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза: Семьи, берущие детей под опеку или попечительство, сталкиваются с большим количеством проблем, связанных как с воспитанием, так и с государственными учреждениями.
Задачи:
Определить основные формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей:
Изучить содержание статей, связанных с проблематикой опекунских семей;
Провести анкетирование, связанное с выявлением наиболее острых проблем в данных семьях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………4
1.1. Глава 1.1.Формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….4
1.2. Характеристика проблем опекунских семей……………………………13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей…………………………………20
2.1. Характеристика респондентов исследования и процедура исследования……………………………………………………………………..20
2.2. Анализ эмпирического исследования……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.75 Кб (Скачать)

2. Отчет опекуна или  попечителя должен содержать  сведения о состоянии имущества  и месте его хранения, приобретении  имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления  имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества  подопечного. В отчете опекуна  или попечителя также должны  быть указаны даты получения  сумм со счета подопечного  и даты произведенных за счет  этих сумм затрат для нужд подопечного.

3. Отчет опекуна или  попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или  попечителя хранится в личном  деле подопечного. Правила ведения  личных дел подопечных, форма  отчета опекуна или попечителя  устанавливаются Правительством  Российской Федерации.[14]

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. [14]

Органом опеки и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.

Кроме этого осуществляется государственная поддержка опеки и попечительства:

    1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
    2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
    3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
    4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. [2]

Таким образом, опека и попечительство охватывает огромное количество законодательных актов, затрагивает все стороны жизни опекунов и подопечных, ведет регулирование жизни в опекунских семьях, но кроме этих форм жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, как говорилось выше, существуют государственные и государственно общественные формы жизнеустройства детей. Но поскольку наиболее распространенными формами жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство, стоит обратить внимание, что часто опекунские семьи сталкиваются огромным количеством проблем, которые могут мешать правильной адаптации ребенка в семье. Следует обратить особое внимание на более часто встречающиеся проблемы в данных семьях и уделить второй параграф первой главы проблемам, освещенным в различных статьях.

 

Глава 1.2. Характеристика проблем опекунских семей. 

В любой семье всегда достаточно проблем, а в опекунских, где воспитывают внуков, племянников или приемных детей, число проблем увеличивается. Трудности начинаются с первого дня приема ребенка в семью, с адаптации в семье. Решение этого вопроса зависит как от ряда социокультурных проблем, так и психологических характеристик опекуна и подопечного. Общение с ребенком сложнее происходит у тех опекунов, которые взяли детей из детского дома, и у тех которые взяли под опеку подростка. Практика показала, что, если подростков из детского дома берет полня семья, в которой есть еще дети, то успех адаптации обеспечен. Даже если в полной молодой семье нет своих детей, то при волевом начале опекунов (особенно мужа), подростки как правило, адаптируются в ней. [4]

Любые семьи, имеющие приемных детей как правило проходят через несколько этапов становления. В течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:

1.  «Ядерный шлейф»  или стресс, связанный с нерешенными  проблемами приемной семьи (до 6 мес.). Семья переживает структурные  изменения, связанные с включением  в нее новых членов. Приемные  дети пытаются воспроизвести  привычные стереотипы поведения. Они начинают идеализировать  биологическую семью. Приемные родители  идеализируют образ сплоченности  биологической семьи приемного  ребенка. У приемных матерей увеличивается  эмоциональная нагрузка. Члены семьи  ожидают от нее исполнение  роли лидера. Статус приемных  отцов резко снижается.

Для приемных родителей рекомендуется установление более открытых границ между членами семьи и введение некоторых ограничений во взаимодействии с окружением (соседями, друзьями). Необходимо научиться принимать решения совместно, это поможет при сплочении семьи.

2. Этап перестройки, формирование  новой детской подсистемы, актуализация  борьбы психологических защит  между родительской и детской  подсистем (7 – 12 мес.). Ощущение эмоционального  неблагополучия повышается у кровных детей. Они начинают чувствовать себя «неэффективными».

В этот период родителям необходимо фиксировать свое внимание на достижениях как приемных, так и кровных детей.

Практически весь первый год в приемных семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей.

К концу первого года семья должна выработать новые правила поведения и правила использования методов поощрения и наказания.

3. Завершение «первой  волны» перестройки семьи. Приемная  семья начинает выступать в  новом качестве – профессиональной  замещающей семьи (до 24 мес.). К началу  второго года у детей наблюдается  первый пик состояния эмоционального  благополучия. Это способствует  большей раскрепощенности, активности детей. Начинает повышаться уровень агрессивности детей, может проявляться и асоциальное поведение. В тех семьях, где дети чувствуют принятие, они совершают различные неблагоприятные поступки дома (чаще всего это воровство). В семьях, где есть определенная холодность в отношениях, дети воруют у учителей в школе или воспитателей детском саду. Это «проверка» на безусловность принятия. К 1,5 годам родители начинают испытывать чувство вины по отношению к приемным детям.

3.  Этап отделения приемных  детей. Это «новая волна» перестройки  семьи (до 42 мес.). К 3 годам начинается  новый этап в отношениях, пик  которого приходится на 3,5 года. Кровные  дети покидают дом, а приемные  дети начинают переживать кризисы  подросткового возраста. Приемная  семья начинает переживать новую  волну переструктурирования. Повышается уровень конфликтности в семье. Могут возобновиться случаи обмана и воровства детей.

Возрастает уровень неудовлетворенности у матерей. Они начинают ощущать свою ненужность для детей, возникает боль от близости «пустого гнезда». В этот период необходима близость в супружеских подсистемах, что поможет создать разумную автономию для приемного ребенка.

4. Начало нового цикла  «ожидания пустого гнезда». Детская  подсистема становится более  автономной, в связи с чем семейная система окончательно переструктурируется (48-60 мес.). Кризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье. [16]

Как правило, именно в данные этапы становления семейных отношений семьи сталкиваются с различными проблемами.

Стоит отметить, что дети младшего школьного и дошкольного возраста охотнее и быстрее идут на контакт, привыкают к новой обстановке и проявляют свой характер. Поэтому в таком случае легче обратить внимание на какую-то проблему в поведении или характере ребенка и начать заниматься ею. Подростки же чаще более замкнуты, закрыты от влияния посторонних пока для них людей, с ними сложнее установить контакт.  [17]

Перед началом курсовой работы, было проанализировано много статей, связанных с опекой и попечительством, при анализе которых было выявлено, что проблемы касаются не только опекунов, но и самих подопечных.

Анализируя статьи, удалось выявить так же и другие проблемы. В статье «Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства» Михеевой, Л. Ю. указывается, что Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. [8]

Так же анализируя статьи, было замечено, что семьи, имеющие приемных детей, имеют и психологические проблемы.

 В процессе психологической работы выясняется, что все это является следствием отношения к поведению ребенка (детей) в семье. Это поведение характеризуется тем, что ребенок "не слушается, не делает то, что ему говорят", "все делает по-своему, все делает не так", "бегает, бесится, кричит, мешает отдыхать", "пристает с глупыми вопросами", "обманывает, врет, ворует деньги из дома, лазит по карманам и шкафам", "все делает назло, проявляется глупая настырность", "не знает никакой меры". Отметим, что речь идет о детях 5–9 лет.

Поведение родителей характеризуется тем, что они кричат на детей, лишают сладкого, а то и ужина, запрещают смотреть телевизор и играть на компьютере, часто наказывают физически. "Я не могу сдерживаться", "я чувствую постоянное напряжение от необходимости постоянно уделять ребенку внимание", "меня тяготит, что я должна его воспитывать", "постоянно накапливается негатив", "время от времени растет желание отомстить ему" – вот что говорят родители о своем состоянии и своих переживаниях. [9]

   В процессе психокоррекционной работы выясняется ряд установок, убеждений родителей данных семей.

   1."Он не такой, он должен быть другим, я хочу, чтобы он стал другим". Смыслом  этих убеждений является то, что  ребенок не соответствует неким (всегда абстрактным и неопределенным) стандартам. У родителей до усыновления (удочерения) в воображении, на основании "благих намерений", фильмов, книг формируется некий "идеальный", воображаемый образ ребенка, того, каким он должен быть. Но перед ними живой ребенок, уже имеющий какой-то жизненный опыт, стремления, желания. У родителей не сформированы отношения с ним и к нему, как это обычно бывает, когда воспитывают ребенка начиная с рождения.

2. Вторым убеждением является, что "это отнимает много сил и времени, я не думала, что моя жизнь должна быть полностью подчинена ребенку". Привычный, устоявшийся за много лет уклад жизни рушится. Необходимо много сил, времени и внимания уделять приемному ребенку. А по сути чужому человеку. чужой человек вторгается в жизнь и ломает уже привычное и комфортное существование. От "благих намерений" не остается и следа. Мы наблюдаем достаточно жесткую ломку жизненных стереотипов, что далеко не каждый может вынести. Не каждый может адаптироваться к новым условиям жизни. Эта ломка стереотипов становится выраженным стрессом для приемных родителей, что приводит к известным нарушениям, как к психологическим, так и соматическим. А ведь даже заведение дома рыбок требует некоторой перестройки образа  жизни (кормление, уход). Но аквариум можно выбросить. А куда девать живого ребенка? Не зря будущие родители берут детей в семью "на пробу", временно, чтобы если что, можно было "вернуть" неугодного ребенка. [1]

   Основные проблемы детей в приемных семьях можно назвать кризисом взаимоотношений. В данном кризисе выделяются четыре причины:

    1. Проявление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны – это и есть признак близости в отношениях.
    2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и  ожиданиям. Ухудшение поведения ребенка могут способствовать ошибки его приемных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребенка – он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства. Так же не следует приписывать малышу больше знаний и умений, чем у него есть.
    3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье.
    4. Предыдущий травмирующий опыт ребенка. Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше. [6]

Информация о работе Особенности опекунской семьи как формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей