Местный референдум

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:25, научная работа

Краткое описание

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ — голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения. На М.р. могут выноситься такие вопросы, как принятие устава муниципального образования, структура органов местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий представительного органа, главы местного самоуправления, выявление мнения местного населения об изменении границ муниципального образования и др.

Файлы: 1 файл

мсу 2 тема.docx

— 19.67 Кб (Скачать)

1. Понятие теорий местного самоуправления.

Теории  местного самоуправления - это основные учения о местном самоуправлении, его сущности, организации и путях  развития.

Основные  теории местного самоуправления:

- теория свободной общины

- общественная (хозяйственная) теория

- государственная теория

- теория дуализма муниципального  управления

- теория социального обслуживания

2. Теория свободной общины.

Теория  свободной община получила свое распространение  в Германии, в начале XIX века, и  опиралась на постулаты естественного  права.

Основной  идеей теории свободной общины стало  обоснование ограничение вмешательства  государства в деятельность общины.

Также, можно выделить основные положения  теории свободной общины:

- Органы местного самоуправления  должны избираться населением

- Органы местного самоуправления  противопоставлены органам государственной  власти и не входят в их  систему.

- Разграничение предметов ведения  органов местного самоуправления  и органов государственной власти

- Право на независимость и самостоятельность  органов местного самоуправления, при осуществлении ими установленных  полномочий.

3. Общественная (хозяйственная) теория.

Общественная  теория став приемником теории свободной  общины, также во многом опиралась  на идеи противопоставления органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Однако, в  общественной теории, в отличие от теории свободной общины мотивом  наличия местного самоуправления выступали  не естественные права человека, а  хозяйственная необходимость и  практичность.

3. Государственная теория местного самоуправления.

Государственная теория местного самоуправления, разработанная немецкими учеными : Лоренцем Штейном и Рудольфом Гнейстом, стала полной противоположностью предшествующим теориям местного самоуправления.

Суть  государственной теории местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления не противопоставляются  органам государственной власти, а напротив, входит в систему государственных  органов.

Основные  положения государственной теории местного самоуправления:

- Местное самоуправление неотъемлемая  часть государственного управления.

- Четкого разграничения полномочий  между органами государственной  власти и органами местного  самоуправления быть не должно.

4. Теория дуализма муниципального управления.

Суть  теории дуализма муниципального управления состоит в том, что решая вопросы  местного значения органы местного самоуправления должны решать общие задачи государственной  политики и некоторые функции  государства.

5. Теория социального обслуживания.

Теория  социального обслуживания приоритетной задачей местного самоуправления считает  социальное обслуживание населения, отвергая все иные задачи и функции.

Муниципальные системы  зарубежных стран

В зарубежных государствах функционируют различные модели местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам  ведения местного самоуправления, характеру  и особенностям взаимоотношений  органов местного самоуправления с  органами государственной власти

Англосаксонская муниципальная система

Существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно её традиционно называют первой муниципальной системой. 
Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:

  1. органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;
  2. органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
  3. основная единица местного самоуправления - приход;

Французская (континентальная) муниципальная система.

Главное отличие французской  системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в  характере взаимоотношений органов  местного самоуправления и органов  государственной власти. Такая система  используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной  власти за местными органами власти. Окончательные  контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных  коллективов", согласно которому:

  • основной единицей местного самоуправления является коммуна;
  • население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
  • избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
  • в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
  • решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
  • муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны;
  • готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения;
  • управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок;
  • представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях;
  • председательствует в административных комиссиях и др.

Сходные системы регионального  самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и  регионов. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица - префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу. Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе. Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 г. является перевод государственного контроля в режим исключительно a posteriori. До 1982 г. решения органов местного самоуправления вступали в силу после одобрения их представителем государства.

Иные муниципальные  системы

Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах  встречаются и иные системы(к примеру, иберийская) - как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели местного самоуправления.

В Основном законе Федеративной Республик Германи (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. В праве субъектов Германии - земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность. 
 
К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся:

  • местные дороги,
  • планирование и обустройство территории,
  • социальная помощь и поддержка молодежи,
  • строительство и содержание школ,
  • обеспечение безопасности и др.;

Информация о работе Местный референдум