Местный референдум

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:34, реферат

Краткое описание

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.

Файлы: 1 файл

Понятие местного референдума, правовое регулирование.docx

— 22.97 Кб (Скачать)

За последнее  десятилетие в Российской Федерации  произошли значительные изменения  в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость  изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней  организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В  сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.

Референдум, как  форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного  участия населения в решении  глобальных социально-экономических  и политических вопросов, а также  в разрешении территориальных и  иных внутренних и межгосударственных проблем.

Актуальность  рассматриваемой темы. Конституция  РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему  должно предшествовать свободное и  всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Концепция  местного самоуправления, разделяемая  Российской Федерацией, предполагает решение вопросов местного значения не только муниципальными органами власти, но и населением. Это твёрдое представление, сложившееся в муниципальной  теории ещё в XIX - XXв. нашло подтверждение  в законодательстве, нормы которого гарантировали гражданам возможность  непосредственного участия в  осуществлении местного самоуправления. В пользу непосредственной демократии говорит не только специальное законодательное  регулирование, содержание и объём  правовых норм, но и их структурное  размещение: в новом Федеральном  Законе 2003г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации". Они размещены  перед нормами, регламентирующими  положение органов и должностных  лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население  использует институты непосредственной демократии - местные референдумы  и выборы, а также представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами  территории, численностью населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной  власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Этот принцип, однако, не означает, что местное  самоуправление оторвано от государства  и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь  интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной  поддержки, государственных гарантий.

Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается  на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные  органы, должностные лица, предприятия  и учреждения, граждане и их объединения  обязаны соблюдать права местного самоуправления. Более того, государство  своими актами может наделять органы местного самоуправления дополнительными  полномочиями, передавать им часть  функций своих органов, отдавать в муниципальную собственность  новые объекты. В конституции  Российской Федерации Глава 8 посвящена  местному самоуправлению, в которой  определены функции местного самоуправления и права граждан при его  осуществлении. Так, в ч.2 ст. 130 Конституции  РФ говорится, что "Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления".

 

 

Глава 1. Понятие местный референдум, правовое регулирование

 

 

Местный Референдум – это голосование обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Правовая основа Местного референдума – Конституция РФ (ст. 3, 32 и др.), ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г., законы субъектов РФ о местном референдуме, а также уставы соответствующих муниципальных образований.

Предмет местного референдума – вопросы, которые могут выноситься на референдум.

Правила определения предмета местного референдума изложены в ст. 12 ФЗ от 12 июня 2002 г., п. 3 которой гласит: «На  местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения». Это положение требует, чтобы  в уставе каждого муниципального образования были обязательно перечислены  конкретные вопросы, которые могут  быть вынесены на местный референдум.

В данный перечень не должны входить  следующие вопросы:

  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления и его должностных лиц, а также о проведении досрочных выборов органов и выборных должностных лиц местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  • О персональном составе органов местного самоуправления;
  • Об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия на назначение на должность или освобождение от нее депутатов представительных и членов других выборных органов местного самоуправления и его должностных лиц;
  • О принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования, установлении, изменении или отмене местных налогов и сборов (за исключением случаев разовых добровольных сборов средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования);
  • О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы  человека и гражданина, конституционные  гарантии их реализации. Вопрос, выносимый  на местный референдум, необходимо сформулировать так, чтобы на него можно  было дать лишь однозначный ответ. Кроме  того, такие вопросы не должны противоречить  законодательству РФ и соответствующего субъекта РФ.

Решение о назначении и проведении местного референдума принимается  представительным органом местного самоуправления. Назначается он:

  • По инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
  • По инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают их участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
  • По совместной инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Условием назначения местного референдума  по инициативе граждан, избирательных  объединений, иных общественных объединений  является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Для выдвижения инициативы проведения референдума 
и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа. Ее вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме. Количественный состав этой группы регламентируется уставом муниципального образования. Выдвинуть инициативу проведения референдума могут также избирательное объединение, иное общественное объединение, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы.

Для назначения референдума инициативная группа должна представить в орган, обозначенный уставом муниципального образования, подписи участников референдума  в поддержку инициативы его проведения.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования 
и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

 

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный  референдум в течение 30 дней со дня  поступления в него документов о  выдвижении инициативы проведения референдума.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом  муниципального образования в установленные  сроки, он назначается судом на основании  обращения граждан, избирательных  объединений, главы муниципального образования, органов государственной  власти субъекта РФ или прокурора. При назначении референдума судом он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Граждане РФ участвуют в местном  референдуме на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение  подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Данное решение обязательно  к исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в  утверждении какими-либо органами государственной  власти, их должностными лицами или  органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на нем решение  могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными  федеральным законом органами государственной  власти.

Гарантии права граждан на участие  в местном референдуме устанавливаются  федеральным законом, порядок его  подготовки и проведения регулируется законом субъекта РФ.

Заключение

Подводя итоги, надо отметить, что  в рамках данной работы более подробно были рассмотрены наиболее основные формы прямого волеизъявления граждан.

Так ст. 130 Конституции РФ придаёт  референдуму первостепенное значение, тем самым подчёркивает, что юридическая  сила решений, принимаемых гражданами с помощью местного референдума, выше юридической силы актов органов  местного самоуправления на данной территории.

Местный референдум может использоваться в двух формах. Во-первых, он может  быть использован как способ принятия решений, требующих непосредственного  волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. Правовой основой (источником) регулирования  положений о местном референдуме  являются федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных  образований.

Другой непосредственной формой участия  граждан в создании местного самоуправления являются выборы. Основное назначение выборов - организация системы органов  местного самоуправления. В соответствии с п. "и" ч.1 ст.72 Конституции  РФ установление общих принципов  организации системы органов  местного самоуправления отнесено к  совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

 


Информация о работе Местный референдум