Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
§1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………..................................................5
§1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………….9
§1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей………..14
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
§ 2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…………………25
§2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………………39
§2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………………52
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
§3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………………64
§3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………....68
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы…………………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Опека и Попечительство.docx

— 121.42 Кб (Скачать)

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании  брака недействительным суд может  принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Согласно  ч.3 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. На наш взгляд, данная норма противоречит основным началам, закрепленным общими положениями данного Федерального закона.

Так, п. 1 ст. 5  Федерального закона  «Об опеке и попечительстве»  гласит, что одним из принципов деятельности по опеке и попечительству является свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.

Реализация  этого принципа предполагает право  любого гражданина на отказ от принятых на себя функций по опеке или попечительству и обязанность органа опеки и  попечительства такое право безоговорочно  удовлетворить в случая заявления  такового.46

Однако данная норма закона говорит  не об обязанности, а о праве органа опеки и попечительства освобождать  опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Буквальное толкование ч. 3 данной статьи позволяет  сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства вправе и  не удовлетворить заявление опекуна (попечителя) об освобождении от своих  обязанностей.

Поэтому эта норма должна применяться  вместе с п. 1 ст. 5  Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Системное толкование этих двух правовых положений позволяет сделать  вывод о том, что органы опеки  и попечительства в любом случае должны удовлетворить заявление  опекуна (попечителя) об освобождении от своих обязанностей и не вправе отказать в этом.47

Орган опеки и попечительства может  освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

При освобождении опекуна (попечителя) от своих обязанностей в случае возникновения противоречий между его интересами и интересами опекаемого лица орган опеки и  попечительства должен решить вопрос о назначении нуждающемуся в опеке (попечительстве) лицу другого опекуна (попечителя), в том числе временного.

Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1)ненадлежащего исполнения возложенных  на них обязанностей;

2)нарушения прав и законных  интересов подопечного, в том  числе при осуществлении опеки  или попечительства в корыстных  целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3)выявления органом  опеки и попечительства фактов  существенного нарушения опекуном  или попечителем установленных  федеральным законом или договором  правил охраны имущества подопечного  и (или) распоряжения его имуществом.

Акт органа опеки и попечительства об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от своих обязанностей вступает в  силу с момента подписания компетентным должностным лицом либо с момента, оговоренного в самом акте.

Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

     Таким образом, существует  несколько оснований для прекращения  опеки и попечительства. Опека  над несовершеннолетними прекращается  автоматически по достижении  им 14-летнего возраста, переходя  в попечительство. С наступлением  совершеннолетия прекращается и  попечительство, установленное над  ребенком. Существуют и некоторые  исключения из общего правила  (вступление в брак до достижения  совершеннолетия п.2 ст. 21 ГК РФ  и эмансипация ст. 27 ГК РФ). Опека  и попечительство так же могут  прекратить свое существование  вследствие освобождения или  отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения органа опеки и попечительства.

 

§3.2 Последствия прекращения  опеки и попечительства  над               несовершеннолетним  детьми

     В соответствии с  ч.1  ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве»  лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет.

Момент, с которого исчисляется  трехдневный  срок, должен исчисляться с того дня, в который опекун (попечитель) официально узнал или должен был  узнать о прекращении опеки. При  этом датой, когда опекун (попечитель) должен узнать о прекращении опеки, следует считать:

  • при прекращении опеки (попечительства), установленной на определенный срок - в последний день этого срока без дополнительного уведомления опекуна (попечителя);
  • при прекращении опеки (попечительства) в судебном порядке в день вступления решения суда в законную силу (решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении десяти суток после его изготовления, а в случае обжалования - в день вынесения решения судом второй инстанции);
  • при прекращении опеки (попечительства) по достижению несовершеннолетним установленного законом возраста - с ноля часов следующих за днем рождения несовершеннолетнего суток, без дополнительного уведомления опекуна (попечителя);
  • при прекращении опеки (попечительства) по причине смерти опекаемого - в день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с фактом смерти опекаемого либо предпринял в связи с фактом смерти инициативные действия;
  • при прекращении опеки (попечительства) вследствие отстранения или освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей актом органа опеки и попечительства против его воли - в день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с актом;

-при прекращении опеки (попечительства) вследствие отстранения или освобождения  опекуна (попечителя) от своих  обязанностей актом органа опеки  и попечительства по его заявлению  - в день, указанный опекуном (попечителем)  в заявлении либо день, когда  опекун (попечитель) был официально  ознакомлен с актом;

-при прекращении опеки (попечительства) вследствие приобретения опекаемым  полной дееспособности (вступление  в брак, эмансипация) - в день, когда  опекун (попечитель) был официально  ознакомлен с фактом приобретения  опекаемым полной дееспособностью  (с фактом брака, с фактом  эмансипации) либо предпринял  в связи с таким фактом инициативные действия.

Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях  опекуна или попечителя оснований  для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности. 

В связи  с этим должностное лицо органа опеки  и попечительства должно действовать  следующим образом:

-для привлечения опекуна (попечителя) к уголовной ответственности - обратиться с заявлением о совершенном преступлении в органы внутренних дел либо прокуратуры;

-для привлечения опекуна (попечителя) к административной ответственности - обратиться с заявлением в органы внутренних дел, должностными лицами которых будет составлен протокол об административном правонарушении (при наличии в действиях опекуна (попечителя) признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35, 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Протокол об административном правонарушении в дальнейшем подлежит передаче на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При наличии в действиях опекуна (попечителя) признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях материал направляется непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних;

- для  привлечения опекуна (попечителя) к гражданско-правовой ответственности  - составить и направить в суд  исковое заявление, соблюдая установленные Гражданским процессуальным кодексом правила подсудности.

Мировым судьям, согласно ст. 23 Гражданского процессуального кодекса48 подсудны:

  1. дела о выдаче судебного приказа;
  2. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  3. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;
  4. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  5. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

6)дела об определении порядка  пользования имуществом. 
Большинство остальных исков направляется по первой инстанции в городские (районные) суды.

При объединении нескольких связанных  между собой требований, изменении  предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Срок принятия органами опеки и  попечительства мер по привлечению  опекунов (попечителей) к юридической ответственности не является пресекательным, то есть уполномоченное должностное и по истечении этого срока не освобождается от обязанности и не лишается процессуальной возможности обратится в соответствующий орган с заявлением.

Итак, можно заключить, что лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, в случае прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет. При прекращении опеки (попечительства) договор об осуществлении опеки (попечительства) прекращается без составления каких либо дополнительных документов. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» уточняет вопросы, связанные с прекращением отношений по опеке и попечительству. В частности, закон предусматривает возможность прекращения опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на опекуна (попечителя); нарушения прав и законных интересов подопечного; выявления органом опеки и попечительства существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законом или договором правил охраны или распоряжения имущества подопечного. В законе указано, что опекуны (попечители) отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с гражданским законодательством об ответственности за причинение вреда. Закрепляется также возможность возмещения подопечному вреда, причиненного как действиями, так и бездействием органа опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью  института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права  и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для  несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения  опеки и попечительства над несовершеннолетними  детьми закреплены в Гражданском  кодексе, СК РФ и ФЗ «Об опеке и  попечительстве».

Опека и попечительство как вид  социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;

- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);

- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

- может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и возмездно в случаях,  предусмотренных законодательством; 

Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:

- установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;

- защиты прав и интересов  граждан, находящихся под опекой  и попечительством; 

- обеспечение приемлемого уровня  жизни граждан, находящихся под  опекой или попечительством;

- государственной поддержки граждан,  исполняющих обязанности опекунов  и попечителей; 

- исполнения органами опеки  и попечительства возложенных  на них функций.

Задачами государственного регулирования  деятельности по опеке и попечительству являются:

1)обеспечение своевременного  выявления лиц, нуждающихся в  установ- 
лении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

  1. защита прав и законных интересов подопечных;
  2. обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  3. обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  4. обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  2. контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
  3. обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Информация о работе Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание