Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
§1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………..................................................5
§1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………….9
§1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей………..14
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
§ 2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…………………25
§2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………………39
§2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………………52
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
§3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………………64
§3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………....68
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы…………………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Опека и Попечительство.docx

— 121.42 Кб (Скачать)

В ряде случаев полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять следующие учреждения:

-учреждения системы образования  (образовательные учреждения для  детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, образовательные  учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, и т. д.);

  • учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т. д.);
  • учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т. д.) и другие.21

Контроль за деятельностью органов  опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.  В настоящее время таким органом на федеральном уровне является Министерство образования и науки РФ.

Основными задачами органов опеки и попечительства в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об опеке  и попечительстве» является:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России «Об  организации и осуществлении  деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка),22 а также в российском законодательстве (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

Деятельность по защите права ребенка  жить и воспитываться в семье  предполагает следующие основные направления:

- профилактика социального сиротства;

-развитие различных форм семейного  устройства детей, оставшихся  без попечения родителей.

По данным государственной статистики, до 80% детей, оставшихся без попечения  родителей, составляют так называемые социальные сироты.23 Среди причин, по которым эти дети остались без попечения родителей, преобладают лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.

В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов опеки и  попечительства по защите права ребенка  на семью является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи.

В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа опеки  и попечительства должны рассматриваться  не только дети, оставшиеся без попечения  родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся  в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих  обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко  обращаются с ними.

Обязанность органов опеки и  попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости - и с другими категориями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства) должна быть закреплена в законодательстве субъекта Российской Федерации.24

Деятельность органа опеки и  попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

  • своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
  • организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
  • организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;
  • организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;

- организация комплексного социально-психологического  сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого  органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.

Действия органов опеки и  попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий  для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о  лишении родительских прав должно рассматриваться  в качестве крайней меры воздействия  на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом органам опеки и попечительства следует принять меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.25

Для решения перечисленных задач  в сфере профилактики социального  сиротства необходимо обеспечить создание дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.

В качестве первоочередных задач в сфере  устройства детей, в силу различных  причин уже оставшихся без родительского  попечения, следует рассматривать  развитие различных форм семейного  устройства таких детей как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей  в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение  защиты прав детей в замещающей семье.

С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54,123 Семейного кодекса Российской Федерации) устройство ребенка, оставшегося без  попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства.

В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки  и попечительства субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия в этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющим функции регионального оператора.

Реализация данного направления  требует планирования и организации  на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь населения  соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения  родителей.

Указанную информацию целесообразно  размещать там, где она доступна практически каждому:

  • на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в Интернете; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
  • в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т. д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).26

Размещаемая информация должна содержать  в том числе сведения о различных  формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые  следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в  семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т. д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.

При создании и распространении  информации о детях, оставшихся без  попечения родителей, следует руководствоваться  требованиями ст. 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью  необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.

При этом следует учитывать, что  передача сведений о ребенке в  региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семьи  граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.27

В связи с этим необходимо:

  • обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;
  • обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание. При наличии в субъекте Российской Федерации иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта Российской Федерации может быть установлено требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка (детей).

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  замещающей семьи.

Информация о работе Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание