Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Общеизвестно, количество международно-правовых актов касающихся прав человека и гражданина на сегодняшний день более чем предостаточно. Уже действуют на практике около сотни специализированных актов, регулирующие особые виды отношений. Только российские суды сегодня применяют в своей практике для разрешения всех видов судебных споров около десятка подобного рода документов.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Сводные положения международно-правовых актов об основных правах и свободах человека и гражданина. Их общие черты . . . . . 7

2. Международные правовые акты и договоры. Их краткое
содержание, направленность действия . . . . . . . . . . . . . 10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЧ..doc

— 183.50 Кб (Скачать)

ЧастьV настоящего пакта объявляет его открытым для подписания документом (Ст.28), устанавливает его обязательную ратификацию. Также устанавливается право каждого участника пакта вносить поправки, высказываться за созыв конференции государств-участников. Поправки вступают в силу на территориях государств, принявших их в соответствии с конституционными процедурами этих стран (Ст.29).

Это наиболее общие положения  Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Я постарался не останавливаться на нормах пакта, дублирующего характера, о которых уже речь шла в других документах международного законодательства в области прав гражданина и человека. Кратко добавлю только то, что в указанном пакте устанавливаются и регламентируются двусторонние связи нехитрой юридической формулы:

Государство   ↔   Личность   ↔   Общество.

Причем, Личность находится строго в центре обозначенных связей, является центром отношений.

*     *     *     *     *

 

 

*     *     *     *     *

Итак, я описал и дал краткую оценку некоторым международным актам универсального характера, совокупности правовых норм, сущность которых выражена в общепризнанных правах человека, то есть отношения, сопровождающие человека на протяжении всей жизни.

Но кроме всеобщих, универсальных правовых норм существуют еще международные договоры юридического свойства, направленно регулирующие специфические области правовых отношений.

*     *     *     *     *

В этой связи важнейшее значение имеет региональное соглашение – Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) от 04,11,1950 г., подписанная в Риме. Сфера действия этого соглашения обозначена названием - Европейская Конвенция.

Утвердили настоящую  Конвенцию правительства, члены  Совета Европы. В ней вновь подтверждается верная приверженность договаривающихся сторон принципам, провозглашенным  Всеобщей Декларации прав человека (см. выше). Помимо этого декларируется  дальнейшее направление деятельности европейских государств на установление, утверждение и реализации прав человека и основных свобод, соблюдение которых зависит от подлинной демократической системы и всеобщего понимания этих прав и свобод всеми участниками отношений.

По-прежнему право человека на жизнь охраняется законом (Ст.2),как  и право на свободу и личную неприкосновенность (Ст.5), никто не может быть лишен такого права, иначе  как по приговору суда в соответствии с процессуальными нормами, предусмотренными законодательством данной страны. Пытки, действия, унижающие человеческое достоинство запрещены (Ст.3), как и рабство (Ст.4).

Далее в статьях Конвенции  объявляются все основные общепризнанные гражданские и политические свободы  для человека (не буду останавливаться на повторения). Добавлю, согласно положению статьи №19 Высокими Договаривающимися Сторонами образуется:

  1. Европейская Комиссия по правам человека (далее – «Комиссия).
  2. Европейский Суд по правам человека (далее именуемый «Суд»).

Как Комиссия, так и  Суд образуют собственные процедуры.

Порядок образования, работы, требования к составу Комиссии весьма схож с теми же процедурами Комитета по правам человека при ООН. Члены  Комиссии избираются большинством голосов  Комитета Министров на шесть лет  и работают в личном качестве (Ст.22). Добавлю только, что заседания Комиссии проходят на закрытых пленарных заседаниях (Ст.33), которые созываются Генеральным Секретарем Совета Европы по мере необходимости.

 

В Комиссию могут передаваться петиции для Генерального Секретаря от любых лиц (или группы лиц), от неправительственных организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либо нарушений. Европейская Комиссия начинает рассмотрение петиции, если все внутренние средства для решения проблемы уже исчерпаны и минуло шесть месяцев от даты принятия окончательного внутреннего решения.

Теперь о Суде. Европейский  Суд по правам человека состоит из такого количества судей, равному количеству членов Совета Европы - по одному (строго!) гражданину от государства. Избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на девять лет (Ст.40). Сфера юрисдикции Суда – все отношения, касающиеся применения и толкования Римской Конвенции. Передавать дела в Суд имеют право Комиссия и Высокие Договаривающиеся Стороны.

Для рассмотрения дела образуются камеры из девяти судей, во главе – Председатель. Рассмотрение проходит только после установления невозможности применения дружелюбных методов разрешения проблемы (Ст.47). Решения Суда всегда мотивированы, окончательны. Любой судья имеет право на собственное мнение (Ст.51). Надзор за исполнением судебного решения возлагается на Кабинет Министров.

Объявляется открытость Конвенции для подписания и ратификации  ее любым государством - членом Совета Европы. Протоколом №6 настоящей Конвенции  отменяется смертная казнь.

Далее идут регламентационные  положения и протоколы, развивающие  положения Европейской Конвенции  и регулирующие особые, специфические  отношения (например, о компетенции  Европейского Суда выносить консультативные  заключения, или положения относительно принудительного и обязательного труда и тд.), на них я не буду останавливаться ввиду ограниченного объема курсовой работы.

*     *     *     *     *

Помимо их, существуют договоры (соглашения нескольких государств в письменной форме) общего универсального действия, или нормы, регулирующие отношения, возникающие при определенных условиях. Упорядочивание отношений в этой области также необходимо, однако нарушения не несут повсеместного характера, или возникают исключительно при наличии определенных предпосылок. Например, при военных действиях, или при исполнении приговора, или при проявлениях разного вида дискриминации и тд.

Сразу хотелось бы начать с базовой нормы, так сказать, с «соглашения о соглашении».

*     *     *     *     *

 

 

Прежде всего, это Венская Конвенция о праве международных договоров.

Сфера деятельности (направление) – область отношений, возникающих при заключении, ратифицировании, принятии, или при утверждении, или при присоединении к договорам государств. По этой же причине я бы отнес Венскую Конвенцию к процессуальным нормам. Источник – международные организации. Субъект воздействия – государства и межгосударственные организации. Время действия соответствует времени действия договоров, отношения которых данная Конвенция упорядочивает. Пространство – все территории государств, признавших положения международных договоров.

В Венской Конвенции  устанавливаются фундаментальные  юридические понятия и определения: «договор», «принятие», «утверждение», «ратификация», «присоединение» и  др. Все они применительны в области функционирования международных договоров (Ст.2).

Также объявляется каждое государство правоспособным заключать  договоры, устанавливаются полномочия участников, порядок и регламент  принятия государств в сферу действия указанной Конвенции, или их временное участие (Ст.7, ст.24.)

 В части III устанавливается обязательность и добросовестность соблюдения договоров, причем противоречие международного договора с локальным законодательством решается в пользу первого (Ст.27). Иными словами наличие национальной правовой базы, нормы которой каким-то образом противоречат нормам международных договоров, оправданием для неприменения последних, не является.

 В ст.28 данной Конвенции  указывается на невозможность  обратного действия норм договоров. В следующей статье устанавливается территориальная сфера влияния международных договорных актов.

 Далее устанавливается  сила действия указанных правовых  актов. Статьи Венской Конвенции  отменяют ранее действовавших  в этой 

правовой сфере нормативных документов, или устанавливают преимущественную силу положений договора (Ст.30 п.2 - 4), если они не совместимы и невозможно одновременное применение обоих.

Раздел 3 Конвенции устанавливает  полномочность толкования текстов  договора, язык толкования. Следующий раздел посвящен участию в договорных отношениях третьих государств и обязательным условиям, вытекающим из обозначенных отношений.16

 

 

Итак, Венская Конвенция о праве международных договоров формулирует базисные, стержневые определения и понятия в сфере действия договорных отношений правового характера, условия участия сторон в договорных отношениях, порядок вступления в указанные отношения, процедуры, касающихся оговорок при подписании договоров. Устанавливается правоспособность сторон, территориальность и сила действия договорных правовых актов, а также условия вступления этих актов в действие, как регулятора общественных отношений. Также  определены условия соблюдения международных актов, их неимение обратной силы, и условия непосредственного их применения.

*     *     *     *     *

Следующим договором, регулирующим специфические отношения, возникающие при возникновении следующих предпосылок:

- преследование по  признаку принадлежности к определенной  социальной, сословной, или иной  группе;

  • гонения по национальному признаку, по признаку вероисповедания;
  • преследование из-за политических взглядов и др. признаки

является Конвенция о статусе беженцев (вступила в силу 22,04,1954), подписанная в Женеве 28,07,1951 г.

Когда лицо находится  вне своей страны и отказывается пользоваться ее защитой вследствие каких-либо опасений, или не имеет определенного гражданства, или не может вернуться на прежнее место жительства в результате произошедших разного рода событий до 01,01,1951 г. (и некоторые другие признаки), тогда обозначенное лицо может считаться «беженцем» и к нему применимы положения Конвенции.

Документ был принят вследствие нарушения прав и свобод (а, значит, основных принципов и  положений Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека и других начал фундаментальных правовых актов) наиболее уязвимой в правовом, социальном положении категории граждан (и не только) – беженцев. ХХ столетие стало эпохой войн и глобальных цивилизационных конфликтов. Мировой опыт показал, что наиболее страдают от военных (или иных) столкновений мирные граждане. Таким образом, было принято первое, стержневое международно-правовое соглашение, положившее начало в разрешении проблемы гуманитарного и социального характера, и исключения возможности возникновения возможных трений, которые могут появиться в результате вынужденного переселения (в силу разных причин) иностранных граждан. Так же преследовалась цель недопущения возложения на государства, принявшего на себя заботу о переселенцах, непосильного бремени в связи с указанными событиями.

 

 

ООН неоднократно проявляла  глубочайший интерес к судьбе беженцев и принимала соответствующие  меры к защите этой социальной группы населения и восстановлению его (населения) прав и свобод. Что и  выразилось в принятии указанного соглашения.

Статьи Конвенции четко определяют юридическое понятие «беженец», и тех лиц, которые попадают под это определение, следовательно, под юрисдикцию соглашения (Ст.1). Далее, как и любой правовой нормой, устанавливаются права и обязанности беженцев.

Государствам, принявшим Конвенцию, указывается на недопущение в отношении беженцев дискриминации, вменяется в обязанность предоставление доброго расположения  относительно религиозных убеждений этих народов. Также государство обязано предоставить им, как минимум, положение иностранцев (Ст.7) без всякой взаимности. А при определенных условиях, например в отношении приобретенного движимого и недвижимого имущества, как и в отношении арендных договоров, беженцам предоставляется более благоприятное расположение, нежели просто иностранцам (Ст.13).

Также беженцам предоставляется  защита в сфере интеллектуальных прав, право на образование и вступление в профсоюз, или в некоммерческое объединение, ассоциацию (Ст.15), право  на свободное обращение в суд (с теми же льготами, что имеются  у граждан данной страны). Также гарантированно благоприятное правовое положение в отношении их права на работу (Ст.17), права на жилище, на начальное образование (Ст.22). Наравне с гражданами этой страны устанавливается право на правительственную поддержку и помощь (Ст.23), право на достойную зарплату, пособия, социальные гарантии (Ст.24).

В административном порядке  беженцам государство обязано выдать удостоверения личности, предоставить право на выбор места жительства и свободу передвижения (Ст.26). Устанавливается равное с гражданами этой страны налогообложение (Ст.29).

 Статья №31 не предусматривает  наложения ответственности на  граждан, незаконно прибывших  из стран, где им непосредственно  угрожала опасность (также запрещена  их обратная высылка в «опасные»  страны), при условии их немедленного заявления о себе в органы власти.

И последнее. Согласно соглашению, договаривающиеся государства по возможности  будут содействовать натурализации  и ассимиляции беженцев (Ст.24).

*     *     *     *     *

Однако по истечении нескольких десятилетий со времен утверждения Женевской Конвенции о статусе беженцев проблема последних решена не была. Более того, возникла необходимость нового

Информация о работе Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина