Общество с ограниченной ответственностью: правовой статус, порядок регистрации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:42, дипломная работа

Краткое описание

В данной работе был произведен комплексный анализ норм действующего законодательства, судебной практики и доктрины по вопросу права участников с ограниченной ответственностью и основных гарантий их защиты. В работе было рассмотрено понятие субъективного права участника ООО, его юридическая природа, специфика, субъектный состав, а также способы осуществления и защиты. Также было выделено несколько способов классификации указанных прав.

Оглавление

ведение………………………………………………………...……………….…..3
1. Понятие общества с ограниченной ответственностью и его
правовой статус…………………………………………..………....……8
Понятие и признаки Общества………………….……………………….8
Правовое положение (статус) Общества……………………………….13
2. Порядок создания общества с ограниченной ответственностью,
его реорганизация и ликвидация…………………………..…………18
2.1 Учреждение Общества и порядок его регистрации ...…….……….…18
2.2 Управление в Обществе………………………………………………..28
2.3 Реорганизация и ликвидация Общества. ..………………..…………..34
3. Уставный капитал общества с ограниченной
ответственностью……………………………………………….………49
3.1 Формирование уставного капитала Общества при его учреждении..50
3.2 Увеличение уставного капитала Общества..…..………..……..……..53
3.3 Уменьшение уставного капитала Общества….....……..………..…....59
Заключение……67
Список использованных источников…………………………………….…….73

Файлы: 1 файл

Диплом ООО ..doc

— 379.50 Кб (Скачать)

В ООО дело обстоит  несколько иначе. Недаром до издания 1-й части ГК РФ, а также в  Постановлении СНК РСФСР «Об утверждении положения о фирме» от 1927 года теперешние ООО назывались товариществами с ограниченной ответственностью, хотя они были по своему характеру ближе к акционерным обществам. ООО является и объединением капиталов, и объединением лиц, но капиталистический элемент, несомненно, преобладает. В этом — универсальность и преимущество ООО. Участники общества могут, по общему правилу, принимать личное трудовое участие в основной деятельности созданного ими общества ив связи с этим приобретать двойной статус: с одной стороны — быть участником общества (с его правами и обязанностями), а с другой — работником этого же юридического лица. Максимальная численность участников общества не должна превышать пятидесяти человек (такая же численность предусмотрена для закрытого акционерного общества), тем самым можно сделать вывод, что ООО как правовая форма более подходит для малых и даже семейных предприятий, а также для средних. Эти предприятия, как было сказано, вовлекают в свой оборот сравнительно небольшое количество людей, и поэтому в процессе правового регулирования законодатель, вмешиваясь в деятельность общества и ставя ей пределы, все же чаще использует нормы диспозитивного характера («если иное не предусмотрено законом»).

Таким образом, и управление в обществе не отличается особой сложностью, поскольку круг лиц, объединенных в корпорацию, невелик. И тем не менее, законодатель довольно подробно регламентирует деятельность основных органов управления общества.

Согласно новому Закону, высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным (п. 1, ст.32, Закона). Кстати, официальное понятие общего собрания общества дано законодателем немного позже — в статье 38: общее собрание—это совместное присутствие участников общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Положения учредительных  документов общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

    Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно24.

Законом подробно регламентируется порядок проведения общего собрания участников общества (ст. 37 Закона). Уставом общества, где состоит сравнительно много лиц, может быть предусмотрено создание Совета директоров (наблюдательного совета). Его компетенция определяется уставом общества.

Им может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных Законом, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, а также иных вопросов, предусмотренных Законом. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.

Порядок образования  и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.

Члены коллегиального исполнительного  органа общества не могут составлять более одной четвертой состава  совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного  совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут  выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества (ст. 32 Закона).

Руководство текущей  деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

Договор между обществом  и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Как было сказано выше, в том случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, одновременно является его участником, то возникает ситуация, когда одно и то же лицо обладает двумя статусами: с одной стороны, статусом участника, а с другой — статусом наемного работника. Эти два статуса нужно разделять.

В качестве единоличного исполнительного органа общества может  выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда общество, если это предусмотрено в его уставе, вправе передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющему на основании соответствующего договора; этим управляющим может быть и организация25. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества (ст. 42 Закона).

Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности  на право представительства от  имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о  назначении на должности работников  общества, об их переводе и  увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные  полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, Совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Коллегиальный исполнительный орган избирается общим собранием  участников общества в количестве и  на срок, которые определены уставом общества. Членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может не являться участником общества. Коллегиальный исполнительный орган общества осуществляет полномочия, отнесенные уставом общества к его компетенции.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.

Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества и внутренними документами общества (например, Положением о совете директоров).

Согласно п.3 ст.43 ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью», решение совета директоров, принятое с нарушением требований названного закона, иных правовых актов, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уже несколько лет  в российском праве происходит существенное реформирование всех его основных отраслей, которое, несомненно, вызвано изменившимся стратегическим курсом экономической и социальной политики. Реформирование ключевых отраслей права затронуло все без исключения его основные институты. Довольно быстро учеными-юристами были разработаны и предложены новые правовые концепции для решения возникших в связи с этим вопросов законодательного характера, которые постепенно легализуются законодательной властью. Точнее сказать, концепции эти были давно уже выработаны, и если не нашими учеными, то учеными стран со сходной правовой системой.

С переменным успехом, не имея традиций и опыта в области цивилизованного законотворчества, российский законодатель пытается отладить сложнейший механизм нормативного регулирования нарождающихся в стране рыночных отношений. Несмотря на то, что в Государственной Думе постоянно ведутся активные дебаты и слушания, они зачастую носят характер, не свойственный государственному органу такого назначения, а именно, они почти всегда носят характер политической борьбы. Поэтому, к примеру, у правоведов возникает недоумение, почему по поводу сравнительно незначительных законодательных актов ломается много копий, а вопиющие по своей необходимости и актуальности законы долгое время лежат «под сукном». Это вызывает известный диссонанс между принимаемыми новыми законодательными актами и старыми их корреспондентами а в итоге — между задуманным и результатом. Сегодня стала отнюдь не редкостью та ситуация, когда бланкетная норма закона отсылает своего пользователя в никуда, а так называемое «указное» право заполнило своими нормами львиную долю правового поля России.

Но впадать в другую крайность, как это свойственно  нашему народу, тоже не стоит; «быстро» принимать сложные по своей природе законодательные акты равносильно тому, что не принимать никаких.

Постепенно правовой вакуум в сфере, гражданского законодательства исчезает. С большими усилиями российский законодатель принимает важнейшие нормативные акты гражданско-правового характера, которые способствуют созданию здоровой основы для развития рыночных отношений. Касается это в равной мере всех институтов гражданского права. Наверное, наибольшее преобразование претерпел институт юридических лиц, который в настоящее время является одним из самых сложных, многообразных, требующих от своего исследователя широких познаний не только в области Позитивного права, но и в теоретической области, а также хорошо знать историю развития того или иного вида корпорации26.

В этом плане вопрос правового регулирования функционирования обществ с ограниченной ответственностью представляется одним из самых актуальных, тем более, что на сегодня эта форма организации среднего и мелкого бизнеса в России является самой распространенной.

     В данной работе был произведен комплексный анализ норм действующего законодательства, судебной практики и доктрины по вопросу права участников с ограниченной ответственностью и основных гарантий их защиты. В работе было рассмотрено понятие субъективного права участника ООО, его юридическая природа, специфика, субъектный состав, а также способы осуществления и защиты. Также было выделено несколько способов классификации указанных прав.

 Исследовано содержание  основных управленческих, имущественных  и неимущественных корпоративных  прав участника ООО, а также  произведен анализ применения  данных прав в хозяйственной  практике. Произведен компаративный  анализ законодательства и доктрины  Франции, Испании и Германии в части регулирования прав членов общества с ограниченной ответственностью.

 

Федеральным законом  от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую Гражданского кодекса  Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации" 27 были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ и ряд законодательных актов, регулирующих деятельность Обществ с Ограниченной Ответственностью. Так, изменения, касающиеся регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью, внесены в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" 28и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Большинство поправок, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008, вступили в силу с 1 июля 2009 г. 
     Согласно указанному Федеральному закону все ООО должны были привести свои учредительные документы в соответствие с ГК РФ и Законом об ООО не позднее 1 января 2010 г. Однако 17 декабря 2009 г. Президентом РФ был подписан закон N 310-ФЗ, который, по сути, отменил этот жесткий срок. 
    Согласно данному закону, вступившему в силу 22.12.2009, ООО, не успевшие привести свои учредительные документы в соответствие с новым законодательством, вправе сделать это при первом изменении своих уставов. 
Внесенное изменение позволит многим ООО зарегистрировать изменения в своих учредительных документах в удобное для них время и избежать применения мер ответственности. Однако следует помнить, что с 01.01.2010 "старые" уставы таких обществ применяются только в части, не противоречащей новому законодательству об ООО.

Информация о работе Общество с ограниченной ответственностью: правовой статус, порядок регистрации