Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:34, реферат
За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.
Для того чтобы референдум точнее
выражал волеизъявление народа, ему
должно предшествовать свободное и
всестороннее обсуждение выносимого на
голосование вопроса. Концепция
местного самоуправления, разделяемая
Российской Федерацией, предполагает
решение вопросов местного значения
не только муниципальными органами власти,
но и населением. Это твёрдое представление,
сложившееся в муниципальной
теории ещё в XIX - XXв. нашло подтверждение
в законодательстве, нормы которого
гарантировали гражданам
Местное самоуправление осуществляется
населением. В этих целях население
использует институты непосредственной
демократии - местные референдумы
и выборы, а также представительные
органы, должностных лиц и т.д.
Здесь не может быть какого-либо
шаблона, поскольку местные сообщества
отличаются друг от друга размерами
территории, численностью населения, характером
поселений (городских или сельских)
и т.п. Но любые органы местного самоуправления
обособлены от органов государственной
власти и не входят в их систему.
Общий принцип таков: местное
самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно. Этот принцип,
однако, не означает, что местное
самоуправление оторвано от государства
и противостоит ему. Такой подход
противоречил бы в первую очередь
интересам самого местного самоуправления,
которое немыслимо без
Прежде всего, вся деятельность
местного самоуправления развивается
на основе и в соответствии с законами,
действующими на территории государства.
Это означает, что все государственные
органы, должностные лица, предприятия
и учреждения, граждане и их объединения
обязаны соблюдать права
Глава 1. Понятие местный референдум, правовое регулирование
Местный Референдум – это голосование обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.
Правовая основа Местного референдума – Конституция РФ (ст. 3, 32 и др.), ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г., законы субъектов РФ о местном референдуме, а также уставы соответствующих муниципальных образований.
Предмет местного референдума – вопросы, которые могут выноситься на референдум.
Правила определения предмета местного референдума изложены в ст. 12 ФЗ от 12 июня 2002 г., п. 3 которой гласит: «На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения». Это положение требует, чтобы в уставе каждого муниципального образования были обязательно перечислены конкретные вопросы, которые могут быть вынесены на местный референдум.
В данный перечень не должны входить следующие вопросы:
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации. Вопрос, выносимый на местный референдум, необходимо сформулировать так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. Кроме того, такие вопросы не должны противоречить законодательству РФ и соответствующего субъекта РФ.
Решение о назначении и проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. Назначается он:
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Для выдвижения инициативы проведения
референдума
и сбора подписей граждан Российской Федерации
в ее поддержку может быть образована
инициативная группа. Ее вправе образовать
гражданин или группа граждан Российской
Федерации, имеющих право на участие в
референдуме. Количественный состав этой
группы регламентируется уставом муниципального
образования. Выдвинуть инициативу проведения
референдума могут также избирательное
объединение, иное общественное объединение,
уставы которых предусматривают участие
в выборах и (или) референдумах и которые
зарегистрированы в порядке, определенном
федеральным законом, на уровне, соответствующем
уровню референдума, или на более высоком
уровне не позднее чем за один год до дня
образования инициативной группы.
Для назначения референдума инициативная группа должна представить в орган, обозначенный уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Инициатива проведения референдума,
выдвинутая совместно представительным
органом муниципального образования
и главой местной администрации, оформляется
их правовыми актами.
Представительный орган
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, он назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. При назначении референдума судом он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Граждане РФ участвуют в местном
референдуме на основе всеобщего
равного и прямого
Итоги голосования и принятое на
местном референдуме решение
подлежат официальному опубликованию
(обнародованию). Данное решение обязательно
к исполнению на территории муниципального
образования и не нуждается в
утверждении какими-либо органами государственной
власти, их должностными лицами или
органами местного самоуправления. Органы
местного самоуправления обеспечивают
исполнение принятого на местном
референдуме решения в
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на нем решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Гарантии права граждан на участие
в местном референдуме
Заключение
Подводя итоги, надо отметить, что в рамках данной работы более подробно были рассмотрены наиболее основные формы прямого волеизъявления граждан.
Так ст. 130 Конституции РФ придаёт референдуму первостепенное значение, тем самым подчёркивает, что юридическая сила решений, принимаемых гражданами с помощью местного референдума, выше юридической силы актов органов местного самоуправления на данной территории.
Местный референдум может использоваться
в двух формах. Во-первых, он может
быть использован как способ принятия
решений, требующих непосредственного
волеизъявления большинства граждан,
проживающих на данной территории.
Правовой основой (источником) регулирования
положений о местном
Другой непосредственной формой участия граждан в создании местного самоуправления являются выборы. Основное назначение выборов - организация системы органов местного самоуправления. В соответствии с п. "и" ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.