Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:29, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Как и любая
отрасль, гражданское право регулирует общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения, гражданское право имеет дело в первую очередь с имущественными отношениями. Под имущественными отношениями понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т.е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова. Однако другой составляющей частью предмета гражданского права, в соответствии со ст. 2 ГК «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», являются личные неимущественные отношения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ
§1.1 Роль, значение личных неимущественных прав 5
§1.2. Понятие и признаки личных неимущественных прав 7
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
§2.1. Виды личных неимущественных прав 10
§2.2. Разновидность личных неимущественных прав, регулируемых гражданским правом 12
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕНЫХ ПРАВ
§3.1.Осуществление личных неимущественных прав 58
§3.2. Защита личных неимущественных прав 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товаров, являясь связующим звеном между изготовителем и потребителем, играют роль безмолвного продавца, непременного участника рыночных отношений.
Сопровождающие продукцию с непосредственной целью её индивидуализировать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.
В связи с этой ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товаров и услуг на рынке, весьма актуальна проблема их правовой охраны.
Правовая защита товарного знака проводится путем подачи заявки в Федеральный институт промышленной собственности Роспатента, где проводится предварительная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения по существу.
В ходе предварительной экспертизы, которая проводится в месячный срок с даты подачи заявки, проверяется наличие и правильность оформления представленных документов. Сроки проведения экспертизы по существу, в ходе которой проверяется соответствие обозначения законодательству, а именно статьям 1, 6 и п. 1 статьи 7 Закона, законодательно не установлены. Практика показывает, что рассмотрение заявки занимает около 12 месяцев с даты подачи заявки.
Согласно статье 1 Закона товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Требования к охраноспособности товарного знака сформулированы в статьях 6 и 7 Закона РФ.
В соответствии со статьей 6, регламентирующей абсолютные основания для отказа, не допускаются к регистрации товарные знаки, состоящие только из обозначений:
а) Не обладающих различительной способностью.
б) Вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
в) Являющихся общепринятыми символами или терминами.
г) Указывающих на вид, качество, количество, свойства товаров, а также с местом и временем их производства.
д) Представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товаров.
Личные неимущественные права, направленные на обеспечение личной неприкосновенности граждан:
Право на неприкосновенность внешнего облика. Оно также представляет собой личное неимущественное право гражданина, но, в отличие от предыдущих, направленное не на индивидуализацию его личности, а на обеспечение личной неприкосновенности человека.
Действующее гражданское законодательство не дает определении права на неприкосновенность внешнего облика. В литературе также отсутствует его единое понимание. В одних случаях под неприкосновенностью внешнего облика понимается защита от незаконного воспроизведения его с последующим распространением материальных носителей изобразительной информации, в других — охрана от незаконного определения государственными органами и общественными организациями требований к внешнему облику гражданина.
Последняя точка зрения более предпочтительна, поскольку достаточно широко очерчивает границы этого права и позволяет рассматривать право на изображение в качестве самостоятельного личного неимущественного права гражданина.
Требования к внешнему облику могут определяться законодательством, регулирующим трудовые отношения с отдельными категориями работников.
Как правило, это ведомственные нормативные акты, в которых устанавливаются требования к форме одежды, внешнему виду и т.п. в определенных сферах деятельности (например, торговля и общественное питание, сфера предоставления гигиенических услуг, хлебопекарная и мясомолочная промышленность и т.д.).
В отдельных случаях, когда внешний облик человека оскорбляет общественную нравственность и свидетельствует наряду с его действиями о явном неуважении к обществу, возможно привлечение такого субъекта к административной и даже уголовной ответственности (ст. 213 УК РФ).
Следовательно, право на неприкосновенность внешнего облика в гражданском праве представляет собой возможность управомоченного лица требовать устранения любых обстоятельств (в том числе незаконных решений государственных органов и общественных организаций, а также граждан), наносящих ущерб неприкосновенности его внешнего облика, если законодательством не предусмотрены специальные требования к внешнему облику гражданина либо его внешний облик противоречит требованиям закона и нормам морали.
Право на неприкосновенность личного изображения. Данное право — одно из немногих личных неимущественных прав граждан, которые были закреплены дореформенным кодифицированным гражданским законодательством (ст. 514 ГК РСФСР 1964 г.). Как и предыдущее, данное право направлено на обеспечение личной неприкосновенности человека.
Суть рассматриваемого права согласно трактовке ГК РСФСР сводилась к тому, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено какое-либо лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга, за исключением случаев, когда это делается в государственных или общественных интересах либо лицо позировало автору за плату. Тот факт, что данное право содержалось в разделе IV ГК Р.СФСР «Авторское право», можно объяснить только отсутствием единого целостного регулирования личных неимущественных прав граждан и чисто внешней связью с распространением произведения изобразительного искусства. На самом деле такое право не имеет почти ничего общего с авторским правом.
Право на изображение в современном понимании должно означать, что распространение любого произведения, в котором изображено какое-либо лицо, может осуществляться только с его согласия, а после его смерти — с согласия его ближайших родственников.
Важен также вопрос о том, когда согласия изображенного лица на изображение не требуется. Это, в частности, допускается, если распространение осуществляется в государственных или общественных интересах.
Право на телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья. Это фундаментальное личное неимущественное право человека, направленное на обеспечение личной неприкосновенности. В гражданском законе и юридической литературе глубоко разработан вопрос о гражданско-правовой защите этого
права с помощью обязательств возникающих из причинения вреда11. Защиту указанного права в определенных случаях может обеспечивать также и институт договорной ответственности. Гражданско-правовая охрана телесной неприкосновенности, жизни и здоровья не может быть сведена только к возмещению причиненного вреда. В настоящее время назрела необходимость в предоставлении гражданам права требовать устранения любых обстоятельств, нарушающих здоровые и безопасные условия их жизни.
Это право тесно связано с правом на здоровую окружающую среду12, являющимся предметом изучения представителями природоохранительного (экологического) права и представляющим собой одно из важнейших прав граждан-потребителей.
Формулировка этого права как абсолютного и обеспечение его защиты гражданско-правовыми способами должны сыграть положительную роль в создании человеку достойных условий существования. Кроме того, это не препятствует гражданам требовать возмещения причиненного жизни и здоровью вреда.
Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией и законами РФ и международными договорами РФ.
Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.
Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
За
регистрацию граждан РФ по месту
жительства в пределах РФ взимается
государственная пошлина в
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ.
Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ возлагается на органы внутренних дел.
В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно — территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — местная администрация.
Регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
1) паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: