Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:13, реферат
И основанием такой критики являются не сами основополагающие избирательные принципы, а их правовое регулирование, которое в ряде случаев не отвечает ни принципам демократии, ни даже конституционным положениям. В прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «создание в России свободного общества свободных людей – это самая главная наша задача»
Целью и задачей данной работы является исследование проблемы организации и проведения местного референдума и его роль в современном обществе.
Введение……………………………………………...…..…………….……3
1. Понятие референдума……………………………….……........................5
2. Право на участие в референдуме……………..…….…………………..8
3. Голосование и определение результатов………………….……….…15
Заключение…………………………………………………….…………...18
Список использованной литературы………………...……………...........20
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРВЫЙ ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
3 |
ГЗСО |
Заочная форма обучения
на базе СПО
кафедра Гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Этика государственной и муниципальной службы
на тему: Местный референдум
Выполнил: студент 3 курса, 1 группы,
Морозов С.В. /___________/
(ФИО) (подпись)
Проверил: ________________________
______________________________
Тамбов 2014
Содержание:
Введение……………………………………………...….
1. Понятие референдума……………………………
2. Право на участие
в референдуме……………..…….…………………
3. Голосование и определение результатов………………….……….…15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………...……………......
Введение
Актуальность темы заключается в анализе правового регулирования выборов и референдума. Представляется, что избирательное законодательство России соответствует основным международным избирательным стандартам, многие из которых стали таковыми благодаря примеру нашей страны, а в утверждении некоторых стандартов Россия вместе с другими демократическими государствами принимала непосредственное и активное участие.
Тем не менее сегодня у нас в стране, пожалуй, только ленивый не критикует выборы, а вместе с ними и избирательное законодательство. Редко кто из специалистов и ученых в своих трудах либо в выступлениях аргументированно не высказывал серьезные замечания по поводу правового регулирования выборов и референдума. Этим вызвано и появление работ, направленных на поиск решений.
Известно, что в последние годы идет опасный процесс отчуждения граждан и их общественных объединений от выборов из-за отрыва ЦИК России и других избиркомов от избирателей, из-за нежелания слышать запросы людей, вследствие подмены демократических методов руководства бюрократизмом. В результате из-за массового неучастия избирателей в выборах во многих местах легитимность избранных органов власти остается очень низкой, нередки случаи срывов выборов на всех трех уровнях.
И основанием такой критики являются не сами основополагающие избирательные принципы, а их правовое регулирование, которое в ряде случаев не отвечает ни принципам демократии, ни даже конституционным положениям. В прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «создание в России свободного общества свободных людей – это самая главная наша задача»
Целью и задачей данной работы является исследование проблемы организации и проведения местного референдума и его роль в современном обществе.
1. Понятие референдума
В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства, референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума - желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Референдум РФ - голосование граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Предусматриваются три вида референдума: общероссийский, субъекта РФ и местный.
Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
1) изменения статуса субъектов РФ;
2) досрочного прекращения
или продления срока
3) принятия и изменения
федерального бюджета, исполнения
и изменения внутренних
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных
и срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасности
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
2. Право на участие в референдуме
При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Назначение референдума. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, при Условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10% из них;
2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.
Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, - которые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ и инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.
Референдум Российской Федерации назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.
Президент РФ издает Указ о назначении референдума в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается. Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).